732
КОРЕ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра корейского народа.
Древняя и средневековая литература. К. л. выросла из фольклора; нар. легенды входили в состав историч. соч., мотивы и сюжеты преданий, сказок легли в основу первых образцов худож. прозы. Ср.-век. К. л. была двуязычной: часть памятников написана на кор. яз., часть — на ханмуне (кореизированном стиле кит. вэньяня). Кит. иероглифич. письменность и язык проникли в Корею в начале нашей эры. Они использовались в гос. и лит. практике вплоть до 19 в., хотя в сер. 15 в. была создана кор. письменность. Господств. классы презрительно относились к кор. письменности, называя ее «онмун» — «вульгарное письмо», а лит-ра на кор. яз. не издавалась и имела хождение лишь в рукописях. На становление и развитие ср.-век. К. л. оказали влияние кит. идеология и лит-ра; конфуцианство подсказало К. л. образец идеального героя, из буддизма и даосизма пришли мотивы и настроения, а кит. поэзия стала источником мн. худож. образов. От древнейшей К. л. осталось неск. названий историч. соч. и сб-ков худож. прозы. В гос-ве Силла (7—10 вв.) развивалась поэзия на кор. яз. В 9 в. составлен сб. «Записи трех поколений», к-рый не сохранился. По сведениям из др. источников в нем были собраны образцы песенной поэзии хянга (иначе — санве норэ), записанные способом «иду» (своеобразная система записи кор. слов и окончаний с помощью кит. иероглифов). Известны 25 текстов хянга. Одновременно развивалась и поэзия на ханмуне: кор. поэты писали стихи по нормам кит. стихосложения [Чхве Чхи Вон (р. 857) и др.]. Сохранились и нек-рые образцы прозы: аполог Соль Чхона (конец 7 в.) «Обет короля цветов» и отрывки из путевых записей буддийского монаха Хечхо (нач. 8 в.) «Хождение в пять индийских княжеств». От 11—12 вв. сохранилось больше памятников. Стихи поэтов Чон Джи Сана (ум. 1135) и Пак Ин Няна (ум. 1096) свидетельствуют о дальнейшем развитии поэзии на ханмуне. Большое место в лит-ре этого периода занимают историч. соч. и жизнеописания буддийских подвижников. К ним относятся «Житие Кюнё» (1075) Хек Нён Джона и «Исторические записи трех государств» (1145) известного гос. деятеля Ким Бу Сика, в к-рых отражены конфуцианские представления об отношениях между людьми в гос-ве. Своеобразным историч. соч. были и «Дополнения к записям о трех государствах» (1281) Ирёна, к-рый решил собрать и записать все «необычное» и «поразительное» — то, что хранилось в памяти народа как неотъемлемая часть его истории.
12—13 вв. были периодом ослабления централизованного гос-ва, монг. вторжения в Корею. Экономич. упадок, смуты, недовольство повлекли за собой пересмотр установленных конфуцианством отношений между человеком и обществом. На сцену выступают даосские представления о мире и человеке — части великой природы. В поэзии расцветает пейзажная лирика, где преобладают мотивы ухода к природе, подсказанные творчеством кит. поэта Тао Юань-мина. Это направление представлено группой поэтов «Семь мудрых из страны к востоку от моря» — Ли Ин Но (1152—1230), Им Чхун (ум. 1170) и др. Видное место в лит-ре этого времени занимает творчество поэтов Ли Гю Бо (1168—1241) и Ли Дже Хёна (1288—1367). Поэты Ли Сун Ин (ум. 1392), Ли Сэк (1328—96), Ли Гок (ум. 1351) значит.
733
внимание уделяют обличит. тематике, критике правления и описания бедств. положения народа. Появляется и любовная лирика на кор. яз. («каё»). В 13—14 вв. худож. проза окончательно отделяется от исто-рич. соч., рождается т. н. лит-ра пхэгван сосоль — проза малых форм. Возникнув в период расцвета историч. лит-ры и занимая по отношению к ней второстепенное место, лит-ра пхэгван сосоль стала зародышем худож. прозы последующих веков. В этот период она представлена сб-ками Ли Ин Но (псевд. — Пхахан), Ли Гю Во (псевд. — Пэгун), Чхве Джа (псевд. — Похан, 1188—1260), Ли Дже Хён (псевд. — Ёгон).
