- 296 -
КАЗА́ХСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра казах. народа. В древности на территории Казахстана жили племена саков, усуней, кангюй, затем кипчаков, карлуков и др. Их культура была самобытна, развивались земледелие, торговля, росли города (Тараз, Отрар), особенно в Юж. Казахстане, в Семиречье, в долине р. Талас. В Отраре жил и творил ученый Мухаммед Абу Наср аль-Фараби (870—950), писавший на араб. яз. Интенсивно развивалась культура в период Караханидов (10—13 вв.). Труды Юсуфа Баласагунского, Махмуда Кашгарского являются общим наследием тюркоязычных народов. В гос-во Караханидов входили племена карлуков, чигилей, канглы, кипчаков, огузов и др. почти с однородными формами материальной культуры. Среди тюркоязычных племен уже в 6—8 вв. известна унаследованная из древности устно-поэтич. традиция, развивавшаяся на основе историч. сказаний. Ее элементы запечатлены в орхонских памятниках. С 13 в. монг. нашествие на века остановило развитие культуры. Процессу сложения казах. народности способствовало возникновение первых казах. ханств в 15 в. (в рус. источниках впервые упоминаются в 16 в.).
В жизни кочевников-скотоводов почетное место занимало иск-во слова. В условиях патриархально-феод. уклада создавалось устное творчество, богато представленное разнообразными жанрами. Безымянные акыны, выражавшие чаяния и стремления казах. народа, создавали фольклор, тесно связанный с трудовой жизнью и борьбой за независимость. Первое место в нем принадлежало песне — бытовой, обрядовой, лирической, пастушеской, песне-сказанию; в песне запечатлена мудрость, философия, мораль народа. Песня сопровождала обряды. Таковы — той бастар (песня — начинание свадьбы), сынсу (песня невесты при отъезде из аула отца), жар-жар (свадебная песня — состязание невесты с женихом, исполняемая девушками и джигитами), бет-ашар (песня-наставление), жоктау (плач по умершему), коштасу (прощание с близкими, с покинутой родной землей). Героич. эпос казахов сложился в древности, в период вооруженной борьбы народа за независимость против завоевательных походов джунгарских, калмыкских феодалов. В эпич. поэмах изображались подвиги батыров, защищавших сородичей от набегов чужеземных захватчиков (поэмы «Кобланды», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр», «Алпамыс», «Ер-Кокше» и др.). Казах. эпич. поэмы благодаря своим высоким худож. достоинствам входят в сокровищницу мировой лит-ры. Главной темой бессмертных лиро-эпич. поэм «Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Кыз-Жибек», «Кульше-кыз» и др. была борьба молодых людей за личное счастье против суровых феод. обычаев. Нек-рые поэмы создавались феод. акынами в угоду правящим классам; они восхваляли набеги ханов (напр., «Орак-Мамай»).
Богаты сказки о животных, фантастич., сатирич. сказки-небылицы и т. д. Народ создал образы батыров, охотников, скотоводов, остроумных красавиц; все они воплощали представления народа о заступниках бедноты, смелых, находчивых, красноречивых (Алдар-косе, Жиренше и др.); они побеждают жестоких ханов, мулл и выставляют их на осмеяние народа. Широко бытуют среди казахов пословицы, поговорки, афоризмы. Произв. нар. творчества передавались из поколения в поколение жирау (певцами-импровизаторами), жирши (певцами-исполнителями песен и поэм), оленши (певцами), акынами. В устном бытовании сохранились стихи, приписываемые легендарным древним певцам Асану-Кайгы, Шалгезу, Сыпыр-жирау.
- 297 -
Новым этапом в истории Казахстана явилось добровольное присоединение к России, начавшееся в 30-е гг. 18 в. и завершившееся в 1-й пол. 19 в. Несмотря на реакц. колонизаторскую политику царизма, присоединение имело прогрес. значение; оно приобщило казах. народ к более высокой экономике, к передовой мысли и демократич. культуре России. В устной поэзии этого времени правдиво изображалась историч. жизнь народа, изобличалось социальное неравенство, ханский гнет. В конце 18 и нач. 19 вв. выступили певцы-сказители — Татикара, Умбетей, Шал, Котеш, Жанкиси. Эти акыны в своих песнях изображали борьбу казахов с джунгарскими феодалами и развитие мирных отношений с Россией. Первым, чье авторство стало известно, был Бухар-жырау Калкаманов (1693—1787), акын и политич. деятель времен Аблай-хана. Он живо откликался на важнейшие события современности, реалистически рисовал нек-рые стороны жизни народа, хотя был выразителем феод. идеологии.
