- 525 -
КИРГИ́ЗСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра кирг. народа, одна из молодых лит-р Сов. Союза. До возникновения письменной лит-ры кирг. народ выражал свои думы, чувства, надежды на лучшую жизнь в устном поэтич. творчестве, передававшемся из поколения в поколение. На протяжении веков у киргизов сложилась богатая традиция устной поэзии, начиная от лирич. жанров и кончая крупными эпич. произведениями; известны пастушеские («Бекбекей») и любовно-лирич. песни («Секетбай», «Кюйгон»), кошок (плачи), пословицы и поговорки, сказки, эпосы («Курманбек», «Кедейхан»,
- 526 -
«Кожожаш», «Сарынжи-Бокей», «Олджобай и Кишимджан», «Эр-Тештюк», «Жаныл Мырза») и др. Особое место занимает легендарный эпос кирг. народа «Манас», монументальное произв., прославляющее мужество, воинскую честь, любовь к Родине. Наряду с др. жанрами устной поэзии эпос «Манас» заменял кочевому народу и письм. лит-ру, и изобразит. иск-во, и театр. Это было своего рода обобщенное иск-во, содержащее в зачатке все виды иск-ва. Популяризации эпоса способствовали сказители — манасчи, хранившие в памяти более 250 тысяч стихотв. строк. Среди совр. манасчи выделяется Саякбай Каралаев, известный феноменальной памятью и мастерством исполнения. Еще во 2-й пол. 19 в. эпос привлек внимание рус. ученого-тюрколога В. В. Радлова и казах. ученого Ч. Ч. Валиханова, к-рые сделали первые записи нек-рых эпизодов эпопеи. Эпос необычайно популярен среди народа. В фондах отделения обществ. наук АН Кирг. ССР хранятся около 18 значит. его вариантов, в осн. записанных после Октябрьской революции, когда устное нар. творчество стало достоянием науки.
Конец 19 и нач. 20 вв. в истории Киргизии ознаменованы большими социально-политич. событиями: присоединение Киргизии к России, проникновение идей прогрес. рус. культуры в патриархально-феод. мир края, рост классового самосознания кирг. крестьян. В отношении к обществ. прогрессу, к рус. народу и его передовой культуре наиболее ярко выявлялась социальная природа различных направлений в общественно-политич. и философ. мысли Киргизии в конце 19 в. В акынской поэзии этого времени выделяются два направления — акыны-демократы (Токтогул Сатылганов, Тоголок Молдо), призывавшие народ к прогрессу, к воссоединению с Россией, и акыны — защитники патриархально-феод. уклада жизни (Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч), противопоставлявшие кирг. народ русскому. В их песнях-назиданиях открыто выражалась бай-манапская тенденция к усилению влияния магометанства. Прибегая к помощи ислама, эти акыны старались удержать народ от решительных выступлений, призывали к безропотности «рабов Аллаха» перед судьбой, к терпеливой покорности. Поэзия этих акынов, хотя и строилась на основе традиц. устных нар. средств, не получила дальнейшего развития.
В противовес поэзии «заманистов» (т. е. акынов-реакционеров) поэты-демократы разоблачали хищнич. сущность баев и манапов, пропагандировали идеи братства и дружбы с др. народами. Творчество Токтогула Сатылганова (1864—1933) связало поэзию прошлых лет с поэзией, рожденной Октябрем. Токтогул явился родоначальником сов. К. л., хотя он был неграмотен и его стихи распространялись устно. Обращение Токтогула к народу еще до революции, его призывы действовать сообща выражали прогрессивные мысли и настроения, за к-рые поэт был сослан в Сибирь. Меткое слово акына заклеймило в песне «Пять манапов» душителей кирг. народа:
«Мы опутаны клеветой,
Мы замучены нищетой, —
Безлошадным, как ездить нам
На поминки, на свадьбы к друзьям?
Не щадя ни вдов, ни сирот,
Вы ограбили весь народ,
Ядовиты когти у вас,
Будь проклят навек ваш род!»В тюрьме, вдали от родины, акын не переставал слагать песни, полные трагич. скорби о судьбах народа, о покинутой семье; однако эта скорбь не заглушила в нем веры в правду. После революции песни Токтогула призывали народ активно помогать Сов. власти. Образ революции и ее вождя — В. И. Ленина, у Токтогула как бы обобщены. В песне «Какая эта женщина, родившая такого сына, как Ленин?» поэт рисует новый
- 527 -
мир и образ Ленина, к-рый хочет «осушить слезы бедняков». Другим талантливым акыном, современником Токтогула, явился Барпы Алыкулов (1884—1949). Его песня «Жестокость ханов-пройдох» — яркий художественно-историч. документ, разоблачающий кокандских правителей. Темы своих песен Барпы черпал из окружающей действительности, поэтому они так правдивы и убедительны («Первая песня перед народом», «Сирота», «Песня пастуха» и др.). После Октября акын воспевал Коммунистич. партию, разъяснял крестьянам земельную реформу. В песне «Ленин» акын дал клятву высоко держать ленинское знамя. Светла и прозрачна лирика акына.
