353

КАНА́ДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра канад. народа. В 16 в. Канада, населенная преим. индейцами и эскимосами, была колонизирована французами. В 1763 по Парижскому миру страна перешла под власть Англии и стала ее колонией до 1867, когда получила статут доминиона. Длящаяся веками иммиграция привела к исключит. пестроте нац. состава населения, чем и объясняется многоязычность К. л.; кроме осн. лит-р на англ. и франц. языках, в Канаде существуют лит-ры на шотл., исл., укр. и евр. языках.

Устное творчество коренного населения Канады — индейцев и эскимосов — передается из поколения в поколение; это легенды, сказки и песни о сотворении мира «Великим Духом», о войне и мире, о животных, о происхождении племен, о любви и т. д. Мн. произв. канад. фольклора собраны и опубл. англо-канад. писателями на англ. яз. (сб-ки «Пшеничная богиня и

354

другие сказки индейской Канады», 1956, «Коренные племена Канады», 1956). Эти произв. отличает наивный юмор, иронич. отношение к могуществ. «Великому Духу». Особенно богато и разнообразно творчество племени ирокезов. Мужество, честность и верность — качества, присущие героям индейских легенд. Многое для сохранения и развития творчества индейцев сделала поэтесса Полин Джонсон (индейское имя — Текахионвейк, дочь индейского вождя и англо-канадки, 1862—1913), к-рая воспевала в стихах свой народ, обличала жестокость англ. колонизаторов («Ванкуверские легенды», 1911, «Огниво и Перо», 1912). Писатель с индейским псевд. Серая Сова (по-индейски Вэша-Куоннэзин, 1888—1938) написал книги о животных, лучшая из них — «Саджо и ее бобры» (1935). Традиции индейской стихотв. ритмики и поэтич. прозы сохранены также в кн. У. Робба «Текумсе» (1958) о жизни индейского героя Текумсы, к-рый в нач. 19 в. погиб в борьбе против амер. интервентов. В К. л. мало произв., рассказывающих об отношениях белых и индейцев, т. к. в течение многих поколений белые воспитываются в духе презрения к индейцам. Трагич. судьбе канад. эскимосов посвящены произв. Ф. Моуэта «Люди оленьего края» и «Отчаявшийся народ».

Литература на английском языке возникла среди первых переселенцев из Англии и Сев. Америки. В нач. 80-х гг. 18 в. в Канаду приехало много лоялистов (противников отделения Сев. Америки от Англии); из них вышли первые писатели на канад. земле. Лит-ра этого периода носила подражат. характер. Из англ. иммигрантов завоевала известность писательница Фрэнсис Брук (1724—89) — автор эпистолярного романа «История Эмили Монтегю» (1769) о быте канад. пионеров; более значителен Дж. Хау (1804—73), к-рый в 1828 стал редактором газ. «Nova Scotian» («Новошотландец»), где печатались произв. молодой К. л. (в частности, «Часовщик, или Рассуждения и поступки Сэма Слика из Сликвиля» Т. Халибёртона, 1796—1865). Герой этой книги Сэм Слик (прообраз «дядюшки Сэма») — грубый, хитрый, бесчестный, практичный, изобретательный янки. На канад. земле родился поэт О. Голдсмит (1787—1861), написавший в подражание своему знаменитому предку — О. Голдсмиту — поэму «Встающая деревня» (1825) в выспренном стиле. К. л. этого периода (до 1867) носит региональный характер. В Верхней Канаде (ныне пров. Онтарио) и Нижней Канаде (ныне Квебек) не было такой активной лит. жизни, как в Новой Шотландии. Первым писателем Квебека был Дж. Ричардсон (1796—1852) — автор романтич. приключенч. повестей, историч. поэмы «Текумсе» (1828) и историч. романа «Вакуста» (1832) — из жизни англичан и индейцев. Роман написан под влиянием В. Скотта и Ф. Купера, мелодраматичен и многословен. Тяжеловесные драматич. поэмы на религ. темы писал поэт-столяр Ч. Хевисидж (1816—76), но в сонетах его есть поэтический дар. Иммигрант-портной А. Маклахлан (1818—96) в стихах рассказывал о нищете и неравенстве людей в Шотландии и о любви к новой родине; в стихах, написанных в стиле Р. Бёрнса, он славит труд. Из писателей-иммигрантов интерес представляют Кэтрин Трейл (1802—99), автор кн. «Лесная глушь Канады» (1836), и Сюзанна Муди (1803—85), автор кн. «Как трудно жить в тайге» (1852). Эти произв. — бесхитростные, с легким налетом юмора, как бы отчеты о трудностях освоения Канады. К концу 60-х гг. писатели из разных провинций зачастую ничего не знали друг о друге, однако в их творчестве были и общие мотивы — любовь к новой родине, гордость трудового человека, создающего жизнь своими руками, интерес к природе. Период становления К. л. на англ. яз. — 60—70-е гг. 19 в. После 1867 с целью объединения писателей разных провинций было создано много

