Кожинов В. В. Композиция // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 694—696.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-6942.htm

- 694 -

КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. compositio — составление, сочинение) — членение и взаимосвязь разнородных элементов или, иначе, компонентов лит. произведения. Иногда вместо термина «К.» употребляют близкие по смыслу слова: архитектоника, построение (или строение), структура, конструкция и т. п.

Термин «К.» не имеет однозначного толкования; под К. иногда понимают чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п. — «внешняя К.»); иногда же ее рассматривают как структуру худож. содержания, как его внутреннюю основу («внутренняя К.»). Притом К. часто отождествляют с другими категориями теории лит-ры — сюжетом, фабулой и даже с системой образов. Все это делает термин «К.» весьма многозначным и расплывчатым.

По мнению нек-рых исследователей, понятие К. приобретает более строгий и специфич. смысл, когда более определенным образом трактуется единица, простейший элемент К., или, иными словами, компонент лит. произведения. Известны простейшие элементы — единицы — ритма (стопа, такт), худож. речи (фраза или более сложная речевая единица), сюжета (отд. движение, «жест»), фабулы (событие или мотив), худож. содержания (образ человека — характер, образ вещи, явления). Единицей же композиции, или компонентом, по мнению этих теоретиков, является такой элемент, такой «отрезок» произведения, в пределах к-рого сохраняется одна определ. форма, точнее один способ или «ракурс» лит. изображения — напр. динамич. повествование, статич. описание (характеристика), диалог, реплика, монолог или т. н. внутренний монолог, письмо персонажа, лирич. отступление и т. п. Так, в частности, определены единицы К. в работах И. А. Виноградова («Теория литературы», М. — Л., 1935), Л. И. Тимофеева («Основы теории литературы», М., 1963), В. Кайзера («Das sprachliche Kunstwerk. Eine Einführung in die Literaturwissenschaft», Bern, 1961). Любое лит. произв. состоит из последовательного ряда относительно самостоятельных компонентов, каждый из к-рых принадлежит к одной из названных форм. Рассмотрение произв. в данной плоскости составляет особую сферу, к-рая остается за рамками остальных категорий теории лит-ры.

Простейшие единицы К. объединяются в более сложные и крупные компоненты: напр., зарисовки портрета, пейзажа, психич. состояния, поступка, разговора и т. п. Еще более крупным и более самостоятельным компонентом является сцена (и в драме, и в эпосе). Сцена слагается обычно из целого ряда форм изображения (описание, повествование, диалог и т. д.); в сцену могут войти пейзаж, портрет, изображение психич. состояния героев, их разговор и т. п. Но на протяжении

- 695 -

сцены так или иначе сохраняется один ракурс, выдерживается определ. точка зрения — автора, персонажа (участника сцены), стороннего наблюдателя и т. д. Об этом писал А. Н. Толстой: «Когда вы пишете..., вы должны найти исходную точку зрения... Если вы описываете сцену..., то... неминуемо чьими-то глазами..., потому что „вообще“ писать невозможно...». Исходя из этого, писатель утверждает, что К. — «это, прежде всего, установление центра, центра зрения художника» («А. Толстой о литературе», 1956, с. 208—11). Это определение схватывает очень существенное свойство К., проявляющееся в мельчайших ее элементах. В принципе художник может изобразить человека, событие, явление самыми разными способами. Так, изображая к.-л. персонаж, автор может дать ему образную характеристику (см. Описание), рассказать о нем в действенной форме (т. е. повествовать о нем; см. Повествование), вложить рассказ о нем в уста другого персонажа, двух или неск. персонажей, ведущих диалог, заставить высказать свою сущность в монологе, письме и т. п. Но художник всегда избирает вполне определ. форму или ряд форм (т. е. избирает определ. точку зрения), ибо в каждом отд. случае выбор того или иного компонента имеет существенный худож. смысл.

Однако основная содержательность К. воплощается, конечно, не в отд. элементах, но в их взаимодействии. К. есть сложное, пронизанное многосторонними связями единство компонентов, созданное в процессе творчества, по вдохновению, а не путем рассудочного конструирования (см., напр., беседу Гёте с Эккерманом от 20 июня 1831). Все компоненты — как смежные, так и отдаленные друг от друга — находятся во внутр. взаимосвязи и взаимоотражении. И их отношения, и сама их последовательность содержательны, как содержательны всякого рода отступления, перебои, повторения и т. п. В частности, очень важна сама смена «точек зрения». Так, в «Попрыгунье» А. Чехова многократно рассказывается о внешне яркой, но однообразной жизни героини, окружившей себя «знаменитостями». Но «точка зрения» все время меняется. Сначала жизнь эта показана как бы глазами увлеченной героини; потом вступает спокойный и суровый голос повествователя; далее, эта жизнь увидена глазами Дымова и его друга Коростелева; наконец, в финале потрясенная смертью мужа героиня смотрит на свою жизнь совершенно по-иному. Эта смена точек зрения воплощена в сложной композиционной системе, во взаимодействии многообразных форм изображения. И это только одна сторона К. рассказа. К. каждого, даже короткого худож. произв., вообще очень сложна и требует пристального анализа. Особый характер имеет К. в лирике, где членение произведения неразрывно связано со структурой стиха. Эта проблема подробно исследована В. М. Жирмунским (см. «Композиция лирических стихотворений», П., 1921).

Когда К. понимают широко, включая в нее строение сюжета и фабулы, соотношение завязки, хода действия, кульминации, развязки (см., напр., Г. Н. Поспелов, «Теория литературы», 1940, с. 164—77) или даже систему образов произведения (см. М. А. Рыбникова, «По вопросам композиции», М., 1924), то при такой трактовке приходится различать К. сюжета, К. фабулы, К. образов и т. п. и, кроме того, К. как таковую (взаимодействие отд. компонентов и сцен). Подробно же изложенная т. зр. закрепляет за термином К. его специфич. значение и объект, предлагая в остальных случаях использовать достаточно распространенные термины «строение сюжета» (или «сюжетосложение») и «система образов».

Лит.: Шкловский В., О теории прозы, 2 изд., М., 1929; Томашевский Б., Теория лит-ры. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Рус. писатели о лит. труде в 4 тт., т. 4, Л., 1956 (см. предметный указатель); Добин Е., Жизненный материал и

- 696 -

худож. сюжет, 2 изд., Л., 1958; Волькенштейн В., Драматургия, М., 1960; Цейтлин А. Г., Труд писателя, М., 1962; Палиевский П., О худож. произведении, «Вопр, лит-ры», 1965, № 2.

В. В. Кожинов.