В первые годы Сов. власти в Киргизии продолжала творить плеяда акынов-письменников: Ысак Шайбеков, Талканбаев, А. Жутакеев, произв. к-рых стали появляться еще в предреволюц. годы. Используя поэтич. приемы устной поэзии, они изображали новую жизнь кирг. народа в жанре сенатов, насиятов (наставлений). Они как бы проложили мост из мира устной поэзии в мир письм. лит-ры, что дало толчок дальнейшему ее развитию. Видным представителем акынов-письменников был Тоголок Молдо (1860—1942); в своих насиятах он в первые годы Сов. власти призывал дехкан-киргизов, особенно женщин, включиться в строительство новой жизни. Тоголок Молдо широко использовал традиц. устные жанры для создания поэтич. образов людей труда, по-своему применял худож. приемы нар. поэзии. Он обрабатывал сказки. В сатирич. поэме «Сказание о водяных и наземных птицах» акын в аллегорич. образах птиц воссоздал картину угнетения кирг. бедноты бай-манапской верхушкой. Продолжателями лучших традиций акынской поэзии явились ученики Токтогула — Калык Акыев (1883—1953), Алымкул Усенбаев (1894—1963). Творчество этих акынов с первых дней революции было подчинено пропаганде ее идей, призывало к самоотверженному труду во имя будущего. Они противопоставляли беспросветную жизнь, канувшую в прошлое, новой жизни, славили гений В. И. Ленина, стремление Сов. власти помочь подняться на ноги труженику-киргизу. Акыны не только импровизировали песни, но и с большим мастерством пересказывали нар. легенды, поэмы, сказки и эпос. Творчество кирг. акынов находится в неразрывном единстве с устно-поэтич. традицией, к-рую они развивают и дополняют своим индивидуальным творчеством.
В 1924 в результате нац. гос. размежевания в Средней Азии Киргизия выделилась из состава Туркестанской Сов. республики в самостоятельную автономную область. В том же году возникла первая кирг. газ. «Эркин тоо» («Свободные горы»), на страницах к-рой выступили зачинатели сов. К. л. Стих. молодого поэта Аалы Токомбаева (р. 1904) «Эпоха Октября», помещенное в первом номере газеты, было первым произв. письменной сов. К. л. Вокруг газеты возник лит. кружок молодых поэтов («Красная искра»), к-рые пропагандировали идеи Октябрьской революции. Из этого кружка вышли писатели А. Токомбаев, Дж. Боконбаев, Т. Сыдыкбеков, Дж. Турусбеков, К. Маликов, М. Токобаев, К. Джантошев, К. Баялинов, М. Элебаев. Уже первые стихи кирг. поэтов звали забитых, угнетенных людей на строительство новой жизни. В 20-е гг. кирг. поэзия была еще скована рамками устно-поэтич. традиции. В 30-е гг. активизировалась работа в области перевода. Под влиянием рус. лит-ры начали возникать первые романы, драмы, поэмы. Появилось драматич. произв. М. Токобаева (р. 1905) «Горестная Какей», посвященное прежде забитой и бесправной кирг. женщине. Эта тема особенно остро встала в годы становления Сов. власти в Киргизии. Писатели стремились показать женщине путь к счастью, к раскрепощению, сравнивали ее прошлую тяжелую жизнь с
- 528 -
настоящей. О тяжелой доле женщины до революции повествует и первое прозаич. произв. в К. л. — рассказ «Аджар» (1928) К. Баялинова (р. 1902).