355

общеканад. журналов. Было организовано Королевское об-во Канады для поощрения наук и иск-в. Первым поэтом нового доминиона был Ч. Мейр (1838—1927); автор довольно слабых стихов об истории и природе Канады, он написал также помпезную нац. драму в стихах «Текумсе» (1886). Выразителями нового явились т. н. «поэты Конфедерации» — группа романтиков, первых значит. поэтов в К. л. Все они любили своеобразие канад. природы и были преданы идее единства канад. нации. Основателем этой группы был Ч. Робертс (1860—1943), первый сб. стихов к-рого «Орион» (1880) стал знаменем нового в канад. поэзии («Ода Канадской Конфедерации», «Канада»); наиболее самостоят. стихи этого поэта вошли в сб. «Песни будней» (1893), где рассказывается о труде фермеров, рыбаков и лесорубов («Первая пахота», «Зимнее утро фермера»); его рассказы о животных переведены на рус. яз. (изд. 1934, 1959, 1963); религ.-философ. поэмы и романы не представляют интереса. Поэтесса И. Крофорд (1850—87) наряду с романтич. стихами о прошлом страны писала стихи о труде пионеров (поэма «Кэти Малькольм» и др.), о социальной несправедливости. Ее жизнь полна была лишений, она стала известной лишь после смерти, в 1905, когда вышел сб. ее стихов. Художественно более яркой, но абстрактной и мистичной была поэзия У. Б. Кармена (1861—1929), лучшие стихи к-рого проникнуты элегич. настроением; гражд. темы его не интересовали. Близкий к нему поэт А. Лампмен (1861—99) изображает природу в своих лирич. стихах как мир мечты. Герои эпич. стихов Д. К. Скотта (1862—1947) часто гибнут от столкновения с силами природы («Волынщик из Арля», «Покинутый» и др.). Он писал также об отношениях индейцев и белых, о трагич. судьбе индейцев. Если в творчестве Робертса и особенно Кармена чувствовалось влияние Р. У. Эмерсона, Дж. Китса и А. Суинберна, то стихи Скотта свободны от явных влияний, полны страсти и беспокойства. Он первым из названных поэтов почувствовал страх перед развитием капиталистич. города, хотя и сознавал, что оно неизбежно. Творчество этой группы поэтов канадцы называют «золотым веком» англ. К. л. Поэтом-романтиком был также У. Кэмпбелл (1861—1918), писавший стихи («Бабье лето», «Снегопад», «Октябрьский вечер» и др.), в к-рых воспевал величие брит. расы, взяв на себя роль неофиц. поэта-лауреата. Специфика канад. романтизма конца 19 в. выражается в том, что поэты-романтики отдавали много внимания темам становления молодой страны, преодоления трудностей.

