Горский И. К. Крашевский // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 809—811.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-8093.htm

- 809 -

КРАШЕ́ВСКИЙ (Kraszewski), Юзеф Игнацы (28.VII.1812, Варшава, — 19.III.1887, Женева) — польский писатель. В 1830 за участие в тайном патриотич. кружке был арестован царскими властями, из тюрьмы вышел в 1832. Накануне польского восстания 1863 был изгнан из Варшавы. В 1863—84 жил в Дрездене, где подвергся преследованию со стороны Бисмарка. В 1856—59 возглавлял Житомирский театр. Всю жизнь вел издательскую и публицистич. деятельность: в 1841—51 редактировал виленский журн. «Ateneum» («Атенеум»), в 1859—1862 — «Gazeta codzienna» («Ежедневная газета»; с 1861 —

- 810 -

«Газета польская») в Варшаве, издавал антиклерикальный ежегодник «Rachunki» (1867—70), обличавший феод. аристократию. Симпатизируя шляхетским революционерам в дни восстаний и осуждая их после поражений, К. тяготел к либерализму. В его огромном лит. наследии наиболее ценны повести и романы (из них 144 социально-бытовых, 88 исторических). К. писал также стихи и драмы, лит.-критич. статьи, труды по истории, лингвистике, философии и др. Вначале увлекался эскизными зарисовками с натуры и, воспроизводя провинц. быт, старался писать для «людей низших классов» («Большой свет небольшого городка» — «Wielki świat małego miasteczka», 1832—1833). На рубеже 30—40-х гг. под влиянием романтизма обратился к изображению конфликта между личностью и об-вом (повесть «Поэт и мир» — «Poeta i świat», 1839). В 40-е гг. стал одним из зачинателей реалистич. направления; опубл. повести из жизни крепостной деревни: «История Савки» («Historia Sawki», 1842), «Ульяна» («Uliana», 1843), «Остап Бондарчук» («Ostap Bondarczuk», 1847), «Будник» («Budnik», 1847), «Хата за деревней» («Chata za wsią», 1853), «Ермола» («Jermoła», 1857), «История колышка в плетне» («Historia kołka w płocie», 1860, и др.), а также серию обличит. романов, рисующих разложение шляхетско-аристократич. среды: «Волшебный фонарь» («Latarnia czarnoksięska», t. 1—8, 1843—44), «Золотое яблоко» («Złote jabłko», t. 1—4, 1853), «Два мира» («Dwa światy», 1856) и др. Проникнутые гуманным пафосом осуждения крепостничества, эти книги утверждали в Польше жанр социальной повести и романа.

Восстание 1863 вдохновило К. на создание цикла полурепортажных повестей, из к-рых «Дитя Старого Города» («Dziecię Starego Miasta», 1863), «Шпик» («Szpieg», 1864) и «Красная пара» («Para czerwona», 1864) запечатлели героизм борцов-патриотов 1860—62, тогда как «Москаль» («Moskal», 1865), «Мы и они» («My i oni», 1865) и «Еврей» («Żyd», 1866) отразили разочарование писателя в повстанческих методах борьбы за освобождение родины. Обескураженный исходом восстания, К. снова стал противопоставлять либерализм революционности. Обличая феод. знать, клерикальную реакцию и деспотизм в цикле т. н. политич. повестей: «Гибриды» («Hybrydy», 1869), «Дедушка» («Dziadunio», 1868), «В мутной воде» («W mętnej wodzie», 1870), «Рамулты» («Ramułtowie», 1881), он начал пропагандировать идею морального сопротивления иноземным, особенно немецким, угнетателям Польши: повесть «Рим времен Нерона» («Rzym za Nerona», 1866), роман «Скитальцы» («Tułacze», t. 1—3, 1868—70) и др. Патриотич. стремлениями навеяны почти все историч. романы К.; лучшими из них считаются «Графиня Козель» («Hrabina Cosel», 1874), «Брюль» («Brühl», t. 1—2, 1875), «Из Семилетней войны» («Z siedmioletniej wojny», t. 1—4, 1875) — трилогия из времен саксонской династии 18 в. Историч. романы К. отличаются документальностью и критич. освещением прошлого. Особый историч. цикл составляют 29 романов в 78 томах, написанных в 1876—86. Цикл начинается «Старым преданием» («Stara baśń», 1876), лучшим романом К., рисующим борьбу предков польского народа с герм. нашествием в 9 в. К произв. о современности принадлежат его «Morituri» (t. 1—2, 1874—75), воссоздающие картину «погибающего мира» аристократии, автобиографическая «Повесть без названия» («Powieść bez tytułu», 1855) и мемуары «От колыбели до могилы» («Od kolebki do mogiły», 1885). Охватив важнейшие совр.

- 811 -

события и почти всю историю Польши, К. создал множество типов шляхты, крестьян и мещанства разных эпох; он подготовлял новый тип реалистич. историч. романа. Его творчество содействовало демократизации польской лит-ры и стало переходным звеном от романтизма к реализму 2-й пол. 19 в.

Соч.: Powieści historyczne, 2 wyd., t. 1—78, Warsz., 1896—1898; в рус. пер. — Собр. соч., кн. 1—52, СПБ, 1915; Старое предание, М., 1956; Повести, М., 1956.

Лит.: Воровский В. В., И. И. Крашевский, в его кн.: Соч., т. 2, М., 1931; Горский И. К., Польский историч. роман и проблема историзма, М., 1963; Książka jubileuszowa dla uezczenia pięćdziesięcioletniéj działalności literackiéj J. I. Kraszewskiego, Warsz., 1880; Chmielowski P., J. I. Kraszewski, Kr., 1888; Hahn W., J. I. Kraszewski. Życie i twórczość, в кн.: Kraszewski J. I., Morituri, Kr., 1925; Danek W., Publicystyka J. I. Kraszewskiego, Wr., 1957; его же, Wstęp, в кн.: Kraszewski J. I., Dziecię Starego Miasta, 3 wyd., Wr. — Kr., 1959; Dabrowolska H. M., Tytan pracy, 2 wyd., Warsz., 1957; Osmólska-Piskorska B., Powstanie styczniowe w twórozości J. I. Kraszewskiego, Toruń, 1963.

И. К. Горский.