В конце 14—15 вв. происходят большие сдвиги в жизни страны, связанные со сменой династий и укреплением централизованного гос-ва. Важнейшим событием культурной жизни было создание кор. письменности, что ускорило развитие прозы и поэзии на родном языке. Бурные события века порождают противоречивые веяния в лит-ре. По-прежнему удерживаются конфуцианские идеалы, но теперь изображаемому придается повышенно эмоциональная окраска, развиваются поэтич. жанры на кор. яз.: сиджо, каса; появляются также хвалебные оды, прославляющие подвиги основателя новой династии Ли и его приближенных: «Ода дракону, летящему в небо» («Ёнбиочхонга») Чон Нин Джи (1396—1478) и Квон Дже (1387—1445), оды Пён Ге Ряна (1369—1430) и др. В лит-ре этого времени отчетливо проявляются индивидуалистич. тенденции; уходу от мира, воспеванию природы и вина посвящены многочисл. произв. самых различных жанров. Настроения эпохи нашли наиболее полное отражение в жанре сиджо: в стихах Сон Сам Муна (1418—56) и Мэн Са Сона (1359—1438) изливает свои чувства по-конфуциански преданный долгу вассал; даосскими мотивами ухода к природе проникнуто творчество поэтов Ли Хён Бо (1467—1555), Ли Хвана (псевд. — Тхвеге, 1501—70), Ли И (псевд. — Юльгок, 1536—84). Прославленным мастером каса был Чон Чхоль (псевд. — Сонган, 1536—93). Его пейзажная поэзия явилась высшей точкой в развитии К. л. 14—16 вв.; изображение человека в единении с природой, воспевание его чувств сочетается с экспрессивностью и динамичностью. В этом же плане пишут сиджо Им Дже (псевд. — Пэкхо, 1549—87) и поэтессы Хван Джин И, Сори, Мэ-хва и др. Появляется новый жанр — новелла. В сюжетно развитой новелле Ким Си Сыпа (1435—93) основное — даосское настроение ухода от об-ва и буддийские мотивы непрочности земных радостей. В новелле, выделившейся из пхэсоль, гл. обр. плутовской, бичуются глупость, жадность, разврат: сб-ки Сон Хёна (1439—1504), О Сук Квона, Ли Юка (1438—98), Со Го Джона (1420—88). Созвучны плутовской новелле и сатирич. произв. Им Дже, в к-рых каждый персонаж воплощает к.-л. из человеч. пороков или добродетелей. Проза начинает играть все большую роль в К. л. В этот период она развивается под влиянием освободительных, бунтарских настроений, рожденных Имджинской отечеств. войной с Японией (1592—98) и борьбой с маньчжурскими завоевателями (1627, 1636). Усиливается воздействие демократич. тенденций, связанных с ростом городов, а также идейного течения сирхакпха (школа реальных наук), представители к-рого выступали с критикой феод. порядков, призывали к переустройству об-ва на справедливых началах. Непосредств. откликом на Имджинскую войну было появление кунги — героич. историй, рассказывающих о подвигах кор. полководцев. Наиболее известным произв. этого жанра была «Имджинская хроника» («Имджин нок»). Патриотич. подвиг народа стал гл. темой поэта Пак Ин Но (1561—1642). Развиваются прозаич. жанры на кор. яз., в связи с этим возрастает интерес к кит. прозе: кит. романы, новеллы и драмы распространялись как в
734
оригинале, так и в кор. переводах. Человек и разные стороны его жизни становятся осн. содержанием прозаич. жанров: повести, романа, новеллы. Повесть, показывая, как прекрасен человек и как несправедливо об-во и его законы, наделяет героя чертами исключительности. В лит-ре нашел отражение социальный конфликт: «Повесть об Ун Ён» Ю Ёна, «Повесть о господине Чу» Квон Пхиля (1569—1612). Повести разрешали его нереалистично: напр., герой «Повести о Хон Гиль Доне» Хо Гюна (1569—1618) покидает родину и становится справедливым правителем