321
КАЛЕНДА́РНАЯ ПОЭ́ЗИЯ — произв. нар. устно-поэтич. творчества, являющиеся частью календарной обрядности. Календарные обряды, игры и песни связаны с жизнью природы, с годовым кругом солнца, с земледельч. трудом. Поэтому они носят ярко выраженный аграрный характер. С помощью этих обрядов, в основе к-рых лежала вера в магич. силу слова, жеста, действия, люди стремились обеспечить хороший урожай, создать нужные для этого природные условия, воздействовать на землю.
К возникшим в доклассовом обществе языческим по своему существу календарным обрядам и связанной с ними поэзией были позднее приурочены христ. праздники. В рус. К. п., как и в обрядности многих др. народов, своеобразно сочетаются магич. заклинания, христ. мотивы и трудовой житейский опыт. Наиболее богаты поэтич. текстами зимний и весенний обрядовые циклы. Во время зимних праздников пелись особые обрядовые песенки — колядки и щедровки, а также т. н. подблюдные песни, ряжеными исполнялись шутливые припевки и приговорки. Конец зимней и начало весенней обрядности падает на масленицу. Черты масленичных обычаев отразились и в нар. песнях, в игровом сжигании или проводах масленицы, в причетах, с к-рыми ходили на кладбище поминать родителей.
Особенно поэтичны, богаты худож. образами, оптимистичны по содержанию весенние обрядовые игры и песни. Обряд заклинания весны сопровождался исполнением т. н. веснянок, магич. песен, в основе к-рых лежали прежде всего хоз. интересы. Весенние обряды, хороводы и песни были приурочены к разным дням и праздникам начиная с 9 марта и кончая Троицыным днем. В обычаях и песнях, связанных с празднованием Троицы, были особенно сильны мотивы аграрной магии, культа растительности. Столь же двоеверная по своему существу летняя обрядность, связанная с праздником Ивана Купалы (костры, кумление, песни, поэтич. предания о цветении папоротника и чудесных кладах), может рассматриваться как завершение весенней обрядности. Обрядовое поэтич. творчество с новой силой вспыхивало в конце жатвы, когда земледелец праздновал сбор урожая и был озабочен тем, чтобы вернуть земле и себе израсходованную силу. В заклинаниях и зажиночных песнях встречается та же магич. гипербола, к-рая характерна для колядок и веснянок. Времена года своими природными особенностями, связанными с ними производств. нуждами и заботами, определили характер весенней, летней, осенней и зимней календарной обрядности.
В результате действительного господства человека над силами природы календарные обряды постепенно исчезали из нар. быта. Связанные с ними поэтич. тексты или их отд. элементы сохранились лишь в детских играх и в памяти стариков.
322
Лит.: Веселовский А. Н., Разыскания в области рус. духовного стиха, в кн.: Сборник ОРЯС АН, т. 32, № 4, 1883, т. 46, № 6, 1890; Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1—2, СПБ, 1903—05; Чичеров В. И., Зимний период рус. земледельч. календаря XVI—XIX вв., М., 1957; Пропп В. Я., Русские аграрные праздники. (Опыт историко-этнографич. исследования), Л., 1963; Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия, в. 1, [М.], 1911; Шейн П. В., Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п., т. 1, в. 2, СПБ, 1900.
Э. В. Померанцева.