В лит-ре нач. 19 в. известны имена акынов демократич. направления, творчество к-рых вдохновлялось подъемом освободит. движения нар. масс против феод. гнета, против хана Джангира. Политич. лирика Махамбета Утемисова (1804—46), сатирич. стихи Шернияза Жарылгасова (1817—81), айтысы Суюмбая Аранова (1827—96) призывали народ к борьбе против ханов-угнетателей, прославляли вождя нар. восстания Исатая Тайманова. Высоким мастерством, острой социальной направленностью отмечены стихи и поэма поэтессы Алмажан Азаматкызы (р. 1823 — год смерти неизв.) «Девушка сирота», о восстании Исатая. Реалистич. поэзия Махамбета, разоблачавшего ханов, феодалов, султанов, утверждавшего силу народа, развивала в К. л. новые традиции, новые поэтич. формы. Понимание того, что казах. народу по пути с Россией, отличало прогрес. демократич. направление в К. л.
Наряду с демократическим развивалось феод. направление, к-рое представляли акыны: Дулат Бабатаев (1802—71), Шортанбай Канаев (1818—81), Мурат Монкин (1843—1906) и др. Они изображали тяжелую жизнь народа, осуждали царских колонизаторов и новых баев-торгашей с клерикально-консервативных позиций. В песнях религ. содержания они идеализировали прошлое, восхваляли шариат и ислам, критиковали то новое, что пришло в степь с присоединением Казахстана к России.
Во 2-й пол. 19 в. стали открываться русско-казах. школы; усилилось влияние рус. демократич. культуры. Все это вызвало заметные изменения в традиц. жанрах лит-ры и устного творчества. В лирич. нар. поэме «Айман-Шолпан» героинями становятся женщины, носительницы идей свободолюбия, человеч. достоинства, объединяющие своей умной политикой враждующие роды. Большое развитие получил традиц. айтыс (песенное состязание импровизаторов). В нем сильнее, чем прежде, зазвучали гражд. мотивы обличения правителей, борьбы за раскрепощение женщины. До нас дошли в устной передаче тексты классич. образцов айтыса — композитора и акына Биржана Кожагулова (1834—97) и поэтессы Сары, акына Асета Найманбаева (1867—1923) и девушки Рысжан и др. В айтысах принимали участие искусные мастера, владеющие импровизацией. Выдвинулись акыны: Ахан Корамсин (прозв. Ахан-сери) (1843—1913), Жаяу-Муса Байжанов (1835—1929) и др. Нек-рые из них были композиторами. Особую популярность приобрел в айтысах акын Джамбул Джабаев (1846—1945), высмеивавший и разоблачавший баев. Знаменитые мастера айтысов — Марабай, Жанак, Абыл, позже — Майкот, Суюмбай, Шоже и др. — наряду с исполнением казах. эпоса пели и киргиз. «Манас», а также популярные у ряда вост. народов поэмы
- 298 -
(«Кер-Оглы» и др.). Богата песенная культура казахов: песни лирич., бытовые, сатирич., среди к-рых «Елим-ай», «Япырай» и др.
В сер. 19 в. возникло казах. просветительство. Замечат. ученый этнограф, собиратель нар. творчества Чокан Валиханов (1835—65), выдающийся педагог Ибрай Алтынсарин (1841—89), великий поэт-демократ Абай Кунанбаев (1845—1904) звали народ идти по пути передовой рус. демократич. культуры. Алтынсарин разработал на основе рус. графики казах. алфавит, создал знаменитую «Киргизскую (казахскую) хрестоматию» (1879, Оренбург) для школьного чтения, включив в нее свои переводы басен И. А. Крылова, К. Д. Ушинского, оригинальные стихи и рассказы о пользе труда и знаний. Он первым перевел рассказы Л. Н. Толстого на казах. яз. Алтынсарин явился одним из зачинателей казах. худож. прозы.
Во 2-й пол. 19 в. возникла новая письм. К. л., представленная Абаем Кунанбаевым, основоположником критич. реализма в К. л. Творчество Абая, содержащее беспощадную критику феод. верхушки, многосторонне изображало обществ. жизнь казахов. Он сыграл огромную роль в деле просвещения народа, в ознакомлении его с рус. классич. лит-рой. Его лирика, сатира, философско-публицистич. назидания «Гаклия» — это широкая картина жизни тогдашнего казах. об-ва. Абай создал новые формы и жанры поэзии (шестистишия, восьмистишия). Его творчество, оказавшее влияние на развитие нац. самосознания народа, питали три источника: нар. поэзия, вост. классич. лит-ра, прогрессивная рус. лит-ра. Впервые стихи Абая были напечатаны в «Дала уалаятының газеті («Газета степного края») в 80—90-х гг.; в 1909 посмертно опубл. сб. его стихов. Абай переводил на казах. яз. соч. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, И. А. Бунина, а также И. В. Гёте, Г. Гейне. К лирич. стихам он сам создавал музыку. Особенно популярны переводы Абая из «Евгения Онегина». На эстетич. взглядах Абая сказалось влияние идей В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова Его сыновья и ученики — поэты Акылбай (1861—1904) и Магавья (1870—1904) Кунанбаевы, а также др. поэты наследовали традиции Абая, утверждали гуманистич. идеалы в лит-ре.
