665
КОЛОМЫ́ЙКА — короткая песенка, напоминающая частушку, жанр укр. народно-поэтич. творчества. Отличается от частушки устойчивыми ритмич. признаками. К. представляет собой рифмованное двустишие, в к-ром стихи разделяются двумя цезурами на три колена: четыре, четыре и шесть слогов:
Заспівали //сині гори, // зашуміли ріки;
Закарпаття // й Україна // з’єднались навіки!
Если рассматривать вторую цезуру как концевую паузу, то К. может быть записана в виде четверостишия с чередующимися восьми- и шестисложными стихами. Такое написание даже употребительнее, хотя оно и менее точно. К. тесно связана с танцем, во время к-рого она часто исполнялась; ее мелодии выдержаны в такте 2/4. К. известна уже в записях 17 в. Подобно частушке, при исполнении она имеет тенденцию объединяться в тематич. «вязочки». В К. отразились мн. историч. события,
666
классовая борьба, быт трудящихся, семейная жизнь, любовные переживания и др. Записано множество К. рекрутских, гайдамацких, опришковских (опришки — участники антикрепостнич. восстаний в Карпатах), рабочих, К., повествующих о страданиях эмигрантов в Америке. К. воспели воссоединение Зап. Украины, Закарпатья и Буковины с Сов. Украиной. Коломыйковым размером сложены и мн. «долгие» историч., бытовые и др. песни. Т. Г. Шевченко в основу своего тонич. стиха положил размер К., реформировав его; бо́льшая часть его произв. написана таким стихом. Многие украинские поэты пользовались ритмикой К. (И. П. Котляревский, Ю. Федькович, С. В. Руданский, И. Я. Франко).
Лит.: Гнатюк В., Коломийки, в кн.: Етнографічний збірник, т. 17—19, Львов, 1905—07; Франко І., До історії коломийкового розміру, в кн.: Франко І., Вибрані статті про народну творчість, К., 1955, с. 99—101; Грінченко М. О., Хоменко В. Г., Коломийки і частушки, в кн.: Українська народна поетична творчість, т. 1, К., 1958; Плісецький М., Ритміка поезії Шевченка, «Література та критика», 1939, № 2—3.
М. М. Плисецкий.