Проза эпохи Конфедерации (последняя треть 19 в.) отставала от жизни. Излюбленным жанром был историч. роман. У. Кёрби (1817—1906) описал т. н. Новую Францию 18 в. в живых образах романа «Золотая собака» (1877), но произв. Кёрби носят черты религиозности и консерватизма. Претенциозные рассказы и романы писал Д. Паркер (1862—1932). К нач. 20 в. канад. проза в худож. отношении не представляет интереса. Экономич. депрессия, наступившая в конце 19 в., рассеяла царивший после Конфедерации энтузиазм. Политич., религ. и расовые противоречия между канадцами англо-амер., франц. и индейского происхождения обострились. Мн. писатели стали уезжать в др. страны. В связи с открытием золота на Юконе в Канаде наблюдается новый пром. подъем и приток иммигрантов, но чувство нац. единства, возникшее в 70—80-е гг. 19 в., ослабевало; общество раздирали противоречия между различными национальностями, особенно усилившиеся в связи с англо-бурской войной, когда франко-канадцы не хотели поддерживать Англию. Писатели Робертс, Кармен и Скотт не изменили характера своего творчества; поэтесса Марджори Пиктолл (1883—1922) писала изящные экзотич. стихи под влиянием англ. прерафаэлитов; третью группу поэтов, писавших сел.

356

идиллии, возглавлял У. Драммонд (1854—1907), автор сентиментальных стихов о квебекском крестьянстве. Р. Сервис (р. 1876) и Т. Мак-Иннес (1867—1951) — поэты Юкона, воспевали приключения, бродяжничество; их стихи отвечали вкусам канад. обывателя. В прозе первой четверти 20 в. царил регионализм; излюбленный жанр этого времени — «местная идиллия» (local idyll), верность викторианским идеалам религии и морали, мелодраматичность и обязательный счастливый конец (Р. Коннор, 1860—1937, и др.). На этом фоне выделялись детские писатели: Люси М. Монтгомери (1874—1942), написавшая роман «Энн из Грин Гейблз» (1908), высоко оцененный М. Твеном, и Н. Данкан (1871—1916), в сб. «Путь моря» (1903) рисующий труд рыбака, его борьбу со стихиями, часто даже в реалистич. тонах. Интересное явление в К. л. — творчество С. Ликока (1869—1944). Темы его юмористич. произв. разнообразны — нравы жителей канад. городков, власть денег, противоречия между быстрым ростом индустриализации и положением «маленького» человека.

Нач. 20-х гг. ознаменовано новым ростом нац. самосознания, появлением ряда лит. журналов. В 1921 была осн. Канадская ассоциация писателей и стали появляться первые истории и антологии К. л. Впервые четко оформилась осн. проблема К. л. — самостоят., свободное от влияния Англии и США, развитие. В эти годы написаны лучшие стихи У. Макдональда (р. 1880), последнего канад. романтика, страстного противника войны («Песнь взаимопонимания», 1913, «Волга», 1922), автора ярких сатирич. стихов против пошлости и ханжества. В эти же годы выступает Э. Дж. Прэтт (1883—1964); его стихи и поэмы («Варево ведьм», 1925, «Титаны», 1926, «Колосс», 1935) полны преклонения перед могуществом природы; мн. его стихи посвящены морякам, охотникам и рабочим; экспериментатор в области поэтич. формы, он ввел в нее новые оригинальные рифмы. В нач. 30-х гг. на лит. жизни Канады сказалась экономич. депрессия. В 1936 группа поэтов — А. Смит (р. 1902), Ф. Скотт (р. 1899), Л. Кеннеди (р. 1907) и А. Клейн (р. 1909) — при участии Прэтта выпустила сб. стихов «Новые провинции». К этой группе примыкает поэт Р. Финч (р. 1900), стихи к-рого отличаются эпиграмматич. стилем. Поэтесса Дороти Лайвси после стихов, посвященных темам любви и одиночества, в 30-х гг. обратилась к социальным проблемам, сблизившись в Париже с А. Барбюсом; эти настроения отражены в ее поэме «Верховой» (1935) и в стихах «День и ночь» (1944). Возмущение против несправедливости содержат стихи Э. Бёрни (р. 1904), хорошо знающего жизнь народа. Поэтов 40-х гг. отличает интерес к социальным проблемам, стремление к новаторству в поэтике. Вокруг журн. «Preview» («Вернисаж») и его редактора поэта П. Андерсона (р. 1915), а также журн. «First Statement» («Первая заявка») и его редактора Д. Сазерленда собрались группы поэтов, среди них — Р. Густафсон, Ф. Скотт, Р. Хемблтон и др. Интересно творчество Патриции Пейдж (р. 1916), пишущей о благородстве простых людей (поэма «Стенографистки», 1946, и др.). В другой группе поэтов — И. Лейтон, М. Уэдингтон, Р. Саустер, Л. Дьюдек (р. 1918) — последний выделяется как автор стихов о жизни рабочих и гор. бедноты («В восточной части города», 1946); в стих. «Будь молодым вместе со мной» он призывает к уничтожению капиталистич. строя. Сочувствие простым людям — постоянный мотив Р. Саустера (р. 1912). Поэт-коммунист Д. Уоллес (р. 1890) пишет стихи о канад. народе, о свободе, об СССР и коммунистах. В стихах Р. Даниелса (р. 1902), Д. Рефорда (р. 1915), Д. Рини (р. 1923) социальная тематика уступила место мотивам «чистого» иск-ва, темам смерти, секса.