утопич. царства; в «Повести о Сим Чхон» и «Повести о Хын Бу» на помощь героям приходит чудо. Социальная тематика занимает значит. место в новелле, но вопрос о взаимоотношении человека и об-ва ставится в ней гораздо острее, чем в повести, напр. в трагич. новеллах Ю Мон Ина (1559—1623) столкновение личности и об-ва приводит к гибели героя. Проблема человека становится центральной в творчестве писателя-гуманиста Ким Ман Джуна (1637—92). В его социально-бытовой повести «Скитания госпожи Са по югу» и романе «Облачный сон девяти» отразилось гуманистич. понимание ценности человеч. личности, требования свободы и равенства. Программа идеологов сирхакпха нашла наиболее последоват. худож. воплощение в новеллах выдающегося сатирика Пак Чи Вона (псевд. — Ёнам; 1737—1805). К его новеллам близки анонимные сатирич. аллегорич. повести «Сказ о фазане» и «Повесть о зайце», высмеивающие конфуцианское начетничество и тех, кто в своих поступках руководствуется не здравым смыслом, а указаниями древних, цитатой. Одной из осн. антифеод. идей, горячо отстаиваемых представителями сирхакпха, была идея равенства между людьми. Выдвижение ее было связано с признанием важности человеч. чувств, с утверждением права человека на любовь. Воспеванию любви юноши из знатной семьи и девушки из низкого сословия посвящена повесть «История о верности Чхун Хян» («Чхун Хян джон»). В 18 в. лит-ра на кор. яз. стала занимать настолько значит. место, что ее уже нельзя было третировать как лит-ру второго сорта. Круг «избранной лит-ры» расширяется, происходит офиц. признание поэзии на родном языке. Издаются первые поэтич. антологии «Чхонгу ёнон» (1727—28) Ким Чхон Тхэка и «Хэдон каё» (1763) Ким Су Джана.
В сиджо 17 в. по-прежнему господствует пейзажная лирика: Юн Сон До (псевд. — Косан, 1587—1671), Ким Гван Ука (1579—1656) и др. Вместе с тем появляется новая тематика: социальный протест, бытовые, любовные (эротич.) мотивы. На первый план выдвигается новый жанр — чан-сиджо, представленный гл. обр. гор. анонимной поэзией. Расширение тематич. диапазона, переход от изображения выдающегося, исключительного к показу обыденного, заурядного стали характерной особенностью лит-ры 19 в., в к-рой наблюдается дальнейшая демократизация, усиление гор. тенденций. Эти обстоятельства привели к рукописному в основном бытованию лит-ры, ее анонимности, широкому распространению в «низах» об-ва. Лит-ра 19 в. стоит на перепутье между средневековой и новой. В поэзии достигает расцвета любовная лирика: творчество Ли Джэ Хё (1812—84), к-рый был также автором и исполнителем пхансори (сказания, исполняемые в лицах одним актером под музыку), написанных на известные сюжеты («Сим Чхон», «Чхун Хян», «Хын Бу» и др.). Последние яркие вспышки дает поэзия на кит. яз.: творчество Ким Сакката (наст. имя — Ким Бён Ён, 1807—63), прославившегося горьким юмором своих стихов, и Чон Як Ёна (псевд. — Тасан, 1762—1836), известного философа и теоретика движения сирхакпха. Поэтич. жанры сиджо и каса теряют былое значение, они повторяют старые мотивы: сб. «Песнь о великом
735
спокойствии в Намхуне» (1867). Продолжает развиваться проза. Появляются оригинальные «Повесть о Чхэ Бон», «Повесть о пиджане Пэ», «Повесть о Сук Ён». Мн. повести создаются по известным сюжетам, но по существу это уже новые произв., в к-рых герой частично теряет ореол исключительности. Они стоят в одном ряду с новеллами того времени, авторы к-рых стремились показать обычных людей в обычной ситуации. В 19 в. лит-ра подходит к реалистич. изображению действительности.