В рус. поэзии «киргиз-кайсацкая» тема возникла еще у Г. Р. Державина, у поэта-романтика П. М. Кудряшева, в поэме «Киргизский пленник» Н. Муравьева (1794—1866) и др. Были опубл. повести В. А. Ушакова «Киргиз-Кайсак» (1830), А. П. Крюкова «Киргизский набег» (1829), В. И. Даля «Бикей и Мауляна» (1846). Для Пушкина был записан сюжет поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Слу». В стихах и картинах сосланного в Казахстан (1847—57) великого укр. поэта-революционера Т. Г. Шевченко была реалистически отражена жизнь угнетенного казах. народа. Дружба Чокана Валиханова с петрашевцами, с Ф. М. Достоевским, с П. П. Семеновым-Тян-Шанским, А. Н. Бекетовым, Г. Н. Потаниным, встречи Абая с последователями Н. Г. Чернышевского — Е. П. Михаэлисом и др. — заложили глубокую основу содружества двух культур. Собирателями нар. творчества казахов в 19 в. были рус. ученые — академик В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, П. М. Мелиоранский, А. Е. Алекторов и др., а также Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Диваев (1856—1933). Образцы фольклора публиковались с 30-х гг. 19 в. в науч. изданиях Казан., Петерб., Моск. ун-тов, Рус. географич. об-ва, в первых газетах на казах. яз. — «Туркестан уалаятының газеті» («Газета Туркестанского края», 1870—82) и «Дала уалаятының газеті» («Газета степного края», 1888—1902).
В нач. 20 в. К. л. развивалась под воздействием революц. событий 1905—07. Широко распространялись
- 299 -
политич. лирика, сатира; зародились социальный роман, публицистика. Начал выходить первый казах. журн. «Айкап» (1911—15). Лит-ра выражала новые демократич. освободит. идеи. Усилились ее гражд. мотивы. Традиции критич. реализма в К. л. продолжали писатели демократич. направления: Спандияр Кубеев (1878—1956), Султанмахмут Торайгыров (1893—1920), Сабит Донентаев (1894—1933), публицист Мухамеджан Сералин (1872—1929), редактор журн. «Айкап». С. Кубеев выступил как автор одного из первых казах. романов «Калым» (1908, изд. 1913), в к-ром говорится о борьбе за свое человеч. достоинство двух любящих, осуждается господство байской верхушки, угнетение женщины. Мастер сатирич. поэзии, С. Донентаев создал басни о волостных управителях, националистах, царских чиновниках, защищал интересы бедноты. После Абая большую роль в развитии казах. поэзии и прозы сыграл поэт-демократ С. Торайгыров, отразивший новые черты нац. характера, возникшие в связи с нарастанием социальной борьбы. В стихах, рассказах, поэмах («Заблудившаяся жизнь», 1918), стихотв. романах («Кто виноват?», 1914—15, и «Красавица Камар», 1914, изд. 1933) он изобличал феодалов, звал казах. народ к борьбе за свободу, к знаниям.
В лит-ре нач. 20 в. резко обозначились два течения — демократическое, представители к-рого группировались в основном вокруг журн. «Айкап», и националистическое, возглавляемое поэтом М. Дулатовым и др. писателями, близкими к газ. «Казах». Поэт Шангерей Букеев (1847—1920), лирика к-рого отличалась высоким мастерством, реалистически отображал нек-рые стороны действительности, хотя многие стихи написаны им в традициях «чистого искусства». Позже бурж. националисты лозунгами «чистого искусства» прикрывали идейную борьбу против сов. лит-ры, они воспевали одиночество, изображали степь мертвым краем. После Октября некоторые из них перешли в лагерь контрреволюции.
