Старинкевич Е. И. Корнейчук // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 742—745.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-7423.htm

- 742 -

КОРНЕЙЧУ́К, Александр Евдокимович [р. 12(25).V.1905, ст. Христиновка, Киевская губ.] — укр. сов. драматург и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1940. Чл. ЦК КПСС (с 1952) и ЦК КП Украины. Деп. Верх. Совета СССР 1—6-го созывов. Пред. Верховного Совета УССР. Занимал руководящие посты в Мин-ве иностр. дел, в К-те по делам иск-в УССР. Зам. пред. Сов. Мин. УССР (1953—54). Чл. Всемирного Совета Мира и его Бюро с 1949. Чл. Президиума Всемирного Совета Мира с 1958. Акад. АН СССР (с 1943) и АН УССР (с 1939). Род. в семье ж.-д. слесаря, в юности работал на ж. д. Окончил лит. ф-т киевского Ин-та нар. образования в 1929. Лит. деятельность начал в 1925. Первый рассказ — «Он был велик» («Він був великий», 1925) — о бессмертии образа В. И. Ленина в памяти народа. Первая пьеса «На грани» («На грані», 1929), написанная для театра рабочей молодежи, говорит о месте художника в рядах строителей социализма.

- 743 -

Сцена из спектакля «Гибель эскадры». Харьковский театр им. Т. Г. Шевченко. 1933—34

Сцена из спектакля «Гибель эскадры». Харьковский театр им. Т. Г. Шевченко. 1933—34.

Сцена из спектакля «Платон Кречет». МХАТ. 1935

Сцена из спектакля «Платон Кречет». МХАТ. 1935.

В пьесе «Каменный остров» («Камяний острів», 1930) К. разоблачает контрреволюц. сущность укр. бурж. национализма, показывает враждебное отношение националистов к индустриализации Сов. Украины. В основе пьесы «Штурм» (1931) лежит идея интернац. солидарности пролетариата. Эти пьесы свидетельствуют о напряженных поисках К. в области драматургич. формы. Дарование драматурга с большей полнотой проявилось в героич. историко-революц. драме «Гибель эскадры» («Загибель ескадри», 2-я премия на Всесоюзном конкурсе, 1933). Идея народности, неразрывного единства партии и народа получила здесь зримое воплощение в человеч. судьбах. Стержнем драматич. сюжета является борьба комитета большевиков за выполнение указаний партии. Оптимистич. звучанию героич. драмы способствует умение драматурга раскрыть творч. силы революции в живом движении масс, в неувядаемой красоте коммунистич. идеалов, в духовном богатстве его героев. Прочному успеху пьесы в театрах Сов. Союза и за рубежом содействуют ее лит. и сценич. достоинства, индивидуализированная речь персонажей, действенный диалог, насыщенные драматизмом сценич. ситуации. В получившей широкую известность пьесе «Платон Кречет» (1934, изд. 1935) К. создал образ сов. интеллигента, гуманиста и неутомимого новатора. Он показан в остром столкновении с косными силами, тормозящими развитие научной творч. мысли. В худож. воплощении этого идейного конфликта К. сочетал глубокий драматизм с лиризмом и юмором, с пониманием природы театра. На близкую тему написана пьеса

- 744 -

«Банкир» (1936). Идейно-моральные качества новой интеллигенции воплощены в представителях сов. финансового аппарата и торговли. Однако в обрисовке положит. образа современника К. не достиг здесь той меры худож. типизации, которой отмечен, напр., его Платон Кречет. В историко-революц. пьесе «Правда» (1937) К. впервые в укр. драматургии воссоздал образ В. И. Ленина. Главная мысль пьесы — общность историч. путей укр. и рус. народов в революции; она воплощена в судьбе укр. крестьянина-бедняка, пришедшего с помощью русского рабочего к великой правде революции. В героико-романтической драме «Богдан Хмельницкий» (1939) показаны события народно-освободительной войны 1648—54 и знаменательный акт воссоединения Украины с Россией. В 1941 К. был удостоен Гос. премии СССР за пьесы «Платон Кречет» и «Богдан Хмельницкий». На основе пьесы «Богдан Хмельницкий» создан одноименный фильм (1941, режиссер И. Савченко), фильм «300 лет тому...» (1956, режиссер В. Петров) и опера «Богдан Хмельницкий» (1951, 2-я ред. 1953, либретто автора и В. Василевской, муз. К. Данькевича).