М. Никитина, А. Троцевич.
Литература 20 в. С подъемом антифеодальной (крест. война 1893—94) и антиимпериалистич. борьбы в Корее в конце 19 — нач. 20 вв. развертывается патриотич. культурно-просветит. движение, бурж.-демократич. по характеру. В Сеуле и провинциях создаются просветит. орг-ции, растет сеть школ. Чу Си Гён и др. лингвисты начинают «движение за кор. письменность» (кунмун ундон), сыгравшее важную роль в распространении кор. лит. языка. С 1896 выходят многочисл. газеты и журналы на кор. яз., появляются переводы рус. и мировой классики, историч. и философ. соч. — гл. обр. те, к-рые могли пробудить в народе нац. сознание. Новые веяния ощущаются и в К. л. Идеи просветительства нашли отражение в публицистике (Пак Ын Сик, Пак Сон Хып и др.). Поэзия становится публицистичной, злободневной. Ведущим поэтич. жанром была песня («Песня единомышленников» Ли Джын Вона, «Песня о независимости» Чхве Бён Хёна, «Патриотическая песня» Ли Ён У и др.). Прозаич. произв. начинают писать на разговорном кор. яз.; под влиянием европ. беллетристики происходит постепенное приближение кор. повествоват. лит-ры к совр. прозе. Это направление в К. л. конца 19 — нач. 20 вв. получило название «новой прозы» (син сосоль), в отличие от предшеств. лит-ры (кодэ сосоль). Наиболее значит. произв. были романы Ли Ин Джика («Кровавые слезы», 1896, и др.), Ли Хэ Джо («Колокол свободы» и «Меч», 1908), Ан Гван Ми, Ли Сан Хёпа и др. Острой социальной направленностью выделялись сатирич. повести «Собрание птиц и зверей» (1908), «Разговор между лисой и кошкой» (1908) Ан Гук Сона. Тогда же создано немало произв. о легендарных героях прошлого, прославившихся в борьбе против иноземных захватчиков, — о Ли Сун Сине, Ыльчи Мундоке, Кан Гам Чхане и др. По форме это традиц. жизнеописания.
После аннексии Кореи Японией (1910) развитие нац. К. л. было прервано. Идеологи бурж. национализма прозаик Ли Гван Су, поэт Чхве Нам Сон и др. своими произв. на деле помогали японцам духовно закрепощать кор. народ. Лишь под влиянием идей Октябрьской революции в России и кор. Первомартовского восстания (1919) укрепляется лагерь демократич. писателей. В 1922 молодые литераторы (Ли Хо, Сон Ён, Пак Се Ён и др.), сгруппировавшись вокруг журн. «Ёмгун» («Искры»), образуют одноим. об-во и принимают программу, в к-рой провозглашается принцип пролет. партийности в лит-ре и иск-ве. Через год возникает лит. группа «Пхаскюла». Участники этих двух групп и представляли школу нового направления (синкёнхянпха), подготовившую переход к пролет. лит-ре. Прогрессивная К. л. 20-х гг. была гл. обр. обличительной: Ли Сан Хва описывал жизнь голодных и обездоленных («Нищий», 1925; «Рикша», 1925). В стихах Пак Пхар Яна, Ким Чхан Суля слышны мотивы одиночества и печали как выражение скорби поэтов о судьбах родины. В прозе до нач. 30-х гг. господствовал короткий рассказ: новеллы «Мальчик из людской» (1923) На До Хяна, «Родина» (1924) Чхве Сохэ и др. Во мн. рассказах описание социальных контрастов дополняется стихийным протестом бунтаря-одиночки: «Бедные люди» (1924) Ли Ги Ёна, «Голод и убийство» (1925) Чхве Сохэ, «Сумасшедший» (1925) Ли Ик Сана,
736
«На дне» (1925) Чо Мён Хи. Несмотря на пессимистич. тон прозы, в лит-ру приходят новые герои, готовые пожертвовать личными интересами ради спасения родины: рассказы «Шерстяное одеяло» (1926) Чхве Сохэ, стих. «Вечером» (1925) Ким Соволя и др. Автобиографичен рассказ Сон Ёна «Доменная печь» (1925) — первое произв. К. л. о рабочем классе. Эта лит-ра развивалась в русле критич. реализма.