Большое место в К. л. занимают произв. о животных (в Канаде особое значение имело покорение дикой природы).

357

Известны повести и рассказы Ч. Робертса, М. Сондерса и У. Фрейзера, произв. Э. Сетона-Томпсона (1860—1946), соединившего в своем творчестве худож. вымысел с наукой («Дикие животные, как я их знаю», 1898, «Биография Гризли», 1900, и др.). С сер. 20-х гг. развитие прозы ознаменовалось романами Л. Салверсон (р. 1890) об исл. поселенцах («Сердце викинга», 1923), из жизни пионеров («Исповедь дочери иммигранта», 1939); произв. Ф. Найвена (1878—1944); романами У. Бёрда (р. 1891) из истории провинции Новая Шотландия; романами Т. Редделла (р. 1903), из к-рых особенно интересна книга об амер. революции «Янки его величества» (1942). Др. направление канад. прозы представлено идиллич. романами Мазо де ла Рош (1885—1961), писательницы, автора многотомной семейной хроники об Уайтоуках («Джална», 1927, и др.), в к-рой воспеваются традиции англ. семейной жизни. Третье направление — реалистич. роман из жизни общества. Власти денег посвящены романы Р. Нистера (1900—32) и А. Бэд; один из лучших в К. л. романов — «Что касается меня и моего дома» (1941) — принадлежит перу С. Росса (р. 1915). В конце 40-х гг. появились романы Р. Аллена, Х. Гарнера, Э. Бёрни, С. Дьюдни, У. Митчелла. Выдающийся реалист Ф. Гров (1871—1948) испытал влияние И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого; герои его романов — несгибаемые трудностями люди, звучание большинства романов — трагическое, но автор верит в величие человеч. труда и его победу над злом. М. Кэллехен (р. 1903) — автор романов и рассказов из жизни простых канадцев («Счастье найдете на небесах», 1937). О «маленьком» человеке, потерявшемся во враждебном мире, пишет в своих романах «Божьи воробышки» (1937) и «День гнева» Ф. Чайлд (р. 1898); его роман «М-р Эймс против времени» (1949) написан под влиянием Достоевского. Творчество Х. Мак-Леннана (р. 1907) отражает растущее самосознание канадцев, в романе «Два одиночества» (1945) он призывает к объединению канадцев; в романах «Пропасть» (1948) и «Сын каждого человека» (1951) выступает против пуританства. Творчество писателя-коммуниста Д. Картера (р. 1910) посвящено борьбе за свободу и прогресс. Ему принадлежат книги и статьи о СССР, роман «Будущее за нас» (1950); о жизни шахтеров и профсоюзном движении он рассказывает в романе «Сыновья без отцов» (1955). В традициях Ликока пишет драматург, прозаик и публицист Р. Дейвис (р. 1914), его сатира разоблачает мещанство, бурж. ханжество; особенно интересует его судьба художника и писателя в капиталистич. обществе. Р. Аллен (р. 1914) — автор романа «Ему все дозволено» (1954), разоблачающего фашиствующие элементы в руководстве канад. культурой. Э. Бёрни (р. 1904) написал в 1949 роман «Терви» — сатиру на армейскую бюрократию. В драматургии 50—60-х гг. появились интересные сатирич. пьесы, написанные гл. обр. для радио и телевидения Р. Дейвисом, Л. Синклером (р. 1921) и др. Пропаганде К. л. и утверждению ее независимости от амер. культуры способствует деятельность канад. критиков и историков лит-ры. Среди них: Л. Пирс, Д. Пэси, А. Вудхаус, Н. Фрай, Б. Фэрми.

