- 604 -
КЛО́ПШТОК (Klopstock), Фридрих Готлиб (2.VII.1724, Кведлинбург, — 14.III.1803, Гамбург) — нем. поэт. Род. в семье адвоката. Учился в Иенском и Лейпцигском ун-тах. В споре нем. писателя И. Х. Готшеда и швейц. критиков (И. Я. Бодмера и И. Я. Брейтингера) К. следовал за последними. Заинтересовавшись эпич. поэмой Дж. Мильтона «Потерянный рай», К. создал свою «Мессиаду» («Der Messias», Tl 1—4, 1751—73, рус. пер. 1785—87). Тема социально-политич. антифеод. протеста звучит только в сцене страшного суда (18-я песнь), где поэт осуждает «обитателей золоченых дворцов», «позор человечества — преступных монархов». В целом же соч. К. — памятник нем. пиетизма с доминирующей идеей покорности человека провидению. В общем «Мессиада» громоздка, лишена цельности, и это в значит. мере объясняет отрицат. характеристику, данную ей В. Г. Белинским.
Ранняя поэзия К. (50—60-е гг.) проникнута мистич. и меланхолич. настроениями, что характерно и для его духовных песнопений. В лирике К. видна попытка утвердить свободу чувства и поэтич. фантазии, что стало позднее знаменем поэтов «Бури и натиска»; таковы любовное стих. «Гирлянда роз» («Das Rosenband», 1752), ода «Весенний праздник» («Frühlingsfeier», 1759), к-рой восхищался гётевский Вертер, и др. В своих стихах К. преодолел описат. манеру, характерную для поэтов 1-й пол. 18 в. Во время Семилетней войны (1756—63) и позднее К., осуждая низкопоклонство нем. князей перед франц. двором, мечтает об уничтожении феод. раздробленности Германии: оды «Новое столетье» («Das neue Jahrhundert», 1760), «Моя родина» («Mein Vaterland», 1768), «Отечественная песнь» («Vaterlandslied», 1770), «Предсказание» («Weissagung», 1773) и др. Стихи «Свобода» (1774) и «Песня свободы 18 века» (1775) навеяны амер. войной за независимость. Родоначальник нем. гражд. поэзии, К. обращается к историч. прошлому Германии, пытаясь найти в нем обоснование нац. устремлений современности. С этим связан интерес К. к древнегерм. мифологии. В программной оде «Холм и роща» («Der Hügel und der Hain», 1767) К., выступая против подражания древнегреч. поэтам, утверждает, что барды ближе их к природе. К патриотич. стихам К. примыкает его кн. «Немецкая республика ученых» («Die deutsche Gelehrtenrepublik», 1774). Некоторые оды К. были в сущности рифмованными трактатами о задачах поэзии, о развитии нем. языка, напр. «Наш язык» («Unsere Sprache», 1767), «Немецкая библия» («Die deutsche Bibel», 1784).
«Мессиада» (Галле, 1760). Титульный лист И. Д. Филиппина.
Драматургия К. включает трагедии на библейские сюжеты: «Смерть Адама» («Der Tod Adams», 1757), «Соломон» (1764), «Давид» (1772), осн. идея к-рых — необходимость смирения, и трилогию на мотивы героич. прошлого Германии:
- 605 -
«Битва Германа» («Hermanns Schlacht», 1769), «Герман и князья» («Hermann und die Fürsten», 1784), «Смерть Германа» («Hermanns Tod», 1787). Пьесы этой трилогии К. назвал «бардитами» (у Тацита это — боевая песнь или клич, по мелодиям к-рых древние германцы гадали об исходе битвы). Римляне изображены у К. рабами тирана, германцы — свободным племенем во главе с тираноборцем Германом (лозунг «Битвы Германа» — «Кровь тиранов за святую свободу!» — был популярен в среде молодых штюрмеров). Драмы К. — своеобразные оратории с хорами, прозаическими диалогами; они мало сценичны.
«Мессиада» (Галле, 1760). Илл. И. Д. Филиппина.
К. приветствовал франц. бурж. революцию конца 18 в.: оды «Познайте себя» («Kennet euch selbst», 1789), «Они, а не мы» («Sie, und nicht wir», 1790), «Освободительная война» («Der Freiheitskrieg», 1792). По решению Нац. конвента (26.VIII.1792) К. было присвоено звание почетного гражданина Франц. республики. Позднее К. отшатнулся от революции, не приняв политики террора («Моя ошибка», 1793), но не перешел на сторону феод. реакции и не отказался от звания почетного гражданина.
Соч.:Werke, hrsg. v. R. Hamel, Bd 1—4, Stuttg., [1884] (Deutsche Nationalliteratur, Bd 46—48); Гербель Н. В., Нем. поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1877; Хрестоматия по зап.-европ. лит-ре. Лит-ра XVIII в., М., 1938.
Лит.: Меринг Ф., Ф. Г. Клопшток, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М. — Л., 1934; Muncker Fr., F. G. Klopstock, Geschichte seines Lebens und seiner Schriften, B., 1900; Müller J., Revolution und Nation in Klopstocks Oden, в кн.: Wirklichkeit und Klassik, B., 1955; Wiegand J., Zur lyrischen Kunst Walthers, Klopstocks und Goethes, Tübingen, 1956.
Ю. М. Каган.