В этот период среди бурж. писателей происходит размежевание: нек-рые из них переходят на демократич. позиции, но большинство, группируясь вокруг журналов «Чханджо» («Созидание», 1919, во главе с Ким Дон Ином), «Пхехо» («Руины», 1920, руководимый Ким Оком) и др., выступают с упадочнич. произв. («Картофель», «Печаль слабого человека» Ким Дон Ина, «Темная ночь», «Ночь перед рождеством» Ём Сан Сопа), гл. обр. в духе натуралистич. школы Запада. В сер. 20-х гг. нац.-освободит. движение в Корее вступает в новую фазу развития, создается Коммунистич. партия Кореи (1925), ширится движение за единый антияпон. нац. фронт. Возникает Корейская ассоциация пролетарских писателей (КАПП), ядро к-рой составили Юн Сепхён, Ли Бук Мён, Ким Чхан Суль и др. И хотя в соч. этих писателей вначале преобладали черты, характерные для школы нового направления, в отд. произв. уже намечается стремление к конкретизации образов, действительность изображается в динамике, в сложном сплетении противоречий, а обличение социальной несправедливости сопровождается острой постановкой вопроса о необходимости ликвидации существ. строя. В кор. новелле звучат мн. темы современности: союз рабочих и крестьян («Вон Бо», 1928; «Поселок бумажной фабрики», 1930, Ли Ги Ёна), междунар. солидарность пролетариата («Индийский солдат», 1927; «В перерыве между сменами», 1930, Сон Ёна). В повести «Нактонган» (1927) Чо Мён Хи впервые в К. л. дает образ положит. героя-борца. В поэзии поступат. движение жизни выражалось в отвлеченных символич. образах: «Ночной поезд» (1927), «Новый город» (1929) Пак Пхар Яна, «Народная процессия» (1927) Ю Ван Хи, «Рассвет» (1926) Ким Чхан Суля. Росту и возмужанию демократич. К. л. 20—30-х гг. способствовало влияние рус. сов. лит-ры, особенно творчества М. Горького.
В конце 20-х гг. активизировалась деятельность противников демократич. лит-ры. Ли Гван Су выдвинул теорию несвоевременности нац.-освободит. движения. Чертами упадочничества отмечено творчество Чу Ё Хана, Ким Ги Джина, Ём Сан Сопа и др. В этот же период получила распространение анархистская концепция Ким Хва Сана и его сторонников, согласно к-рой в рамках пролет. культуры может существовать и анархистская, и большевистская лит-ра. Их лозунг «искусство может быть самостоятельным» мало отличался от проповеди «чистого искусства».
В 30-х гг. демократич. К. л. пополнилась новыми именами: писательница Кан Гён Э (1906—44) и др. В районах, охваченных антияпон. партиз. движением, возникла революц. лит-ра. Особой популярностью среди бойцов пользовались революц. песни и короткие комедийные или сатирич. пьесы на злободневные темы. Революц. поэзия была проникнута идеями интернац. солидарности с народами Сов. Союза и Китая: «Международная», «Песня об Октябре», «Ленин» и др. Несмотря на политику полицейского террора (в мае 1935 КАПП была распущена), революц. активность народа нарастала. Жизнь требовала от писателей глубоких обобщений, типизации новых образов активных борцов. Все это не могло уложиться в форму маленького рассказа. Появляются романы о рабочих, о борьбе народа за свои жизненные права: «Родная сторона» (1934), «Весна» (1940) Ли Ги Ёна, «Проблема человечества»
737
(1934) Кан Гён Э. Выходит историч. роман «Сказание об Им Кок Чоне» (1939—40) Хон Мён Хи. В поэзии воспевается революц. подвиг, чувство пролет. коллективизма, выражается вера в неизбежность социальных перемен: стихи «Победная весна» (1936) Пак Пхар Яна, «Молодой оратор» (1936) Пак Се Ёна, «Солнце» (1941) Ли Сан Хва, поэма «Гимн жизни» (1936) Ю Ван Хи. С началом агрессивной войны на Дальнем Востоке япон. империалисты усилили политич. гнет в Корее. Все национальное искоренялось. Начались репрессии против прогрессивных деятелей культуры. В 1939 японцы организовали «Общество деятелей культуры Кореи» (в 1942 преобразовано в «Союз верноподданных деятелей культуры Кореи»), куда вошли наиболее реакционные элементы. Предавшие национальные интересы писатели восхваляли японское «мировое господство», проповедовали идею «японо-корейского единства».
