351

КАМЮ́ (Camus), Альбер [7.XI.1913, Мондови (Алжир), — 4.I.1960, Вильблевен (деп. Йонна)] — франц. писатель и философ. Сын рабочего. Окончил философ. ф-т в Оране. Первая публикация — философ. эссе «Изнанка и лицевая сторона» («L’envers et l’endroit», 1937). В годы гитлеровской оккупации Франции К. участвовал в Движении Сопротивления. С 1945 — гл. редактор газ. «Combat» («Сражение»). Его передовицы, посвященные текущей политике, вошли в сб-ки «Актуальное» («Actuelles», 1950 и 1953). В 1957 К. присуждена Нобелевская премия. Худож. творчество К. тесно связано с экзистенциализмом. До 1945 идеи повестей и драм К. восходят к философ. эссе «Миф о Сизифе» («Le mythe de Sisyphe», 1942), где нормы поведения личности выводятся из «абсурдности» мира. Согласно К., природа и социальная история несовместимы с разумом. Иллюзия разумности объективного бытия приводит человека к подчинению механич. причинности материального мира, к утрате духовной свободы, к-рая добывается в перманентном противопоставлении сознания бессмыслице жизни. В разоблачении этой иллюзии К. видит задачу иск-ва. В пьесе «Калигула» («Caligula», 1944) римский император, стремясь к абсолютному раскрепощению собств. личности, совершает беззакония, приходит к полному нигилизму и внутр. краху. В повести «Чужой» («L’étranger», 1944) служащий, приговоренный к смерти за бессмысленное убийство, в ночь перед казнью обретает духовную свободу:

352

внутр. опустошенность героя, ко всему равнодушного и открыто аморального, противопоставлена лицемерию церкви и бурж. суда.

Второй период творчества К. связан с философ. работой «Взбунтовавшийся человек» («L’homme révolté», 1951); в этой книге, расходясь в нек-рых моментах с Ж. П. Сартром, К. рассматривает бунт личности против абсурдности бытия уже не только как отрицание, но и как утверждение извечных человеч. ценностей: свободы, солидарности, любви. Однако бунт не может уничтожить несправедливости, присущей объективному порядку вещей, и фактически сводится к самоусовершенствованию личности. Много места К. уделяет полемике с «искажениями» гуманистич. природы бунта, к-рые ведут или к абсолютизации абсурда и пассивному подчинению ему, или к абсолютизации разума, к утверждению разумной действительности, согласно К. невозможной. В этом смысле книга резко направлена и против марксизма, и против идеи нар. революции, к-рую К., не дифференцируя ее историч. и классовое содержание, рассматривает как враждебную личной свободе. Принцип борьбы с бессмысленной действительностью полнее всего выражен в лучшем произв. К. — романе «Чума» («La peste», 1947), написанном в виде рассказа анонимного летописца. Ясность языка и реалистич. наблюдательность скрывают философ. иносказательность этого произв. «Чума это жизнь...», говорит один из героев. Сам же автор, подчеркивая современный, конкретно-историч. аспект «Чумы», сказал: «Ясное содержание „Чумы“ — борьба европейского Сопротивления против нацизма». Аллегоричны и др. произв. К.: драма «Справедливые» («Les justes», 1950), рассказы «Изгнание и царство» («L’exil et le royaume», 1957). Сквозь правдоподобие сюжетов проступают все те же философ. категории «абсурдного» мира и «взбунтовавшейся» личности, тщетно пытающейся из своего индивидуалистич. одиночества пробиться к людям. Символизм творчества К. соответствует его эстетике, изложенной в речи по поводу получения Нобелевской премии («Речь в Швеции» — «Discours de Suède», 1958). К. считает, что худож. форма должна преодолевать текучесть действительности, придавая преходящему всеобщность и вневременность. Утверждая, что художник ответствен перед эпохой и должен выражать устремления народа, К. в то же время категорически отрицает связь иск-ва с партиями и классами, т. к. художник является защитником не ограниченных и частных, а «всеобщих» интересов и ценностей. Творчество и философия К. представляют собой противоречивый сплав гуманистич. и индивидуалистич. тенденций, свидетельствуя о принципиальной невозможности в век борьбы народов за социализм утверждать гуманистич. идеи, отвергая эту борьбу.

Соч.: Le malentendu. Suivi de Caligula, P., 1944; 86 éd., P., 1958; Carnets. Mai 1935 — février 1942, [P., 1962].

Лит.: Шкунаева И. Д., Совр. франц. лит-ра (очерки), М., 1961; Евнина Е. М., Совр. франц. роман. 1940—1960, М., 1962 (имеется библ.); Великовский С. И., А. Камю перед лицом истории, в сб.: О совр. бурж. эстетике, М., 1965, в. 2; Luppé R. de, A. Camus, P., [1957]; Bonnier H., A. Camus, Lyon — P., 1959; Crepin S., A. Camus. Essai de bibliographie, Brux., 1960; Wurmser A., Préface à «La peste», «Nouvelle critique», 1964, nov., № 160.

О. И. Ильинская.