454
КА́ФКА (Kafka), Франц [3.VII.1883, Прага, — 3.VI.1924, Кирлинг (близ Вены)] — австрийский писатель. Род. в евр. бурж. семье. Писал на нем. яз., к-рый был для него родным с детства. Окончил юридич. ф-т Пражского ун-та. В 1908—22 служил в страховом об-ве. Стал профессиональным литератором, близким к кружку пражских экспрессионистов. При жизни К. только немногие его рассказы появились в журналах (начиная с 1909). Отдельно изданы сб. «Наблюдение» («Die Betrachtung», 1913), рассказы «Приговор» («Das Urteil»), «Кочегар» («Der Heizer», 1913),
455
«Превращение» («Verwandlung», 1916). В 1915 К. награжден одной из наиболее значит. лит. премий Германии — премией Фонтане. После войны К. опубл. рассказ «В исправительной колонии» («In der Strafkolonie», 1919), сб-ки «Сельский врач» («Der Landarzt», 1919), «Мастер в искусстве голодания» («Der Hungerkünstler», 1924). Умирая, К. завещал уничтожить все свои рукописи. Однако его друг и душеприказчик Макс Брод в 1925—26 издал три неоконч. романа: «Америка» («USA»), «Процесс» («Prozeß»), «Замок» («Das Schloß») и сборник неизд. рассказов «На строительстве китайской стены» («Beim Bau der Chinesischen Mauer», 1931). При жизни и в течение мн. лет после смерти К. знали лишь в очень узком читательском кругу. Но в годы 2-й мировой войны и особенно после нее творчество К. приобрело междунар. известность.
Для повествоват. манеры К. характерно точное правдоподобие деталей, эпизодов, мыслей и поведения отд. людей, к-рые предстают в необычайных, часто абсурдных сочетаниях, взаимосвязях, столкновениях. Ясный, точный, временами несколько архаичный язык, строгий стиль, иногда напоминающий научную или «деловую» (юридич.) прозу, служат для изображения кошмарных или сказочно-фантастич. ситуаций. Спокойное, сдержанное описание невероятных и страшных событий создает ощущение напряженности, угнетающей бессмысленности жизни. Герои К. — одинокие люди, мучительно воспринимающие жестокую бесчеловечность и абсурдность окружающего мира, тщетно пытающиеся ему противостоять. В рассказе «Превращение» скромный герой-коммивояжер, проснувшись, видит себя превращенным в огромное насекомое, нечто вроде таракана. Нек-рое время он продолжает жить в обстановке реалистически изображенного быта, в необычайных взаимоотношениях с обычными людьми и, наконец, умирает, заморив себя голодом, чтобы не мешать жить близким. В романе «Процесс» банковский служащий внезапно узнает, что он арестован, подлежит суду и должен ждать его решения. Реалистич. детали создают зловещую, фантастическую и вместе с тем буднично заурядную картину таинственного судилища. Поведение людей само по себе правдоподобно, обыденно, но в чем именно обвинен подсудимый — понять нельзя, так же как и то, почему он вынужден оправдываться и почему не может избежать странного в своей бессмысленности судопроизводства и облепляющей его удушливой бюрократич. паутины. В итоге деловитые чиновники-палачи закалывают подсудимого на основании неизвестного ему приговора.
Трагич. бессилие, обреченность «маленького человека» и вместе с тем нежелание примириться с этим, смятенные поиски выхода, глубокое вторжение в скрытые области бурж. действительности, раскрывающие беспощадную жестокость и нелепость обществ. строя, его законов, обычаев, морали, воплощены в образах и коллизиях К. В 30-е гг. Б. Брехт писал, что, К., как бы предвидя приближение фашист. кошмара, «...с великолепной фантазией описал будущие концлагеря, будущее бесправие, будущую абсолютизацию государственного аппарата, глухую, управляемую непостижимыми силами жизнь одиночек» (цит. по ст. Mittenzwei W., см. журн.: «Sinn und Form», 1963, № 4, S. 621). Субъективистское мировосприятие К., настроения отчаяния, убежденность в фатальной непреодолимости сил, гнетущих человека, своеобразный
456
алогизм мышления нередко затрудняют восприятие его творчества. Романы, рассказы, дневники К. являются художественно значительным выражением кризиса обществ. и эстетич. сознания, характерного для модернист. лит-ры 20 в. Стиль К. развивался под значит. влиянием как романтич., так и реалистич. гротеска различных европ. писателей: Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского, а также чеш. фольклора (сказок и баллад). Творчество К. вызвало противоречащие друг другу суждения. Его причисляли к иск-ву крайнего декаданса, распада бурж. сознания (Г. Лукач), называли художником экзистенциалистского типа (Ж. П. Сартр). Мн. западногерманские и американские исследователи считают К. иррационалистом и мистиком. Нек-рые марксистские критики (Э. Фишер, П. Рейман, Ф. Вейскопф, Л. Арагон, Р. Гароди) раскрывают заключенные в его творчестве черты обществ.-историч. правды и гуманистич. мироощущения. Влияние творч. метода К. испытали писатели разных стран: Томас Манн (особенно в романе «Признания Феликса Круля», где есть прямые реминесценции из «Америки»), нек-рые нем. и австр. писатели, швейцарцы М. Фриш и Ф. Дюрренматт, французы Сартр, А. Камю, написавший сценарий по роману «Процесс», и «авангардисты» (Э. Ионеско, С. Беккет), а также нек-рые литераторы США и др. стран Америки, Ирана (Садег Хедаят).
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—8, Fr./M., 1951—58; Tagebücher, Fr./M., 1954; Briefe, Fr./M., 1958; Briefe an Milena, Fr./M., 1952; в рус. пер. — В исправительной колонии. Превращение..., «Ин. лит-ра», 1964, № 1; Роман. Новеллы. Притчи. [Предисл. Б. Сучкова], М., 1965.
Лит.: Затонский Д. В., Франц Кафка и проблемы модернизма, М., 1965; Книпович Е., Ф. Кафка, «Ин. лит-ра», 1964, № 1; Копелев Л., У пропасти одиночества, в его кн.: Сердце всегда слева, М., 1960; Днепров В., Черты романа XX века, М. — Л., 1965, с. 117—171, 199—207; Brod M., Franz Kafka. Eine Biographie, Prag, 1937; Garaudy R., D’un réalisme sans rivages, P., 1964; Franz Kafka. Liblická konference 1963, Praha, 1963; Janouch G., Gespräche mit Kafka, Fr./M., 1951; Richter H., F. Kafka, B., 1962; Fischer E., Von Grillparzer zu Kafka, W., 1962.
Л. З. Копелев.