- 787 -
КОЧЕРГА́, Иван Антонович [24.IX(6.X).1881, м. Носовка ок. Нежина, — 29.XII.1952, Киев] — укр. сов. драматург. Засл. деят. иск-в УССР (с 1950). Род. в семье ж.-д. служащего. В 1903 окончил юридич. ф-т Киевского ун-та. Начал лит. деятельность как журналист. Первая пьеса — драматич. сказка на темы средневековья «Песня в бокале» (рус. пер. 1910, пост. 1926, изд. 1956). В этой романтич. драме наметились черты, характерные для творчества К., — вера в благотворную власть поэзии над человеч. сердцем, интерес к жизни нар. масс, восстающих против угнетателей. В дореволюц. годы К. пишет на рус. яз. неск. легких комедий («Девушка с мышкой», «Полчаса любви» и др.), явившихся уступкой обывательским вкусам. Даже более поздняя комедия «Фея горького миндаля» («Фея гіркого мигдалю», 1926) грешит опереточной «облегченностью» в обрисовке нравов крепостнич. прошлого. Плодотворным для развития лучших сторон таланта К. в сов. время явилось обращение к героич. страницам истории укр. народа. В драме «Алмазный жернов» («Алмазне жорно», 1927) и драматич. поэме в стихах «Свадьба Свички» («Свїччине весілля», 1931) духовная красота и мужество народа-борца воплощены в поэтич. образах сверкающего алмаза и мирной свечи, огонек к-рой разгорается в пламя нар. восстания. Своеобразие поэтики К. заключается в органич. проникновении центр. образа-символа в драматич. структуру, в сюжетное построение, в диалоги пьесы, причем метафорич. мышление драматурга питается источниками нар.-поэтич. творчества. В феерии «Марко в аду» («Марко в пеклі», пост. 1928) утверждение героики революции сочетается с элементами фантастики и сатирич. гротеска в изображении отрицат. явлений. Неск. пьес 1928—31 К. посвятил темам борьбы за коллективизацию
- 788 -
и за новый быт: «О чем поет рожь?» («Про що жито співає?»), «Натура и культура» и др.
К наиболее значит. произв. К. принадлежит философ. комедия «Часовщик и курица» («Годинникар і курка»), или «Мастера времени» («Майстри часу», премирована на 1-м Всесоюзном конкурсе в 1933, опубл. в 1934). Борцы за революц. преобразование мира, строители социализма выступают здесь как подлинные «мастера времени», умеющие поставить его на службу созидат. деятельности. В гротескном образе немца Карфункеля, стремящегося повернуть вспять стрелку «часов пятилетки», обрисованы силы реакции, обреченные самой историей на поражение. Для пьесы характерны композиц. изобретательность, напряженность действия. В ряде пьес на совр. темы К. поднимал философ., этич., эстетич. проблемы: «Пойдешь — не вернешься» («Підеш — не вернешся», 1936), «Имя» («Ім’я», 1937), «Чорний вальс» (1937), «Выбор» («Вибір», или «Вера Немилова», 1938), «Экзамен по анатомии» («Екзамен з анатомії», 1940), «Чаша» (1942), «Ночная тревога» («Нічна тривога», 1943), «Китайский флакон» (1944). К. выступал против мещанской ограниченности, эгоизма за высокие идеалы коммунистич. морали, за доверие к человеку, воспитание в нем гражд. долга. Идеи патриотизма, одушевлявшие сов. лит-ру в годы Великой Отечеств. войны, нашли худож. выражение в драматич. поэме К. «Ярослав Мудрый» (1946, пост. в Харьков. драматич. театре им. Т. Шевченко, Гос. премия СССР, 1947). В послевоен. годы написаны драма «Истина» (1947) и драматич. поэма «Пророк» (1948), рисующая образ Т. Г. Шевченко в последние годы его жизни (пьесы опубл. посмертно).
Соч.: Твори, т. 1—3, К., 1956; в рус. пер. — Историч. драмы, М., 1954; Часовщик и курица (Мастера времени), М., 1934; Песнь о свече, М., 1935.
Лит.: Адельгейм Є., Два драматурги, К., 1938; Старинкевич Є., Драматургія Івана Кочерги, К., 1947; ее же, Иван Кочерга, в кн.: Лит. портреты, т. 1, К., 1960; Андріанова Н. М., Іван Кочерга. [1881—1952], К., 1963.
Е. И. Старинкевич.