В лит-ре конца 19 — нач. 20 вв. возникла группа поэтов-«книжников», освоивших книжно-вост. поэзию. Они проповедовали в стихах религиозные взгляды, догмы шариата. Критикуя колониальный гнет, они вместе с тем восхваляли прошлое. Заслугой «книжников» является их собират. деятельность (фольклор, образцы письм. лит-ры) и переводы на казах. яз. произв. рус. и тат. писателей, вост. поэтов. Виднейшие из поэтов-«книжников»: Нуржан Наушабаев (1859—1919), Машур-Жусуп Копеев (1857—1931). Акын Турмагамбет Изтлеуов создал «Рустем-дастан» — казах. вариант «Шах-наме», а также басни, рубайяты, хикаяты. Развивалась письм. лит-ра и устная поэзия, взаимопроникая одна в другую; это создавало особую характерность К. л. Акыны наряду с поэтами играли видную роль в обществ. жизни. Подъем нар. творчества связан с нац.-освободит. движением 1916 против феодально-колониального гнета. Акыны — Джамбул, Нурпеис Байганин, Омар Шипин, Кенен Азербаев, участвовавшие в восстании, создали песни о подвигах нар. героев, призывали к борьбе против баев и царских колонизаторов. Образы Амангельды Иманова, Алибия Джангильдина запечатлены во мн. песнях. Акын Иса Даукебаев создал поэму «Бекболат», ярко отразившую историч. события 1916. В этот период углубились связи К. л. с рус., тат. (важное идейное влияние оказали Г. Тукай, Г. Ибрагимов), узб. литературами. Эти связи усилились в первые годы Октябрьской революции, когда еще не было нац. размежевания республик и центром Туркестанского края был Ташкент. Здесь издавались мн. газеты и журналы, в к-рых печатались произв. казах., узб., тат., кирг., тадж. писателей.
- 300 -
Советская казахская литература. Рожденная Октябрем, сов. К. л. выросла в зрелую, многожанровую лит-ру, лучшие произв. к-рой вошли в золотой фонд общесоюзной сов. лит-ры. В 1920 Казахстан получил автономию. Под влиянием революц. действительности и новых форм жизни утверждался на нац. казах. почве социалистич. реализм. Основоположником казах. сов. лит-ры стал поэт-революционер Сакен Сейфуллин (1894—1939). Он первый отдал свой талант служению революции, выступил как новатор стиха. На страницах первых казах. сов. газет и журналов со стихами о победе Сов. власти, с произв., разоблачавшими патриархально-феод. уклад, выступили Беимбет Майлин (1894—1939), Ильяс Джансугуров (1894—1937), Сабит Муканов (р. 1900), Баймагамбет Изтолин (1899—1921), Мухтар Ауэзов (1897—1961). В 1922 были опубл. первые произв. казах. сов. лит-ры — поэтич. сб. «Неукротимый конь», пьесы «Путь к счастью» (написана 1917, опубл. 1922) и «Красные соколы» (написана 1920) С. Сейфуллина, пьеса «Енлик-Кебек» (написана 1917), повесть «Судьба беззащитных» (написана в 1921) М. Ауэзова. Историко-документ. роман Сейфуллина «Трудный путь, тяжелый переход» (1927) посвящен революц. событиям в Казахстане, участником к-рых был поэт. Роман явился событием в культурной жизни народа. В поэме «Советстан» (1925) Сейфуллин прославил Родину, идущую по пути к социализму. В повести «Землекопы» (1928) изображен свободный труд казах. рабочих. У Сейфуллина впервые появился образ героя — человека труда.
В цикле стихов и поэм Б. Майлин создал яркий образ бедняка Мыркымбая, борца за новый колх. аул. В его же повести «Коммунистка Раушан» (1929) изображена бесправная казах. женщина, ставшая строительницей новой аульной жизни. Трагич. судьба героев, гибнущих в условиях феод. об-ва, изображена в повести Б. Майлина «Памятник Шуги» (напис. 1915, опубл. 1922). Первая казах. сов. поэтесса Шолпан Иманбаева (1904—26) писала о судьбе женщины. В лит-ру пришли поэт-импровизатор Иса Байзаков (1900—46), поэты М. Даулетбаев (1898—1938), А. Токмагамбетов (р. 1905), К. Абдукадыров (1903—64), Т. Жароков (1908—65), А. Тажибаев(р. 1909), Г. Орманов (р. 1907), Ж. Сыздыков (р. 1902), У. Турманжанов (р. 1905), прозаики Г. Мусрепов (р. 1902), Г. Мустафин (р. 1902) и др.