Начало 30-х гг. — второй этап в развитии сов. К. л., ознаменовавшийся расцветом всех жанров и видов лит-ры. Плодотворно работали Дж. Боконбаев, Дж. Турусбеков, М. Элебаев, А. Осмонов, Т. Уметалиев, Т. Сыдыкбеков, К. Джантошев, К. Маликов. В эти годы расцветает творчество ныне нар. поэта Киргизии А. Токомбаева. Выпустив сб-ки стихов «Зеркало женщины» (1929), «Цветы труда» (1932), «Атака» (1932), А. Токомбаев выдвинулся позже и как прозаик, автор рассказов «Акай-охотник» (1940), «Тайна мелодии» (1940), повести «Раненое сердце», в к-рых мастерски нарисовал образы охотника Акая, молодых людей. Характерной особенностью творчества А. Токомбаева этих лет является его агитационность. Среди многообразных тем его поэзии важное место занимает тема труда. В 30-е гг. появились крупные драматич. произв.: «Не смерть, а жизнь» Дж. Турусбекова (1910—44); «Золотая девушка» (1937) Дж. Боконбаева (1910—44), ставшие этапными в развитии кирг. драматургии. Возникают крупные формы реалистич. прозы, романы «Кен-су» (1937), «Темир» (1939—40) Т. Сыдыкбекова (р. 1912); «Каныбек» (1939—1948) К. Джантошева (р. 1904) и др. Поэты продолжают поиски новых выразит. средств, они начинают преодолевать декларативность, излишнюю красивость поэзии первых лет революции. Преобладают стихи высокого гражд. пафоса (сб-ки А. Токомбаева, Дж. Турусбекова, Дж. Боконбаева). Поэты стремятся воплотить черты новой эпохи, динамику революц. событий, усилить боевую действенность своих стихов.
В годы Великой Отечеств. войны писатели помогали фронту и тылу, вдохновляли воинов на патриотич. подвиги. Сов. патриотизмом проникнуты стихотворения Дж. Боконбаева «Прощай, Ала-Тоо, сын твой на битву снарядился»; Э. Элебаева — «Великий марш»; А. Токомбаева — «Благословение», «Мелодия сердца»; К. Маликова — «Клятва бойца». В годы войны развивалась и кирг. проза. В 1948 вышел роман Т. Сыдыкбекова «Люди наших дней» о жизни кирг. аила в дни войны (Гос. премия СССР, 1948). В 1947 опубл. повесть «Счастье» К. Баялинова. В воен. период формируется талант поэта-лирика А. Осмонова (1915—50); появляется сб. стихов Т. Уметалиева (р. 1908) «Победа» (1946), где в простых, задушевных словах говорится о мужестве сов. воинов, о трудных дорогах войны.
Достижения кирг. поэзии послевоен. периода прежде всего характеризуются лирикой А. Осмонова, к-рый выпустил сб-ки стихов «Любовь» (1945), «Новые стихи» (1947), «Моя страна — страна песен» (1947), «Новые стихи» (1949). Стихи Осмонова проникнуты чувством современности, отличаются простотой, доступностью формы. Мужает талант Т. Уметалиева, поэта возвышенных эмоций, сильных чувств, мастера красочных сравнений и метафор. В сб. стихов «Мелодия Родины» (1949) поэт показал сов. человека, его вдохновенный труд. По-прежнему плодотворно развивается творчество А. Токомбаева — автора поэм философ. характера, полных глубоких мыслей и наблюдений. В поэме «Своими глазами» (1952) изображена судьба крестьянина Нурбая, его колебания в период коллективизации, его действенное принятие новой жизни. В поэме А. Токомбаева «Встреча в Китае» (1950) символич. образы нового и старого Китая чередуются с эпич. повествованием о борьбе кит. народа. В К. л. было ощутимо влияние культа личности Сталина. В нек-рых стихотворениях в помпезном духе воспевались отд. личности, их «исключительная» роль в жизни кирг. народа. XX съезд КПСС раскрыл сущность подобных ошибок, указал перспективы их преодоления. Кирг. писатели вместе с писателями др. сов. республик создают реалистич.
- 529 -
произведения, многосторонне отражающие жизнь народа.
В послевоен. период проза начинает занимать одно из ведущих мест в К. л. Выходит роман Т. Сыдыкбекова «Дети гор» (1953), появляются произв. Н. Байтемирова «Торжество», «Молодые сердца» (1953), «Последний патрон» (1955); С. Сасыкбаева «Свет под землей» (1958); М. Абдукаримова «Жить хочется» (кн. 1, 1960). В развитии драматургии большую роль сыграли злободневные пьесы Т. Абдумомунова (р. 1922) «Дочь Атабека» (1955), «Узкое ущелье»; драмы К. Маликова (р. 1911) «На высокой земле»; К. Джантошева — «Каныбек» (1939—48). Обе драмы изображают установление Сов. власти в Киргизии. Выделяется творчество прозаика Чингиза Айтматова (р. 1928). Естественность, простота, изящество, поэтичность — достоинства его произведений. Его мастерство ярко проявилось в известной повести «Джамиля» (1958). Франц. писатель Луи Арагон сказал о «Джамиле»: «Для меня это самая прекрасная на свете повесть о любви». Популярны стали и др. повести Айтматова: «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель», «Материнское поле» (1963). За сб. «Повести гор и степей» (1962) Айтматов удостоен Ленинской премии в 1963. Успешно выступает молодой самобытный поэт С. Эралиев. В поэме «Ак Моор» он рисует широкую картину жизни кирг. народа в прошлом. Своеобразна его поэма «Застенчивые звезды» (1963), посвященная освоению космоса. В ней кирг. традиц. стих уступает новой поэтич. манере. Молодой поэт Б. Сарыногоев творчески осваивает традиции устного нар. творчества. Привлекают внимание стихи С. Жусуева, своеобразная, но еще не окрепшая поэзия Р. Рыскулова, лирич. стихи М. Бупаркиевой и др.