В 1955 Конференция по вопросам культуры, организованная Рабочей прогрессивной партией Канады, рассмотрела вопрос о борьбе с американизацией канад. культуры. Этой же проблеме была посвящена 1-я конференция канад. писателей на англ. яз. Р. Дейвис в статье «Писатель в Канаде» писал: «...в настоящее время канадские писатели развиваются так же быстро, как и все остальное в нашей стране, и это развитие часто дает прекрасные результаты. Если вы смотрите в будущее, не теряйте Канады из поля зрения» (журн. США «Publishers’ weekly», 1956, v. 170, № 16, с. 1867).

358

Литературная периодика на английском языке. Первый лит. журн. «The Nova Scotia Magazine» («Ново-Шотландский журнал», 1789—92) был посвящен сообщениям о новинках англ. лит-ры. Произв. канад. писателей начали печататься в журн. «Acadian Magazine» («Акадианский журнал», 1826—28), «Halifax Monthly Magazine» («Галифаксский ежемесячник», 1830—33) и др. В Монреале появился двуязычный «Quebec Magazine»(«Квебекский журнал», 1792—94), а в 19 в. «Literary Garland» («Литературная гирлянда», 1838—51), рассчитанный на аристократич. часть населения. С сер. 19 в. центром журналистики стал г. Торонто, где начали выходить журн. «Anglo-American Magazine» («Англо-американский журнал», 1852—55), «Canadian Monthly and National Review» («Канадский ежемесячный национальный журнал», 1872—78), «Week» («Неделя», 1883—96), публиковавшие новинки К. л. В нач. 20 в. лит. журналы появились и в др. провинциях. Консервативный «Canadian Magazine» («Канадский журнал», 1893—1939) и радикальный «Canadian Forum» («Канадский форум», с 1920) широко освещают вопросы канад. культуры; в последнем печатали свои стихи крупнейшие поэты Канады, однако этот журнал часто занимает реакц. позицию. Выходят популярные «тонкие» журналы амер. коммерч. типа: «MacLean’s Magazine» («Журнал Маклина», с 1896), «Saturday Night» («Субботний вечер», с 1887), «Liberty» («Свобода», с 1947) и др. Статьи о лит-ре помещают академич. журналы Кингстонского, Монреальского и Торонтского ун-тов. В 30-х гг. начали выходить марксистские журналы: «Masses» («Массы», 1932—34) и популярный журн. «New Frontier» («Новые границы»), освещавший вопросы прогрессивной лит-ры и пролет. культуры. С 1957 Д. Картер изд. журн. «Northern Neighbours» («Северные соседи»), знакомящий канад. народ с жизнью СССР. В 30—40-х гг. появились новые журналы, издаваемые писателями: «First Statement» («Первая заявка», 1942—45), «Preview» («Вернисаж», 1942—45), «Northern Review» («Северное обозрение», 1945—56). С 1959 в Ванкувере выходит лит.-критич. журн. «Canadian Literature» («Канадская литература»), в к-ром печатаются критич. статьи о совр. канад. писателях.

Литература на французском языке начала развиваться сравнительно поздно. До сер. 18 в. франц. пионеры (гл. обр. крестьяне) и их потомки были заняты освоением суровой канад. природы, а в 1763, когда Канада была передана Англии, франко-канадцы оказались оторванными от Франции (до 50-х гг. 19 в.) и подвергались притеснениям со стороны правящего класса, состоявшего в осн. из англичан. Огромное влияние католич. церкви мешало всякому проявлению свободной мысли и препятствовало развитию светской лит-ры. От эпохи колонизации Канады французами остались отд. религ. произв. и дневники пионеров Ж. Картье (1491—1557), С. Шамплена (1567—1635) и др., а также устное нар. творчество — песни и легенды. Первой, родившейся уже в Канаде, писательницей была монахиня М. Морен (1649—87); ее «Записки из монреальской больницы» были опубл. лишь в 1921. Первой книгой стихов был сб. «Послания, сатиры, песни, эпиграммы и другие стихи» (1830) М. Бибо (1782—1857); первый роман написал Ф. О. де Гаспе-сын (1814—41) — «Искатель сокровища» (1837); первая драма «Юный Латур» была создана в 1844 А. Жерен-Лажуа (1824—82). На протяжении всей истории франц. К. л. большую роль играли соч. на религ. темы и записи выступлений политич. деятелей, отличавшихся блестящим красноречием (У. Лорье, 1841—1919; А. Бурасса, 1868—1952; Л. Ж. Папино, 1786—1871), носившим у франко-канадцев характер высокого иск-ва.

