Генин Л. Е. Клейст Г. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 596—597.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-5961.htm

- 596 -

КЛЕЙСТ (Kleist), Генрих фон (18.X.1777, Франкфурт-на-Одере, — 21.XI.1811, Ванзе, ок. Потсдама) — нем. писатель-романтик. Сын прусского майора. Офицер, участвовал в походах против революц. Франции. В 1799 поступил в ун-т. С 1805 служил в Кёнигсберге чиновником. В нач. 1807 он отправился в оккупированный войсками Наполеона Берлин, где его приняли за шпиона и ок. полугода держали в крепости. В Дрездене К. сблизился с группой романтиков и изд. журн. «Phöbus» («Феб», 1808). С 1810 К. жил в Берлине, где издавал «Berliner Abendblätter» («Берлинские вечерние листки», 1810—11) — орган реакц. дворянской оппозиции. Подавленный неудачами, болезнью и нуждой, К. покончил жизнь самоубийством.

«Разбитый кувшин» (Берлин, 1877). Илл. А. Менцеля

«Разбитый кувшин» (Берлин, 1877). Илл. А. Менцеля.

Первая пьеса К. «Семейство Шроффенштейн» («Die Familie Schroffenstein», изд. 1803) предвосхищает «драму рока» поздних нем. романтиков. В трагедии «Роберт Гискар» («Robert Guiscard»), от к-рой сохранился лишь фрагмент (рукопись ее была уничтожена автором в момент душевного кризиса), К. пытался осуществить синтез антич. драмы и драмы Шекспира. Наиболее совершенное в худож. отношении произв. К. — «Разбитый кувшин» («Der zerbrochene Krug», изд. 1811), реалистич. комедия из нар. жизни, сочетающая добродушный юмор с элементами социальной сатиры. В трагедии «Пентесилея» («Penthesilea», 1805—07, изд. 1808) сказались иррационалистич. тенденции творчества К., стремление к изображению страстей, не контролируемых разумом. Бессознательное начало проявляется и в драме «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнем» («Das Käthchen von Heilbronn oder Die Feuerprobe», 1807, изд. 1810), идеализирующей нем. средневековье. В канун освободит. движения К. обращается к нац. и политич. проблематике. В патриотич. стихах, в драме «Битва Германа» («Die Hermannsschlacht», 1808, изд. 1821), в воззвании «Катехизис немцев» («Katechismus der Deutschen», 1809) он призывает соотечественников сбросить чужеземное иго. При этом К. оставался верен до конца дней юнкерской Пруссии — ее прошлое он прославляет в последней драме «Принц Фридрих Гомбургский» («Prinz Friedrich von Homburg», 1810, изд. 1821). Новеллы К. («Erzäahlungen», 1810—11) отличаются напряженным драматизмом сюжета и тонкой нюансировкой душевных состояний. Самая значит. из них — «Михаель Кольхаас» («Michael Kohlhaas», 1810) рисует трагич. судьбу нем. бюргера

- 597 -

16 в., ставшего разбойником в результате феод. насилия и произвола. Новеллам К. чужда романтич. идеализация героев.

«Михаель Кольхаас» (Мюнхен, 1916). Илл. Б. Гольдшмитта

«Михаель Кольхаас» (Мюнхен, 1916). Илл. Б. Гольдшмитта.

Наследие К. стало предметом острой идеологич. борьбы. Реакц. бурж. исследователи поднимают на щит К.-националиста или делают акцент на патологич. чертах его творчества, видя в нем предшественника совр. модернист. драмы. Отмечая трагич. противоречия мировоззрения К., испытывавшего «разлад между национальными и социальными интересами» (Ф. Меринг), марксист. лит-ведение стремится выявить реалистич. тенденции, гуманистич. протест против «немецкого убожества», присущий лучшим его произв.

В 1911 в Германии была учреждена премия К. Этой премии удостоены Б. Брехт, Л. Франк, А. Цвейг, А. Зегерс и др. нем. писатели.

Соч.: Werke, hrsg. von E. Schmidt, Bd 1—5, Lpz. — W., [1904—05]; 2 Aufl., neu durchges. und erw. von G. Minde-Pouet, Bd 1—7, Lpz., 1936—38; Sämtliche Werke und Briefe, hrsg. von H. Sembdner, 2 Aufl., Bd 1—2, Münch., 1961; Werke, Bd 1—2, Weimar, 1961; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—2, П. — М., 1923; Михаель Кольгаас, Л., 1928; [Новеллы], в кн.: Нем. романтич. повесть, т. 2, М. — Л., 1935, с. 179—346; Пьесы, М., 1962.

Лит.: Жирмунский В. М., Генрих фон Клейст, «Рус. мысль», 1914, кн. 8—9; Меринг Ф., Клейст, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М. — Л., 1934; Берковский Н. Я., Клейст, в кн.: Нем. романтич. повесть, т. 2, М. — Л., 1935; Лукач Г., Трагедия Генриха фон Клейста, в его кн.: К истории реализма, М., 1939; Minde-Pouet G., Heinrich von Kleist. Seine Sprache und sein Stil, Weimar, 1897; Meyer-Benfey H., Das Drama Heinrich von Kleists, Bd 1—2, Gött., 1911—13; Koch F., Heinrich von Kleist. Bewußtsein und Wirklichkeit, Stuttg., 1958; Ide H., Der junge Kleist, Würzburg, [1961].

Л. Е. Генин.