Комедией «В степях Украины» («В степах України», 1941; Гос. премия СССР, 1942) К. начал новую жанрово-тематич. линию, получившую развитие в комедиях «Приезжайте в Звонковое», «Калиновая роща», «Над Днепром». Обратившись к жизни колх. села, он выступил, пользуясь оружием смеха, против пережитков собственнич. психологии, инертности, отсталости и ограниченности, мешающих движению к коммунизму. «Приспособившийся к социализму» Кондрат Галушка — это индивидуализированный и вместе с тем типический образ большой обобщающей силы, выходящий за рамки «колхозной» тематики. К. обнаружил в этой пьесе мастерство комедийного диалога и языковых характеристик.

В годы Великой Отечеств. войны К. активно участвовал в обороне страны. Он выступал с публицистич. статьями («Грозная расплата неминуема», 1942, и др.), написал пьесы — «Партизаны в степях Украины» (1941), «Фронт» (1942), «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» (1944). Пьеса «Фронт» (Гос. премия СССР, 1943) — образец страстного партийного вторжения искусства в жизнь. К. выступил против косности в армии, в военном искусстве, особенно опасной в условиях войны. Образу отсталого военачальника Горлова, «горловщине» противостоят передовые люди Советской Армии, изображенные, однако, менее рельефно.

В послевоен. годы К. обратился к темам восстановления и развития нар. х-ва страны, духовного роста ее людей. В пьесе «Приезжайте в Звонковое» («Приїздіть у Дзвонкове», 1946) К. выступил против настроений успокоенности, звал тружеников села к деятельной творч. жизни. Однако в худож. воплощении замысла К. не избежал поверхностного, облегченного изображения реальных жизненных противоречий, что снизило идейно-эстетич. достоинства пьесы. Конфликт между сторонниками передовых методов шахтерского труда и теми, кто препятствует их внедрению, — основа сюжета пьесы «Макар Дубрава» («Макар Діброва», 1948; Гос. премия СССР, 1949). Этот производственный конфликт помог драматургу раскрыть характеры людей, показать их взгляды на труд, семью, на долг патриота. В драме «Калиновая роща» («Калиновый гай», 1950; Гос. премия СССР, 1951) К. снова обратился к сельской тематике. Он показал конкретные формы, которые приобретает конфликт передового и отсталого в условиях возросшего благосостояния колхозного села.

- 745 -

Инертные силы воплощены в лице своеобразного идеолога «среднего уровня» — пред. колхоза Романюка, довольного прежними достижениями. Значит. место занимают проблемы колх. села и в пьесе «Крылья» («Крила», 1954), где нарисован образ коммуниста Ромодана, секретаря обкома, думающего прежде всего об интересах народа, чуждого бездушному и бюрократич. отношению к людям. Однако в этой пьесе, как и в предыдущей, К. не избежал недочетов, о к-рых самокритично говорил на 2-м съезде советских писателей; речь идет о недостаточно глубоком проникновении в «...важнейшие процессы жизни и борьбы нашего общества...» (Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчет, 1956, с. 194; см. также с. 196 и др.).

Комедия «Почему улыбались звезды» («Чому посміхалися зорі», 1957) высмеивает тех интеллигентов, к-рые оторвались от народа, живут лишь узкими обывательскими интересами. Под обстрел сатиры попадают и те, кто мнит себя знатоками иск-ва, на деле будучи невеждами. С темой интеллигенции связана в этой пьесе и проблема воспитания молодежи. В пьесе «Страница дневника» (1964) К., стремясь к углубленному раскрытию психологии современника, переносит центр тяжести в сферу морально-этич. и идейных коллизий. В комедии «Над Днепром» (1960) объектом сатиры выступают горе-руководители, чисто потребительски понимающие интересы колхоза. В обрисовке образа пред. колхоза Македона Сома К. пользуется приемами буффонады и гротеска. Вместе с тем пьеса насыщена пафосом утверждения творческих сил советской действительности.

Соч.: Вибрані твори, т. 1—2, К., 1950; П’єси, К., 1959; П’єси, К., 1962; в рус. пер. — Сочинения, т. 1—3, М., 1956; Пьесы, М., 1950; Пьесы, М., 1961; Страница дневника, М., 1964.

Лит.: Горбунова Е., Драматургия А. Корнейчука, М., 1952; Пархоменко М., А. Корнейчук, М., 1952; Гебель В. А., А. Е. Корнейчук, М., 1957; Кисельов Й., Образ позитивного героя в драматургії Корнійчука, К., 1955; Старинкевич Е., А. Корнейчук, в кн.: Лит. портреты, т. 1, К., 1960.

Е. И. Старинкевич.