Этот период характеризуется бурным развитием поэзии, поисками новых изобразит. средств, созданием реалистич. образа героя — выразителя интересов нар. масс. Революц. пафосом проникнуты стихи о вожде революции, о разделе земли, о преобразованиях в ауле. Еще при жизни В. И. Ленина ему посвятили стихи С. Сейфуллин и С. Донентаев. В 1925 в Москве был издан сб. стихов бедняцких и батрацких поэтов «Песни зари» (сост. У. Турманжанов). В 1928 вышел сб. песен и стихов акынов и поэтов «Ленин» (сост. С. Муканов). В 20-е гг. начала развиваться проза: рассказ, очерк, повесть, роман. Произв. Е. Бекенова (1892—1938), Ж. Тлепбергенова (1895—1933), У. Турманжанова, С. Шарипова (1880—1942), очерки, рассказы и повести Б. Майлина, Г. Мусрепова, С. Муканова, Г. Мустафина посвящены классовой борьбе, новой жизни аула. М. Ауэзов глубоко раскрыл внутр. мир человека, его связи с об-вом. Казах. писатели отстаивали молодую сов. лит-ру в острой идейной борьбе с националистами, создавшими свою лит. группировку «Алка». В 1926 была создана Каз. АПП, сыгравшая важную роль в объединении сил казах. сов. писателей. Начал выходить альм. «Жыл құсы» («Первая ласточка», 1927) и журн. «Жаңа әдебиет» («Новая литература», 1928).
В драме «Энлик-Кебек», первой пьесе, поставленной в театре драмы в 1926 (новая ред. 1957), М. Ауэзов
- 301 -
критиковал феод. устои казах. жизни. Во многих его рассказах и повестях о прошлом изобличалась феодально-байская верхушка, реакц. традиции казах. аула («Событие на Караш-Караш», 1927). Писатель горячо приветствовал освобождение женщины. Поэма С. Сейфуллина «Кокчетау» (1929) — крупное достижение казах. поэзии. В ее основе лежат нар. легенды, историч. события прошлого, от к-рых поэт ведет лирич. героя к новой жизни. Драматизм, романтич. пафос поэмы открыли новые пути казах. поэзии социалистич. реализма. Значит. явлением стали поэмы «Бег времени» (1927) Джамбула, «Красавица Куралай» (1925) И. Байзакова, роман в стихах «Слушаш» (1928) С. Муканова. Обновлялись традиц. жанры, развивались новые формы политич. лирики, сатиры, прозы, драматургии, критики. Лит-ра творчески воспринимала традиции М. Горького, В. В. Маяковского, Д. Бедного. Ее связи с русской сов. и др. братскими лит-рами получили глубокое интернац. содержание. Переводы рус. и зап.-европ. писателей на казах. яз. широко публиковались в периодич. изданиях. В 20-е гг. возникла драматургия. В произв. Сейфуллина, Ауэзова, Майлина, видного драматурга и режиссера Ж. Шанина (1891—1938) утверждалась новая жизнь, разоблачались и высмеивались феодально-патриарх. обычаи. Человек свободного труда, революц. действия, шагнувший из патриархально-феод. мира в социализм, — таков герой К. л. Стремление к героическому, к метафоричности, романтич. элементы, сочетание реалистич. манеры повествования с иск-вом детали, унаследованным от устной поэзии, — формировали казах. стилевую школу. К. л. росла, преодолевая нек-рый схематизм, риторику и прежде всего — натурализм. Наряду с прежними формами акынской поэзии — толгау (философ. размышления) и др. — развивалась сюжетная, лирич. поэма. Казах. силлабич. стихосложение с его богатыми формами становилось более гибким; в поэзию входили публицистика, разговорные интонации, новые ритмы, вольный стих. Большим событием было издание сб. «1000 песен киргизского народа» А. В. Затаевича (Оренбург, 1925), а затем его же сб. «500 песен и кюйев казахского народа» (1931), о к-рых высоко отозвались М. Горький и Р. Роллан. В июне 1934 состоялся 1-й съезд писателей Казахстана.
В 1936 Казахстан был преобразован в союзную республику. Поэзия этого времени отразила расширяющиеся обществ. интересы писателей, их тесную связь с социалистич. действительностью. Строительство Турксиба и Карагандинского угольного бассейна стало ведущей темой К. л. тех лет. Поисками новых выразит. средств отмечены поэмы «Степь» (1930) Джансугурова, «День колхозного аула» (1937) Муканова, «Поток» (1937) Жарокова, поэмы И. Байзакова. Пафос социализма, дружбы народов, интернационализма воодушевил лучшие произв. К. л. Нар. акыны во главе с Джамбулом и Нурпеисом Байганиным стали певцами Сов. Родины. Расцвет акынской поэзии — закономерность развития К. л. в условиях социализма.