Совместная борьба канадцев англ. и франц. происхождения против англ. губернатора за самостоятельное канад. пр-во, объединение Нижней (заселенной гл. обр. франко-канадцами) и Верхней (заселенной англо-канадцами) Канады — т. н. Конфедерация Канады, и социально-экономич. развитие страны в сер. 19 в. несколько оживили культурную жизнь франко-канадцев. Начали выходить первые лит. журналы, в 1852 был основан ун-т Лаваля; с 1845 стала печататься отд. выпусками «История Канады» Ф. Гарно (1809—66); пробудив нац. гордость франко-канадцев, подавленную жестокостью англичан, она дала начало развитию К. л. на франц. яз.; эта работа, так же как историч. произв. А. Ферлана (1805—65) и А. Касгрена (1831—1904), сохранила свое значение до сих пор. Историки стали лидерами лит. движения т. н. патриотич. школы поэтов-романтиков, к-рую возглавлял

359

О. Ж. Кремази (1827—79), считающийся отцом франц. канад. поэзии. Он познакомил канадцев с творчеством В. Гюго и др. франц. романтиков, его стихи (опубл. 1854—62) были посвящены историч. и политич. темам, к-рые господствовали во франц. К. л. до конца 19 в. К этому течению принадлежали поэты Л. Фрешетт (1839—1908), писавший стихи о людях и событиях истории франц. Канады, П. Леме (1837—1917), прославлявший красоту и обычаи сел. жизни и религию, У. Шапман (1850—1917) — автор риторич. стихов, А. Гарно (1836—1904), пытавшийся выразить в стихах внутр. мир человека. Тему сел. жизни, утвержденную П. Леме, развили в своем поэтич. творчестве Н. Бошмен (1850—1931) и Бланш Ламонтань (р. 1889), принадлежащие к т. н. школе местных нравов.

Немногочисл. прозаич. произв. 19 в. в осн. посвящены выражению религ. и патриотич. идей. Таковы романы А. Жерен-Лажуа «Жан Ривар — поднимающий целину» (1862) и «Жан Ривар — хозяин» (1864) — о том, как вознаграждается труд прилежного крестьянина; рассказы Ф. де Гаспе-отца (1786—1871) из жизни Канады 18 в. и его роман «Канадцы прежних времен» (1863). Авторы этих книг, идеализируя прошлое, используя дидактич. образы, старались укрепить религ. и нац. самосознание франко-канадцев, поддержать их в условиях социального, политич. и языкового неравенства. Известностью пользовался реалистич. роман П. Шово (1820—90) «Шарль Герен» (1853), тема к-рого — невозможность для образованного франко-канадца получить работу по специальности — много раз разрабатывалась впоследствии в К. л. на франц. яз. Большего развития к концу 19 в. достигли религ. и историч. соч.; ведущим историком был Э. Руа (1858—1913), написавший историю франц. Канады после англ. завоевания, продолжив, т. о., работу Ф. Гарно.

В нач. 20 в. развитию К. л. на франц. яз. способствовали нек-рое освобождение от абсолютного господства католицизма, прогресс в системе образования, деятельность таких публицистов, как А. Бурасса, учреждение лит. премий, организация конгрессов по проблемам франц. языка в Канаде. Эти проблемы остаются актуальными и поныне, т. к. франц. яз. Канады вобрал американизмы и слова индейского происхождения; в нем много франц. архаизмов.

