Харлап М. Г. Квантитативное стихосложение // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 467—470.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-4671.htm

- 467 -

КВАНТИТАТИ́ВНОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (количественное) — стихосложение, построенное на упорядоченном распределении слоговых длительностей. Сюда относится антич. метрическое стихосложение, классич. арабское и персидское (см. Аруз), индийское и др. При сравнении К. с. с квалитативным стихосложением важно иметь в виду, что долгота, в отличие от ударения, не связана непосредственно со смысловым членением, т. к. в слове м. б. неск. долгих слогов или не быть ни одного; во-вторых, из наличия долгих и кратких слогов в языке вовсе не следуют точные соотношения их длительности, предписываемые К. с. (равенство долгого слога двум кратким). Ритм К. с. определяется не структурой словесного текста, а метрич. формулой, чисто временными соотношениями, к-рые могут быть отделены от текста и представлены в виде муз. звуков или танц. движений. К. с. по существу является муз. стихосложением. Это не значит, что стихи предназначены только для пения. Уже греч. рапсоды, в отличие от аэдов, стихи читали, а не пели, но сама декламация входила в антич. понятие музыки (или «мусических» искусств) и подчинялась тем же ритмич. принципам, что и музыка.

К. с. порождено синкретизмом, к-рый, однако, существенно отличается, напр., от синкретизма старого рус. фольклора. Поэзия еще не отделилась от музыки, но является уже проф. иск-вом, по терминологии В. Г. Белинского, — не «словесностью», а «литературой», хотя и устной. Отличаясь от акцентного стиха письменной лит-ры, К. с. также отличается и от «безыскусственных» стихов нар. «словесности», будучи наиболее «искусственным» типом стихосложения, наиболее отдаленным от практич. речи. Поэзию резко отграничивают от прозы вносимая музыкой размеренность и сложные условные формы. Многочисл. поэтич. жанрам, четкое разграничение к-рых особенно характерно для эпохи устной поэзии, соответствуют определ. муз. формулы — мелодические (лады) и ритмические — метры. Каждый стихотв. размер есть по существу муз.

- 468 -

произв.; отсюда необычайное богатство размеров в К. с. Поэт может взять готовую формулу (как Гораций размеры эолийских лириков) или же сам ее создать, но в обоих случаях он как бы вписывает словесный текст в готовую муз. раму. Наоборот, совершенно не характерно обычное для нового времени сочинение музыки на существующий самостоятельно текст.

Правила К. с. могут рассматриваться как правила своего рода «подтекстовки», приспособления текста к муз. ритмике особого типа, к-рую, в отличие от господствующей в новой музыке акцентной (или тактовой) ритмики, можно назвать квантитативной, или времяизмеряющей. Лежащая в основе метрич. стихосложения, эта ритмика известна также по ср.-век. мензуральной музыке и по фольклору ряда европ. народов (болг., венг., исп. и др.). Особенности ее определяются принципами меры и пропорциональности. Время в ней представляется не в виде непрерывного процесса, а как расчлененное на соизмеримые отрезки. Соизмеримость предполагает единицу измерения — наименьшую длительность (см. Хронос протос), или мору, к-рая, однако, достаточно велика, чтобы ее длительность воспринималась как определенная (в отличие от мельчайших долей совр. такта). Осн. длительности состоят из целого числа мор, их немного (антич. ритмика знает только 5 длительностей: от 1 до 5 мор), и они все находятся в пределах, допускающих непосредственное сравнение по величине (в отличие от наших целых и тридцать вторых нот). Осн. метрич. единица — стопа — образуется сопоставлением этих длительностей, б. ч. неравных, что коренным образом отличает ее от делящегося на равные доли такта. Формы квантитативной стопы гораздо разнообразнее форм такта, но это метрич. разнообразие связано с очень ограниченными возможностями ритмически варьировать осн. формулу. Свойственная такту градация долей по силе не применима к стопе, поскольку количеств. ритм заключается в сопоставлении, для к-рого сопоставляемые элементы одинаково необходимы. Попытки отождествить одну из двух осн. частей антич. стопы (арсис или тезис) с сильным временем привели только к терминологич. путанице. Правдоподобнее считать эти части равными по значению, но разными по функции (аналогичными восходящей и нисходящей частям периода). Неправильно считать ударными долгие элементы стопы (что приводит к натяжкам в истолковании таких стоп, как антиспаст или дохмий). В квантитативной ритмике, в отличие от акцентной, долгота не является средством акцентуации; наоборот, акцент служит для разграничения временны́х отрезков и поэтому обычно отмечает начало стопы или ее части. Ямбы и анапесты с ударением на первом (кратком) элементе (
 —,
 —) очень характерны для времяизмеряющей ритмики (они засвидетельствованы и памятниками антич. музыки). Сопоставление и сложение (а не деление) соизмеримых величин лежат также в основе более крупных метрич. построений, поэтому наряду с повторением одной и той же стопы широко распространены стихи из различных стоп (логаэды), строфы из неодинаковых стихов и даже целые композиции из неодинаковых строф.

Применение количеств. ритмики к словесному тексту выдвигает в нем на первый план различия слоговых длительностей. Если в языке такие различия имеются, то возникает метрич. стихосложение, где размещение долгих и кратких слогов подчинено определ. правилам. В инд. системе вритти и антич. эолийских размерах имеется лишь частичное регулирование слоговой долготы в определ. местах стиха, тогда как в других местах допускаются как долгие, так и краткие слоги. Поскольку долгий слог не заменяется здесь двумя краткими, число слогов в стихе остается постоянным и

- 469 -

мы имеем дело с силлабич. разновидностью К. с. В позднейшей инд. системе джати и в большей части антич. размеров устанавливается равенство краткого слога одной море и долгого — двум морам, что позволяет в определ. местах стиха заменять долгий слог двумя краткими и наоборот. Долгий слог м. б. также продлен (напр., в каталектике) до 3—5 мор. В перс. арузе соответствие слогов муз. длительностям строже, поскольку градация слогов по количеству имеет больше степеней.