Всесоюзную известность приобретает поэзия Джамбула Джабаева. Новое развитие в его творчестве получает традиц. акынская форма толгау, обновленная темами сов. действительности («Моя Родина» и др.). Нек-рые акыны (И. Байзаков) от устных импровизаций перешли к письм. поэзии. В лит-ру вошла тема жизни братских народов, породив новые традиции и мотивы (Джамбул, Тажибаев, Жароков — о России, Грузии, Украине). Вершиной казах. поэзии 30-х гг. явились поэмы И. Джансугурова «Кюйши» (1935) и «Кулагер» (1936) — яркие картины нар. жизни, воссоздающие образы прославленных поэтов-певцов; известны драматич. поэмы Тажибаева о Шевченко и его же «Абыл» (1940), поэма Ж. Саина «Кулянда» (1938), программное
- 302 -
стих. Муканова — «Маршал поэзии» о В. В. Маяковском. Тема нар. иск-ва, его связи с героич. традициями прошлого — особенность поэзии 30-х гг.
Освободит. борьбу народа, его новую, социалистич. жизнь изображал С. Сейфуллин в поэмах «Альбатрос» (1933), «Социалистан» (1935). В поэме «Красный конь» (1934) он критиковал перегибы в колх. строительстве. Росла и крепла проза, изображавшая различные этапы революционно-освободит. борьбы казах. народа. Роман «Кзыл-Джар» (1931) М. Даулетбаева рисует события Февральской революции, гражд. войны, Октябрьской революции. В романе «Азамат Азаматович» (1934) Б. Майлина героями выступили коммунисты — борцы против бурж. националистов. Повести С. Сейфуллина «Айша», «Плоды» (1935) обогатили реалистич. прозу изображением свободного труда. Роман рано умершего Саттара Ерубаева (1914—37) «Мои ровесники» (1939) посвящен рабочему классу. Казах. проза утверждала радость освобожденного труда, героич. характер современника в рассказах Б. Майлина, М. Ауэзова, Г. Мусрепова, А. Абишева (р. 1907), в повестях Г. Сланова, в неоконч. романе И. Джансугурова «Товарищи» (1933) и др. Один из первых реалистич., социально-историч. казах. романов был роман С. Муканова «Загадочное знамя» (новая редакция — «Ботагоз», 1938). Судьба народа раскрывается здесь на широком фоне восстания 1916, Октябрьской революции, установления Сов. власти. Яркие образы борцов за свободу созданы в драмах М. Ауэзова («Ночные раскаты», 1934, и др.). Появились драмы на сюжеты эпич. поэзии, из жизни нар. поэтов: «Айман-Шолпан» (1934) М. Ауэзова, «Козы-Корпеш и Баян-Слу» (1940), «Ахан-сэре Актокты» (нов. ред. «Трагедия поэта», 1942) Г. Мусрепова, отмеченные высоким мастерством. В драматургии преобладает тема современности (пьесы Б. Майлина, А. Тажибаева, Ш. Хусаинова), особенно тема обороны Родины (пьесы о пограничниках М. Ауэзова, А. Абишева и др.). Сатира, фельетоны писателей-сатириков Ильяса Джансугурова, Кадыра Тайшикова, Сейдилды Тулешева помогали лит-ре в борьбе за новое. В К. л. формировались различные стилевые традиции. Повести С. Шарипова были посвящены трагич. участи бедняков в Иране.
Развивалась лит. критика. Работы С. Сейфуллина, И. Джансугурова, С. Муканова, М. Ауэзова, К. Утепова, И. Кабулова, Г. Тогжанова, К. Джумалиева, М. Каратаева, Е. Исмаилова, Б. Кенжебаева, лингвиста К. Жубанова помогали осмыслить пути развития казах. фольклора и лит-ры, оценить худож. богатства народа. Декады казах. иск-ва и лит-ры в Москве (1936, 1949, 1958) и в др. республиках явились признаком усиления взаимосвязей братских лит-р. На казах. яз. были переведены произв. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, М. Горького, В. В. Маяковского. «Ревизор» Гоголя, «Отелло» и «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Любовь Яровая» К. Тренева в классич. переводах М. Ауэзова, поставленные на сцене, стали событием в культурной жизни республики. В 1939 состоялся 2-й съезд сов. писателей Казахстана. Весной 1941 Джамбулу была присуждена Гос. премия СССР за общеизв. поэтич. произв. 30-е гг. — период утверждения К. л. на пути социалистич. реализма. Однако в эти годы в нек-рых произв., особенно в поэзии, жизнеутверждающие традиции лит-ры подменялись лакировкой, представлением современности как некоего сплошного пира — тоя. Конфликты завершались слишком благополучно; в атмосфере культа личности искажалось правдивое изображение действительности. Незаконные репрессии по отношению к деятелям культуры (Сейфуллину, Джансугурову, Майлину, Кабулову, Шанину, Тогжанову, Жубанову и др.) нанесли К. л. тяжелый урон.