В 1895 возникла т. н. монреальская школа. Поэтов этой школы не удовлетворяли прежние темы — сел. жизнь, патриотизм, природа; они тяготели к символизму и декадентству, придавали большое значение стихотв. форме; самые значит. поэты школы — Ш. Жиль (1871—1918), Г. Делаэ (р. 1888) и очень талантливый Э. Неллиган (1879—1941), в 19 лет заболевший психич. расстройством.

В период между двумя мировыми войнами, когда сел. провинция Квебек, заселенная гл. обр. франко-канадцами, стала превращаться в индустриальную, лит-ра, носившая прежде чисто региональный характер, начала расширять границы своих интересов. Со стихами выступили поэты-парнасцы П. Морен (р. 1889), тонкий мастер стиха; Р. Шопен (р. 1885), к-рого особенно интересовали чисто канад. темы, и А. Дероше (р. 1901), обладавший высокой стихотв. техникой. В манере франц. символистов писали Ф. Эртель (р. 1905), Сен-Дени Гарно (1912—43) — противники романтич. риторики.

В 1916 опубл. роман «Мария Шапдлен» эмигранта из Франции Л. Эмона (1880—1913), приехавшего в Канаду в 1911. Это роман о пионерах-колонистах, имевший большой успех благодаря реалистич. изображению жизни народа и оказавший влияние на последующих франко-канад. романистов, писавших о «колониальном периоде», — А. Бернара (р. 1898), К. Гриньона (р. 1894). В отличие от англ. канад. писателей, франц. канад.

360

писатели не уделяли большого места природе, лишь выделяя землю, как объект труда и источник существования, как доброе начало, противостоящее злому началу — городу. Историч. романы опубл. Р. де Рокбрюн (р. 1889): «Красные одежды» (1923) — о восстании 1837, и «От одного океана до другого» (1924) — о восстаниях Л. Риля в 1870 и 1885. В историч. жанре писал и Л. П. Дерозье (р. 1896).

Во время 2-й мировой войны получил развитие реалистич. роман. С психологич. романами «Они завоюют землю» (1941), «Фонтиль» (1945) и «Желания и дни» (1948) выступил Р. Шарбонно (р. 1911), изучавший творчество Ф. М. Достоевского и Ф. Мориака. Автор неск. реалистич. романов Габриель Руа (р. 1909) завоевала особую известность своим романом «Случайное счастье» (1945), где правдиво изображена жизнь рабочего района Монреаля, а также романом «Александр Шеневер» (1954) из жизни «маленького» человека в большом городе; у Руа много общего с Т. Драйзером. О жизни людей в большом совр. городе пишет и Р. Лемлен (р. 1919) в антикатолич. романах «У подножья откоса» (1944), «Семья Плуфф» (1948), «Пьер Великолепный» (1952). А. Ланжевен (р. 1927) создал антиклерик. романы. О трагич. реакции человеч. психики на войну пишут Р. Эли (р. 1915) в романе «Конец мечтаний» (1950) и Б. Вак в романе «Две двери... один адрес» (1952). В реалистич. традициях выдержаны рассказы И. Терио (р. 1915).

Видное место в совр. поэзии занимает Анн Эбер (р. 1916), стихи к-рой рисуют противоречия между внутр. жизнью поэта и реальными условиями жизни, традициями и обычаями. В конце 40-х — нач. 50-х гг. появились пьесы драматургов Г. Желина́ (р. 1909), П. Тупена, М. Дюбе, ознаменовавшие рождение нац. театра франц. Канады. Мн. совр. поэты находятся под влиянием сюрреализма и др. зап.-европ. лит. течений. Нек-рые писатели подражают амер. лит-ре ужасов: Мари Клер Бле (р. 1940) издала в 1959 роман «Прекрасный зверь», герои к-рого — извращенные, нравственно уродливые люди. Первым лит. критиком был судья А. Б. Рутье (1839—1920); его статьи носили остро полемич. характер. В 1-й трети 20 в. количество критич. работ значительно превышало количество лит. произв., причем критики много сделали для того, чтобы стимулировать рост новой лит-ры на франц. яз. Как критик и историк лит-ры отличался активностью ректор ун-та Лаваля священник К. Руа (1870—1943); пропагандируя франц. К. л., он в то же время навязывал писателям строго католич. принципы, препятствуя развитию творч. индивидуальности писателя. В очень резком, иногда издевательском тоне писали критич. работы М. Дюга (1883—1947) и К. А. Гриньон.