Подъем духовной жизни кор. народа начался с освобождением страны Сов. Армией (1945). В Сев. Корее, где установился народно-демократич. строй, вся худож. деятельность проходила под знаком претворения в жизнь принципов «возвышенного реализма» (содержание этого понятия совпадает с представлением о методе социалистич. реализма). Важным событием для творч. интеллигенции было создание Ассоциации работников лит-ры и иск-ва (март 1946), ядро к-рой составили ветераны кор. пролет. лит-ры. Их творчество определило осн. направление лит-ры КНДР. Появляются стихи о Сов. Союзе, о Сов. Армии. Центр. место в лит-ре первых лет отводится новой жизни. Писатели показывают обновление жизни простого труженика города и села, рождение нового человека, новых взаимоотношений между людьми: Ли Бук Мён («Рабочая семья», 1947), Хван Гон («Угольный пласт», 1949), Пак Ун Голь («Серная кислота», 1949), Сон Ён (пьеса «Сестры», 1949). Рассказ Ли Ги Ёна «Рождение мира» (1946) — первое произв. о кор. деревне после осуществления аграрной реформы. В более широком плане изменения в жизни крестьянства он изображает в романе «Земля» (1948). К этой же теме обращаются поэты Ким У Чхоль и Мин Бён Гюн, драматурги Хан Тхэ Чхон и Пак Ён Хо. Искусственное разделение страны воспринимается писателями как нац. трагедия: стих. «Замолкни, голос дьявола» (1946) Пак Се Ёна. Мужеств. борьбе народа Юж. Кореи посвящают свои произв. поэты Чо Ги Чхон («Восстание в Ёсу», 1949), Чо Бёк Ам («Путь победы», 1948), драматург Нам Гун Ман («Остров Хаыйдо», 1948). В период Отечеств. войны кор. народа 1950—53 в лит-ре преобладают жанры малой формы — публицистика, очерки, репортаж, короткий рассказ. Писатели говорят о злодеяниях врага, призывают к отмщению за смерть соотечественников (Ли Ги Ён «Кровь за кровь», 1950); о героизме народа пишут очерки Пак Ун Голь («На берегах реки Нактонган», 1951), Ким Са Рян («Видно море»), Ли Джон Мин («Железнодорожники», 1951) и др. В лит-ре воен. лет получает развитие тема интернац. солидарности народов разных стран: рассказ Юн Си Чхоля «Мой старый друг» (1951), стих. Чо Бёк Ама «Братья навеки» (1953).
После войны писатели стремятся отразить героику трудовых будней кор. народа, гл. внимание уделяют созданию образа современника: «Пятая бригада» (1954) Ли Бук Мёна; «Клятва» (1956) Хан Сона; «Молодые горняки» (1956) Юн Се Джуна. В лит-ру вливается группа молодых поэтов. Издаются сб-ки стихов («Передайте наши песни», 1955; «Огни Тбилиси», 1955, Ким Сун Сока). Со 2-й пол. 50-х гг. выходят романы из жизни рабочих («В огне испытаний», 1957, Юн Си Чхоля; «Домна дышит», 1962, Юн Се Джуна), о кооперировании сел. х-ва («Новая весна в селении Соккэуль»,
738
1959—62, Чхон Се Бона; «Земля», 1948—60, Ли Ги Ёна), о тяжелой судьбе простого народа Юж. Кореи, о борьбе за мирное объединение страны («Перед рассветом», 1957, Ом Хын Сопа). Появляются историч. романы: о патриотизме кор. народа во время Имджинской войны («Отец Сосан», 1956, Чхве Мён Ика), о пробуждении национального самосознания у корейцев с конца 19 в. (трилогия «Река Туманган», 1954—61, Ли Ги Ёна) и др. В эти же годы прозвучали голоса молодых поэтов: Кан Ин Сока, Ли Хо Иля, Хан Юн Хо и др., и поэтов старшего поколения: Ким Сан О, Пак Се Ёна, Пак Пхар Яна.