Порядок долгих и кратких слогов, отражая муз. ритм и позволяя при записи мелодии обходиться без ритмич. обозначений, указывает также на ритмич. акцентуацию, к-рая, однако, в словесном тексте непосредтвенно не выражена и для нас остается во многом неясной. Ритмич. ударения играют в квантитативной ритмике подчиненную роль и не требуют обязательного совпадения с ними словесных ударений, размещение к-рых поэтому может в К. с. стать совершенно свободным. Тем самым стихотв. ритм становится независимым от смыслового строения, что проявляется и в размещении синтаксич. границ. В этом отношении К. с. достигает большей свободы, чем квалитативное стихосложение. Несовпадения метрич. и синтаксич. границ, напр. у Горация, столь многочисленны, что трудно видеть в них нарушение нормы или особый прием.

Поскольку предпосылки К. с. лежат в муз. ритмике, а не в языке, они могут сказаться в стихосложении на языках, не различающих слоги по долготе. Так, правила аруза были перенесены в тюркские языки. В этом отношении особый интерес представляет зап.-европ. поэзия 11—13 вв., так же связанная с музыкой, как и античная, арабская и др. Как покаазали И. Бек и Обри (см. Обри П., Трубадуры и труверы, М., 1932), мелодии трубадуров и труверов строились на чередовании длительностей, близком к антич. ритмике. С точки зрения Обри такая размеренность возникла в музыке как следствие ее приспособления к стихотв. текстам. Однако силлабич. размеры вовсе не требуют правильного чередования длительностей, и сами эти размеры вне мелодий не существовали. В средние века, как и в др. эпохи устной позии, господствует приспособление текста к мелодии, а не наоборот. Т. о., само возникновение силлабич. размеров в ср.-век. романской поэзии м. б. объяснено подчинением текста муз. ритмике квантитативного типа, к-рое, при отсутствии количеств. различий в слогах, выражается в том, что каждой муз. длительности соответствует слог. Тем самым раннее франц. стихосложение может рассматриваться как одна из разновидностей К. с.

Ту же квантитативную муз. основу можно предполагать у миннезингеров, формальная близость к-рых к трубадурам выражалась иногда в заимствовании формы строфы (что в ср. века равносильно заимствованию мелодии). Но нем. яз. в эту эпоху еще различал слоги по долготе, и эти различия в стихе принимались во внимание (см. A. Heusler, Deutsche Versgeschichte, Bd 2, B. — Lpz., 1927). Правила ср.-век. муз. ритмики позволяют интерпретировать наблюдаемые в стихе миннезингеров закономерности в том смысле, что наибольшие муз. длительности требуют долгого слога, тогда как средние допускают любой слог, т. е. имеет место частичное регулирование долготы, но без соблюдения счета слогов (с заменами одного слога двумя). Постоянное место словесного ударения в стопе при переменном числе междуударных слогов, так же как постоянное ударение в конце стиха трубадуров и труверов, придает размерам ср.-век. поэтов-певцов, рассматриваемым вне связи с музыкой, сходство с позднейшими речевыми размерами тех же народов, относимыми

- 470 -

к качеств. типу; однако муз. основа проявляется в усложнении метрич. формы, в первую очередь строфы (в этом отношении ср.-век. лирика занимает промежуточное положение между антич. сольной и хоровой лирикой), а также в постепенном уменьшении роли в стихе ударений и синтаксич. членений текста. Так, во франц. 10-сложном стихе исчезает постоянное ударение перед цезурой, восстановленное после отделения стиха от музыки; в нем. стихе эта тенденция приводит к возникновению силлабического стиха (13 в.), державшегося в нем. поэзии до реформы М. Опица.

Уменьшение роли прозаич. ударений в ср.-век. стихе, сменяющееся впоследствии противоположным процессом образования квалитативного стихосложения, находит себе аналогию в лат. поэзии, где в эпоху Плавта словесные ударения еще принимаются во внимание в стихе, но в классич. эпоху, начиная с Катулла, теряют значение, и где к концу античности К. с. также сменяется квалитативным. Возрастающая независимость стиха от собственного (прозаич.) ритма речи связана с развитием метрич. форм из первоначального более свободного стиха (лат. сатурнийский стих, герм. аллитерационный стих, романский стих с неупорядоченным числом слогов, предшествующий возникновению силлабич. размеров, — франц. «Кантилена о св. Евлалии», исп. «Песнь о моем Сиде»). Т. о., вырисовывается особый фольклорный тип стиха, к-рый в истории стихосложения предшествует квантитативному типу. Можно предположить существование такой «дометрической» ступени и там, где она до нас не дошла (напр., в греч. поэзии), и приписать этому типу, как и К. с., муз. природу, хотя и не связанную с квантитативной ритмикой (как и в рус. нар. стихе). Вместе с тем связь с естеств. ритмом речи сближает этот «дометрический» тип с «послеметрическим» — с речевым акцентным или квалитативным стихосложением.

Лит. см. при ст.: Античное стихосложение, Аруз, Вритти, Джати, Квалитативное стихосложение, Метрическое стихосложение.

М. Г. Харлап.