Политика экономич. и политич. дискриминации, проводимая правящим классом Канады, порождает культурное отчуждение канадцев англ. и франц. происхождения. Но прогрессивные круги интеллигенции обеих нац. групп, особенно в 50-х — нач. 60-х гг., добиваются сближения — знания обоих языков, перевода лучших лит. произв., встреч писателей и т. д.

Литературная периодика на французском языке. Первым лит. органом была «La Gazette littéraire de Montréal» («Монреальская литературная газета», 1778—79), к-рая наряду с общими статьями о канад. жизни публиковала нек-рые лит. произв.; газета отличалась вольтерьянским и антибрит. направлением, вызывавшим резкий протест духовенства; редакторы были арестованы, а газета закрыта. В 1861 выходил журн. «Les Soirées Canadiennes» («Канадские вечера»), печатавший произв. первых канад. писателей и фольклор; такой же характер носил журн. «Le Foyer Canadien» («Канадский очаг», 1863). В конце 19 в. лит. статьи печатались в общеполитич. журналах. С 1902 выходит журнал академич. характера «Bulletin de la Societé du parler français au Canada» («Бюллетень общества французского языка в Канаде»), помещавший материалы по истории лит-ры и по совр. лит-ре. Совр. лит-ре посвящена лит. страница газ. «Le Devoir» («Долг», с 1910). В 1934 писатели Р. Шарбонно и Ф. Эртель основали журн. «Relève» («Смена»), провозгласивший новые принципы

361

лит-ры. В 60-е гг. лит.-критич. статьи регулярно помещает еженедельник «Notre Temps» («Наше время»); выходит журн. «Relations» («Отношения») — орган иезуитов, и журн. ордена св. Доминика «Revue Dominicaine» («Доминиканское обозрение»), также религ. толка. Более научный характер носит журн. «Culture» («Культура»).

Лит.: Литература на английском языке. Рубин В., Вести из Торонто, «Новый мир», 1956, № 5; Журавлев Г., Текумса, «Ин. лит-ра», 1960, № 7; Бак Т., Наша борьба за Канаду, пер. с англ., М., 1961; Oryol L., Canadian authors in Russian translations, «Soviet Literature», 1965, № 3; Spirit of Canadian democracy, [Toronto, 1946]; Pacey D., Creative writing in Canada, Toronto, 1952; Birney E., Twentieth century Canadian poetry, Toronto, 1953; Writing in Canada, Toronto, 1956; Eggleston W., The frontier and Canadian letters, Toronto [1957]; Rashley R., Poetry in Canada, Toronto, [1958]; Klinck C. F. and Watters R. E. [сост.], Canadian anthology, Toronto, [1958]; Our living tradition, [ser. 1] — 4, [Toronto, 1958—62]; The arts in Canada, [Ottawa], 1958; Watters R. [сост.], A check list of Canadian literature..., [Toronto, 1959].

Литература на французском языке. Канада. Лит-ра на франц. языке, «Ин. лит-ра», 1958, № 8; Сиденко Н., Канад. поэзия. Антология. Сост. А. Боске, «Совр. худож. лит-ра за рубежом», 1963, № 10; Marion S., Origines littéraires du Canada français, Hull — Ottawa, 1951; Viatte A., Histoire littéraire de l’Amérique française, Québec — P., 1954; Wade M., The French Canadians, [new ed.], Toronto, 1956; Baillargeon S., Littérature canadienne-française, Montréal — P., [1957]; Tougas G., A check list of printed materials relating to French Canadian literature, Vancouver, 1958; Roy C., Manuel d’histoire de la littérature canadienne de langue française, Montréal, 1959; Bessette G., Les images en poésie canadienne-française, Montréal, 1960; Tougas G., Histoire de la littérature canadienne-française, P., 1960; Drolet A., Bibliographie du roman canadien-français 1900—1950, Québec, 1955.

Л. С. Орел.