В. Ли.
Литературная периодика. С культурно-просветит. движением на рубеже 19—20 вв. связан бурный подъем издательского дела. Публицистич. и поэтич. произв. печатались в газ. «Тоннип синмун» («Независимость», 1896—1907), в журн. «Сонён» («Юность», 1906—10), «Coy» («Западный друг», с 1908) и др., к-рые объединяли сторонников «новой прозы». В первые годы япон. колониального режима мн. издания закрылись. Лишь в журн. «Чхончхун» («Молодость», с 1914) и первом кор. лит. журн. «Тхэсо муне синбо» («Вестник западной лит-ры», с 1918) находят выражение идеи нац. независимости. В канун и после Первомартовского восстания 1919 издаются многочисл. периодич. лит. журналы, вокруг к-рых группируются сторонники разных декадентских школ: «Чханджо» («Творчество», 1918—24) — орган приверженцев «чистого искусства», «Пхехо» («Руины», с 1920) — орган символистов, «Пэкчо» («Белый прилив», с 1922) — орган представителей бурж. романтизма, «Чосон мундан» («Трибуна кор. писателей», 1924—26) — первый лит.-критич. журнал, орган националистически настроенных писателей. В становлении демократич. лит-ры большую роль сыграл журнал «школы нового направления» «Ёмгун» («Искры», 1923—24). Прогрессивные писатели печатались также в газ. «Тона ильбо» («Вестник Восточной Азии», 1919—40, возобн. с 1945) и «Чосон ильбо» («Корейский вестник», 1920—40, возобн. с 1945). «Чосон-чигван» («Светоч Кореи», 1922—35) и «Син-сэнхваль» («Новая жизнь», 1922—23) — лит.-политич. журналы, пропагандировавшие марксистские идеи. В 30-е гг. в противовес пролет. лит-ре и в целях пропаганды зап. модернистских веяний были созданы журн. «Чосон сидан» («Корейская поэзия», с 1930) и «Муне вольган» («Ежемесячник лит-ры и иск-ва», с 1931) и др. Массовыми лит. журналами с противоречивой идейно-эстетич. платформой были «Самчхолли» («Три тысячи ли», 1929—40) и «Чосон мунхак» («Кор. лит-ра», 1934—39). К 1940 из-за усилившихся репрессий япон. колонизаторов были закрыты почти все журналы на корейском языке.
После освобождения (1945) в Сев. Корее издаются лит.-худож. журн. «Мунхва чонсон» («Культурный фронт», 1946—48), «Мунхак есуль» («Лит-ра и иск-во», 1948—53). Органами СП Кореи являются журн. «Чосон мунхак» («Корейская литература», с 1953), «Чхоннён мунхак» («Литература для молодежи», с 1956), «Адон мунхак» («Детская литература», с 1954), газ. «Мунхак синмун» («Литературная газета», с 1955). Ин-т языка и лит-ры АН КНДР выпускал лит.-теоретич. журн. «Чосон омун» («Корейский язык и литература», 1956—60), от к-рого с 1961 отделился «Мунхак ёнгу» («Изучение литературы»).