- 303 -
В годы Великой Отечеств. войны К. л. выражала любовь народа к Родине, ненависть к ее врагам. Смертью героев пали писатели А. Джумагалиев, В. Чугунов, Б. Булкишев. Воен. и трудовые подвиги народа — таково содержание стихов С. Муканова, А. Токмагамбетова, А. Тажибаева, Т. Жарокова, Г. Орманова, Д. Абилева (р. 1907), поэмы М. Хакимжановой (р. 1907) о героине сов. народа Маншук Маметовой и др. Широко популярной стала песня Джамбула «Ленинградцы, дети мои!» и др. «Жемчужиной казахской поэзии», по выражению Н. С. Тихонова, явилась поэма фронтовика Касыма Аманжолова (1911—55) «Сказание о смерти поэта» (1944), посвященная героич. подвигу поэта Абдуллы Джумагалиева, погибшего под Москвой. Партиз. войну воспел поэт-партизан Жумагали Саин в стихах об Украине. Освободит. борьбе сов. народа против фашизма посвящены циклы стихов А. Сарсенбаева, С. Сеитова и др., песни и поэмы акынов Нурпеиса Байганина, Шашубая Кошкарбаева, Омара Шипина, Кенена Азербаева, Доскея Алимбаева. В айтысах акыны воспевали подвиги сов. воинов и тружеников тыла, критиковали недостатки в работе земляков. Иногда поэты идеализировали далекое прошлое казах. народа, ошибочно трактуя истоки героизма современников. Партийная печать исправляла эти идейные ошибки. Проза в годы войны была представлена гл. обр. рассказами и очерками о воинах-казахах, о рабочих Караганды и Балхаша. Яркие публицистич. очерки «Я хочу жить» опубл. в «Комсомольской правде» в 1942 Б. Булкишев. На воен. темы написаны пьесы: «Час испытаний» М. Ауэзова (пост. в Академич. театре драмы 7 ноября 1941), «Гвардия чести» М. Ауэзова и А. Абишева (1942), «Амангельды» Ш. Хусаинова (пост. 1945); «Обнаженный меч» М. Ауэзова и Г. Мусрепова (1945) и др. Значит. явлением в К. л. стал роман Г. Мустафина «Шиганак» (1945, на рус. яз. 1947, 2 изд. 1951) о трудовых успехах знаменитого казах. просовода. Освободит. идеи, социалистич. гуманизм, новое для К. л. иск-во воплощения воен. темы углубляли ее реализм. Существенным в лит-ре воен. периода явилось утверждение междунар. связей, интернац. тематики. В нац. характере героя К. л. резко обозначилась его духовная общность с людьми др. братских национальностей.
Послевоен. К. л. глубоко отразила коренные изменения в жизни республики: Казахстан стал страной огромного строительства. Осваивались целинные земли. Прочно утвердилась тема современности, героями предстали люди наших дней, обогащенные опытом войны. XX, XXI и XXII съезды КПСС, разоблачив культ личности Сталина и выработав программу строительства коммунизма, укрепили ленинские начала в обществ.-политич. жизни страны. В К. л. усиливается взаимообогащение с братскими лит-рами, укрепляется интернац. единство и по-новому расцветают нац. традиции. Развивается многожанровый реалистич. роман. Романы и повести о современниках: «Сыр-Дарья» (1947), «Светлая любовь» (1959) С. Муканова, «Миллионер» (1948), «Караганда» (1952) Г. Мустафина, «Племя младое» (1961 и 1962) М. Ауэзова, «Приволье» (1948) Г. Сланова, «Первые месяцы» (1950) М. Иманжанова, «Дорога в будущее» (1953, на рус. яз. «Инеш») С. Шаймерденова, «Темир-Тау» (1960) З. Шашкина, «Искра жизни» (1955) З. Кабдолова, «Акбоз ат» (1962) Т. Алимкулова, «Караван идет к солнцу» (1963) А. Алимжанова, «Гудок в степи» (1964) М. Каратаева; романы о войне: Г. Мусрепова — «Солдат из Казахстана» (1949), А. Нурпеисова — «Курляндия» (1950; перераб. изд. под назв. «Долгожданный день», 1958), Т. Ахтанова — «Грозные дни» (1953); произв. писателей-воинов: Б. Момыш-улы — «За нами Москва» 1959), М. Габдуллина — «Фронтовые очерки» (1959), партиз. повести А. Шарипова, К. Кайсенова,
- 304 -
произв. С. Омарова, Ж. Тлекова, У. Канахина, Ж. Жумаканова, С. Бакбергенова, детских писателей С. Бегалина, У. Турманжанова, Б. Сокпакбаева. Лит-ра углубленно раскрывала духовный мир, коммунистич. мировоззрение, нравств. облик современника. Худож. открытия казах. романа в области сложных обществ. отношений, в изображении личности, народа, мира давали лит-ре новые перспективы.
