312

КА́ЙЗЕР (Kaiser), Георг (25.XI.1878, Магдебург, — 4.VI.1945, Аскона, Швейцария) — немецкий драматург. Один из представителей нем. экспрессионизма. Писать начал в сер. 90-х гг. В 1911 опубл. комедию на библейскую тему «Иудейская вдова» («Die jüdische Witwe», 1905). Многие из ранних произв. К. не опубл. доныне. Широкую известность К. принесла историч. драма «Граждане из Кале» («Die Bürger von Calais», 1914), действие к-рой происходит в период 100-летней войны между Англией и Францией; здесь создан образ героя, готового на самопожертвование во имя обществ. блага. 1-я мировая война и революц. события в Германии оказали на К. большое влияние, резко усилили его критич. отношение к капиталистич. строю. В драмах «Газ» («Gas», Tl 1—2, 1918—20, рус. пер. 1922)

313

и «Коралл» («Die Koralle», 1918, рус. пер. 1923) подвергается осуждению весь мир частной собственности. По своей социальной заостренности эти драмы наиболее значительны у К.; вместе с тем они характерны для импрессионизма, к к-рому К. примкнул в эти годы. Они написаны в гротескно-символич. манере, персонажи в значит. мере условны и выступают отвлеченными носителями той или иной идеи. Протест К. и его героев против бурж. мира носит преим. индивидуалистич. характер. В 20-е гг. К. стал самым популярным драматургом в Германии. Его часто называли «математиком сцены», имея в виду строгую соразмерность, симметрию актов, скупой «телеграфный» язык его пьес. Наряду с авантюрно-развлекат. комедией «Кинороман» («Kolportage», 1924, рус. пер. 1925) и мистико-романтич. драмами «Дважды Оливер» («Zweimal Oliver», 1926), «Два галстука» («Zwei Krawatten», 1930) и др. К. пишет пьесы с антимилитарист. тенденциями: «Кожаные головы» («Die Lederköpfe», 1928), «Миссисипи» «Mississipi», 1930).

С приходом к власти фашизма пьесы К. были запрещены. В 1938 он эмигрирует в Голландию, затем в Швейцарию. Здесь в 1940 написаны драмы «Клавиттер» («Klawitter»), «Английская рация» («Der englische Sender»), рисующие ужасы нацистского террора, «Солдат Танака» («Der Soldat Tanaka») — антимилитарист. пьеса, действие к-рой происходит в Японии. Комедия «Наполеон в Новом Орлеане» («Napoleon in New-Orleans», 1941) об авантюристе, выдающем себя за франц. императора, по сути дела высмеивает Гитлера. Поздние драмы К. основаны на древнегреч. мифах; в 1948 опубл. трилогия: «Дважды Амфитрион» («Zweimal Amphitrion»), «Пигмалион» («Pygmalion») и «Беллерофон» («Bellerophon»); хотя герои этих «греческих драм» носят антич. одежду, они служат К. для выражения его взглядов на современность. Писатель прославляет человечность, выступает против войны. Перу К. принадлежат романы «Довольно» («Es ist genug», 1932) и «Вилла Ауреа» («Villa Aurea», 1940). В последние месяцы жизни К. обратился к лирике. Незадолго до смерти был избран почетным президентом объединения нем. писателей, живущих в Швейцарии.

Соч.: Rektor Kleist, Potsdam, [1918]; Rosamunde Floris, Z. — N. Y., 1940; в рус. пер. — Драмы, [вступ. ст. А. В. Луначарского], М. — П., 1923.

Лит.: Dippel P. G., G. Kaisers späte Botschaft, «Theater der Zeit», B., 1950, № 3; Paulsen W., G. Kaiser. Die Perspektiven seines Werkes, Tübingen, 1960; Elbe A. M., Technische und soziale Probleme in der Dramenstruktur G. Kaisers, Hamb., 1959 (Diss.); Adling W., G. Kaisers Drama «Von Morgen bis Mitternacht»..., «Weimarer Beiträge», Weimar, 1959, S. 369—86.

В. Н. Токмаков.