В Юж. Корее первыми лит.-худож. журналами были «Син муне» («Новая литература», с 1945), «Мунхва чханджо» («Культурное творчество», 1945—46) и др. В 1946 возобновлено прежнее издание (1920—26) журн. «Кэбёк». В 1948—50 выходили лит. журн. «Муне» («Художественная лит-ра»), «Мунхак» («Литература»), «Хесон» («Комета»). В годы войны начали издаваться журн. «Мунхак-ква есуль» («Литература и искусство», в 1954—60 под назв. «Мунхак есуль»), «Сасанге» («Мир идей»). С 1955 различные лит. об-ва выпускают свои журн.: «Хёндэ мунхак» («Современная лит-ра»), с 1956 — «Чаю мунхак» («Свободная лит-ра»), «Ядам» («Новелла»), «Сосольге» («Мир прозы»), «Самчхолли» («Три тысячи ли», 1956—60), «Мунхак пхённон» («Лит. критика», 1957—60) и др. В 1960 мн. журналы под предлогом неуплаты налогов были закрыты, остались наиболее реакционные: «Ядам-гва сирхва» («Рассказы и были», с 1956), «Син муне» и др.
Публ.: Хёндэ Чосон мунхак сонджип, т. 1—4, 6—8, 10—16, Пхеньян, 1957—61; Хангук кодэ сосоль чонджип, т. 1—10, Сеул, 1962; Чосон коджон мунхак сонджип, т. 1, 3, 4, 6—11, 15, 17, 18, 23—29, 34, Пхеньян, 1958—65; Хангук ёктэ мёнси чонсо, Сеул, 1959; Хангук мунхак чонджип, т. 1—36, Сеул, 1958—60; Хангук ядам сахва чонджип, т. 1—20, Сеул, 1959—61; в рус. пер. — Совр. кор. поэзия, М., 1950; Совр. кор. пьесы, М., 1957; Кор. классич. поэзия, пер. А. Ахматовой, 2 изд., М., 1958; Кор. лирики, Алма-Ата, 1958; История о верности Чхун Хян. Средневековые кор. повести, М., 1960.
Лит.: Кор. лит-ра. Сб. статей, М., 1959; Иванова В. И., Ли Ги Ён, Жизнь и творчество, М., 1962; Ли В., О периодизации совр. кор. лит-ры, «Народы Азии и Африки», 1963, № 4; Никитина М. И., Троцевич А. Ф., Периодизация ср.-век. кор. лит-ры, там же, 1964, № 1; Aston W. G., On Corean popular literature, «Asiatic society of Japan. Transactions», 1890, v. 18; Lee P., Studies in the Saenaennorae: old Korean poetry, Roma, 1959; его же, Antology of Korean poetry, N. Y., [1964]; Korea. Its land, people and culture of all ages, Seoul, 1960.
739
Чосон мунхак тхонса, т. 1—2, Пхеньян, 1959; Хёндэ Чосон мунхак са, Пхеньян, 1961; Юн Се Пхён, Чосон мунхак са (15—19 сеги), Пхеньян, 1954; Ан Хам Гван, Чосон мунхак са, Пхеньян, 1956; Ким Ха Мён, Ким Сам Буль, Ури нара-ый коджон мунхак, Пхеньян, 1957; Хан Хё, Чосон ёнгык са кэё, Пхеньян, 1956; Хэбан-ху Чосон мунхак, Пхеньян, 1958; Коджон чакка рон, т. 1—2, Пхеньян, 1958—59; Хёндэ чакка рон, т. 1—2, Пхеньян, 1961—62.
Ли Бён Ги, Пэк Чхоль, Кунмунхак чонса, Сеул, 1958; Ким Са Хва, Кунмунхак са, Сеул, 1955; Чо Ён Хён, Хангук хёндэ мунхак са, Сеул, 1956; Чо Юн Дже, Кунмунхак са, Сеул, 1957; его же, Хангук сига саган, Сеул, 1958; Ким Тхэ Джун, Чосон сосоль са, Сеул, 1939; Пак Сон Ый, Хангук кодэ сосоль са, Сеул, 1958; Ян Джу Дон, Кога ёнгу, Сеул, 1954.
Петрова О. П., Описание письм. памятников кор. культуры, в. 2, М., 1963; Courant M., Bibliographie coréenne, t. 1—3, P., 1894—96; Korean studies guide, Berk.-L. Ang., 1954; Bibliography of Korean studies, Seoul, 1961; Маэма Косаку, Косэн саппу, т. 1—3, Токио, 1944—57; Кукхак ёнгу нонджо чхонгам, Сеул, 1960.
Л. Р. Концевич.