338

КАМА́Л, Шариф [псевд.; наст. фамилия — Байгильдиев; 16(28).III.1884, дер. Пишля Пензенской губ., ныне Кузнецкий р-н Морд. АССР, — 22.XII.1942, Казань] — тат. сов. писатель и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1919. Род. в семье муллы. Учился в старом медресе. В 1900 ушел из родного дома и поступил на строительство Моск.-Курской ж. д. В 1903—1904 был забойщиком в шахтах б. Екатеринбургской губ., потом артельщиком на промыслах Каспия, где близко узнал жизнь рыбаков. Приехав в Петербург, в 1905 К. совмещал работу учителя тат. нач. школы с работой корректора газ. «Нур» («Луч»), где опубл. первые статьи и стихи. Первый сб. его стихов «Голос» («Садә») вышел в 1906. В новеллах «В поисках счастья», «На чужбине», «Бродяга» (1909—12), в повести «Воронье гнездо» (1910) К. реалистически показал чудовищную эксплуатацию и полную лишений жизнь сезонных рабочих, рыбаков и шахтеров. Повесть «Чайки» (1915) изображает непосильный труд тат. рабочих на рыбных промыслах. К. видел в трудовом народе творца жизни, верил в его оптимизм. Быт и нравы духовенства, бурж. националистов и купечества дали ему богатый материал для едкой сатиры. В фельетонах и рассказах («Депутат», 1910, «Во время холеры» и др.) К. раскрыл антинар. сущность бурж. национализма. Демократич. идеи К. объединили его с выдающимися представителями передовой тат. лит-ры — Г. Тукаем и Г. Камалом. Особое

339

внимание К. уделял жизни обездоленной, бесправной татарки («Увядший цветок», 1909, «Скука», 1912, и др.). В 1915 в сатирич. комедии «Хаджи эфенде женится» К. высмеял торгаша, надевшего маску добродетели. Эта комедия более 30 лет не сходит со сцены Тат. академич. театра.

Сцена из спектакля «За туманом». Татарский гос. академич. театр. Казань, 1936

Сцена из спектакля «За туманом». Татарский гос. академич. театр. Казань, 1936.

В первые годы Сов. власти К. работал в оренбургской партийной печати. В романе «На заре» («Таңц атканда», 1927) К. изобразил период подготовки и проведения Октябрьской революции, контрреволюц. происки мусульм. духовенства и буржуазии. В романе «Когда рождается прекрасное» («Матур туганда», 1937) показана ломка патриарх. крест. быта, начало борьбы за коллективизацию с. х-ва, созданы образы сел. коммунистов. В драматич. произв. «Огонь» («Ут», пост. 1928), «Воронье гнездо» («Козгыннар оясында», 1930), «Горы» («Таулар», 1932), «За туманом» («Томан арты», 1934), «Когда рождается прекрасное» (1938, по одноим. роману) К. изображал строительство социализма в городе и в тат. деревне, рисовал образы новых людей. Произв. К. написаны живым, сочным языком, близким к нар. речи. Многие из них переведены на рус. яз. В 1934 К. перевел на тат. яз. «Поднятую целину» М. А. Шолохова. В Казани открыт дом-музей К.

Соч.: Әсәрләр. [Г. Кәшшаф кереш мәкаләсе белән], т. 1—4, Казан, 1951—56; Матур туганда, т. 1, Казан, 1937; в рус. пер. — Когда рождается прекрасное. Пьеса, Каз., 1940; Чайки. Рассказы, М., 1947; Рассказы, М., 1957; Когда рождается прекрасное. Роман, [ч. 1], Каз., 1957.

Лит.: Шариф Камал (К 30-летию лит. и обществ. деятельности), Каз., 1940; Гайнуллин М., Горький и тат. лит-ра, Каз., 1944; Хисмәтуллин Х., Шәриф Камал, в кн.: Халит Г., Һәмб XX йѳз башында татар әдәбияты, Казан, 1954; Татар совет әдәбияты тарихы, Казан, 1960.

М. Х. Гайнуллин.