Лит-ведение и лит. критика опираются на принципы марксистско-ленинской теории. В 30-е гг. в критике выступили К. Рахматуллин, О. Джакишев, М. Догдуров и др. Велась борьба с проявлениями националистич. тенденций в К. л., ярым сторонником к-рых был К. Тыныстанов. Успешно выступают критики К. Асаналиев, автор «Очерков киргизской советской прозы» (ч. 1—2, 1957—60), Б. Керимжанова, автор работ по истории К. л., А. Салиев, М. Борбугулов, Дж. Самаганов, Дж. Таштемиров, Ж. Толеев, С. Байходжаев и др. В лит-ведении появляются монографич. работы: Ш. Уметалиева — о творчестве Аалы Токомбаева; К. Асаналиева — о Тугельбае Сыдыкбекове; Б. Керимжановой — о Джоомарте Боконбаеве; Б. Маленова — о Мукае Элебаеве; Дж. Таштемирова — о творчестве Тоголока Молдо, Барпы Алыкулова и др.
Детская лит-ра, как и вся сов. К. л., вначале развивалась на основе устного нар. творчества, в частности сказочного материала. А. Токомбаев, Т. Уметалиев, А. Осмонов начали писать стихи, посвященные маленьким читателям. В 1947 опубл. сб. стихов «Для детей» А. Осмонова, в 1948 вышли книги стихов для младшего возраста: «Мечта ребят» А. Токтомушева и «Наша земля» Т. Уметалиева. Т. Сыдыкбеков создал произв., посвященные кирг. детям («Дети гор», 1953), опубл. сб. рассказов «Первый экзамен»; Дж. Таштемиров обратился к детям с новым сб-ком рассказов «Счастливые дети» (1952), Ш. Бейшеналиев выпустил повесть «Кычан» (1956) о кирг. пионере, судьба к-рого схожа с судьбой Павлика Морозова.
Лит.: Очерки истории кирг. сов. лит-ры, Ф., 1961; Рахматуллин К. А., Кирг. лит-ра и литературоведение за 20 лет, в кн.: Наука в Киргизии за 20 лет, Ф., 1946; Богданова М. И., От фольклора к письменной лит-ре, «Вопр. лит-ры», 1957, № 1; Виноградов В., Токтогул Сатылганов и кирг. акыны, М. — Л., 1952; Керимжанова Б., Кирг. сов. лит-ра за 40 лет, в кн.: Юбилейная научная сессия АН Кирг. ССР, Ф., 1958; Самаганов Дж., Горький и кирг. лит-ра, Ф., 1958; Салиев А., Жизнь — в стихах. (Заметки об эстетич. природе поэзии), Ф., 1962; его же, О задачах
- 530 -
кирг. лит-ры в свете решений XX съезда КПСС, «Лит. Киргизстан», 1957, № 1; Борбугулов М., Пути развития кирг. сов. драматургии, Ф., 1958; Аманалиев Б., Философские и эстетич. взгляды Токтогула, «Лит. Киргизстан», 1955, № 3; Балтин П. И., Песня Токтогула «Алымкан», «Уч. зап. филологич. факультета Киргиз. ун-та», 1957, в. 3; Богданова М. И., Токтогул Сатылганов, в кн.: Писатели народов СССР. Лит. портреты, т. 1, М., 1957; Чукубаев А., Токтогул. Эпоха, жизнь и творчество, Ф., 1958; Таштемиров Дж., Тоголок Молдо, Ф., 1960; Уметалиев Ш., Аалы Токомбаев, Ф., 1958; Керимжанова Б., Путь поэта (О творчестве Дж. Боконбаева), Ф., 1960; Асаналиев К., Романы Тугельбая Сыдыкбекова, Ф., 1956; Самаганов Д ж., Певец своего народа (К 50-летию Уметалиева Т.), «Лит. Киргизстан», 1958, № 2; Кыдырбаева Р., Лирика А. Османова, Ф., 1957; Түлѳгабылов М., Касымалы Баялинов, Ф., 1962; Байходжаев С., Эл ырчысы Калык, Ф., 1960; Байходжаев С., Алымкул Усенбаев, Ф., 1962; Тѳлеев Ж., Кыргыз совет поэмаларындагы́ образдар жана сюжеттер, Ф., 1961.
Р. Кыдырбаева.