344

КАМЕ́НСКИЙ, Василий Васильевич [5(17).IV.1884, на пароходе, р. Кама, близ Перми, — 11.XI.1961, Москва] — рус. сов. поэт. Отец был штейгером на уральских золотых приисках. Начал печататься в 1904. За участие в политической забастовке в 1905 был арестован. В 1907 приехал в Петербург. К. — один из первых рус. летчиков. В 1911 опубл. лирич. повесть «Землянка», в к-рой выражено отрицат. отношение к бурж. городу и мечта о возвращении совр. человека в лоно природы. Совм. с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и Е. Гуро в 1910 организовал лит. группу «кубофутуристов», к-рая выпустила первый футуристич. сб. «Садок судей». В 1913—14 вместе с Бурлюком и В. В. Маяковским совершает поездки по России с чтением лекций, докладов, стихов. В 1915 выходит «привольный роман» К. «Стенька Разин» (1916, 2-е изд. под назв. «Степан Разин», 1918), проникнутый романтич. вольнолюбием. Поэтика ранних лирич. стихов К. — сб-ки «Танго с коровами. Железобетонные поэмы» (1914), «Девушки босиком» (1917), «Звучаль веснеянки» (1918) — отмечена печатью футуристич. воззрений. Они насыщены безудержным словесным экспериментаторством. Поэма «Цувамма» (1920) почти сплошь написана «заумным» языком. Однако и здесь звучат характерные для позднейшей лирики К. ноты — детски беспечное упоение радостью бытия, восторг перед «простыми», биологич. истоками жизни. В лирико-созерцательных

345

поэмах 20-х гг. — «Встреча с миром», «Зажигатель планет», «Осень червонная», «Гимн 40-летним юношам», «Поэма о Каме» и др. — это стихийно-радостное отношение к жизни сочетается с оптимистич. приятием нового, строящегося мира. Однако стихи К. о социалистич. строительстве («Волховстрою и ЗАГЭСУ», «Топор», «Паровоз Октября», «Юность советская»), поэма о судьбе сов. деревни «Медвежий ров», роман в стихах о сов. летчиках «Могущество» (1939) и др. страдают отвлеченным риторизмом. Главное в творчестве К. — три поэмы о вождях крест. восстаний: «Стенька Разин» (1912—20), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934). Героям этих поэм приданы черты былинно-песенных богатырей и удальцов. Народ выступает как всесокрушающая, разгульная сила. Кричащая пестрота красок, подчеркнутый языковый натурализм и примитивизм, вольный стих-выкрик и стих-песня призваны передать стихийный напор крест. мятежа. К. принадлежит книга очерков «Лето на Каменке» (1927), авантюрно-философ. повесть «27 приключений Хорта Джойса» (1924), роман «Пушкин и Дантес» (1928), а также ряд автобиографич. и мемуарных книг: «Его — моя биография великого футуриста» (1918), «Путь энтузиаста» (1931), «Жизнь с Маяковским» (1940). По мотивам поэмы «Емельян Пугачев» К. написал либретто одноим. оперы композитора М. Коваля.

Соч.: Сборник пьес, М., 1925; Избр. стихи. [Предисл. А. Ефремина], М., 1934; Поэмы, М., 1934; Родина счастья, М., 1937; Избранное, М., 1958; Поэмы. [Предисл. Н. Степанова], М., 1958; Лето на Каменке. Избр. проза. [Вступ. ст. С. Гинца], Пермь, 1961.

Лит.: Гумилев Н., Письма о русской поэзии, П., 1923, с. 111—12; Гусман Б., Василий Каменский, в его кн.: Сто поэтов, Тверь, 1923; Чуковский К., Василий Каменский, в его кн.: Футуристы, П., 1922; Луначарский А., В. В. Каменский. К 25-летию лит. деятельности, «Известия», 1933, 26 марта, № 81; Ефремин А., Василий Каменский. К 25-летию лит. работы, «Октябрь», 1933, № 11; Незнамов П., На пути к реалистич. поэзии, «Худож. лит-ра», 1935, № 4; История рус. лит-ры конца XIX — нач. XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1963.

И. Б. Роднянская.