Героич. тема движения народа к революции вызвала к жизни новый тип романа — трилогию и тетралогию. Выдающимся произв. всей сов. лит-ры стал первый казах. роман-эпопея сов. классика К. л. Мухтара Ауэзова «Абай» (т. 1—2, 1942—47), «Путь Абая» (т. 3—4, 1952—1956) — энциклопедия жизни казах. народа в 19 в. В центре романа — образ великого поэта и просветителя Абая, звавшего к дружбе с рус. народом и знакомству с его культурой. Эпопея была удостоена Гос. премии СССР (1949) и Ленинской премии (1959); переведенная на 30 языков мира, она получила широкий отклик мировой общественности. Новаторский роман Ауэзова поднял на новую высоту иск-во психологич. анализа, лепки человеч. характеров. Нац. эпич. традиции сочетались в нем с освоением худож. опыта ряда братских лит-р, особенно рус. лит-ры. С крупными романами, с трилогиями на историч. и историко-революц. темы выступили С. Муканов («Школа жизни», 1949—53, «Годы возмужания», 1964), Г. Мусрепов («Пробужденный край», 1953), Г. Мустафин («После бури», 1959), Х. Есенжанов («Яик — светлая река», 1957—60, «Много лет спустя», 1963), З. Шашкин («Так начинается день», 1956; на казах. яз. «Токаш Бокин», 1958), А. Сарсенбаев («Рожденные на волнах», 1953), Г. Сланов («Горный поток», 1963), А. Нурпеисов («Кровь и пот», кн. 1—2, 1961—65). В К. л. утверждались новые нац. традиции изображения жизни народа в разных аспектах его историч. бытия. Большое развитие получили рассказ, очерк (особенно о целине) М. Ауэзова, С. Муканова, рус. писателя И. Шухова, публицистика (очерки об Индии М. Ауэзова, о КНР С. Муканова). Пришло новое талантливое поколение поэтов: Ж. Мулдагалиев, С. Мауленов, Х. Ергалиев, Х. Бекхожин, М. Алимбаев, С. Сеитов, К. Шангитбаев, К. Джармагамбетов, Г. Каирбеков, А. Шамкенов, Ж. Омирбеков, И. Мамбетов, а в последние годы — О. Сулейменов, К. Нажиметдинов, А. Кекильбаев, С. Жиенбаев, М. Макатаев, Т. Мулдагалиев, Ш. Мухаметжанов и др. С новой силой зазвучала поэзия А. Тажибаева, Т. Жарокова, А. Сарсенбаева, Ж. Саина, Г. Орманова, К. Джумалиева, Д. Абилева, К. Тогузакова, К. Сатыбалдина и др. Так же, как в прозе, в поэзии особенно интенсивно развиваются большие эпич. формы: сюжетная, лирич. поэма, роман в стихах, стихотв. циклы. Возросло мастерство сюжетостроения, иск-во психологич. мотивировок. Циклы поэм о творч. труде наших современников: «Девушка из нашего аула» (1950) Х. Ергалиева, «Портреты» (1957) А. Тажибаева, «Лес в пустыне зашумел» (1949), «Сталь, рожденная в степи» (1954) Т. Жарокова, «Акан Актаев» (1957) Х. Бекхожина, «Судьба вдовы» (1961) Ж. Мулдагалиева; романы в стихах «Сердце Алтая» (1953), «Огненные волны» (1956) Д. Абилева; поэмы об Отечеств. войне «Любовь и дружба» (1957) К. Джумалиева, «Муса Джалиль» (1956) Ж. Мулдагалиева, об историч. деятелях культуры — «Мария, дочь Егора» (1949—54) Х. Бекхожина, «Курмангазы» (1958) Х. Ергалиева, «Колокол в степи» (1957) Г. Каирбекова; лирич. цикл «Путешествие по Европе» (1957) А. Тажибаева — все эти произв. поднимали глубокие пласты нар. жизни, открывали новые черты нац. характера. Известность получила написанная на рус. яз. поэма О. Сулейменова «Земля, поклонись человеку!» (1961), посвященная первому полету сов. человека в Космос. Баллады, сатирич. миниатюры, философская, пейзажная лирика расширяют
- 305 -
жанровые средства казах. поэзии, воплощающей образ совр. человека. Забота о судьбах народов всего мира, гражданственность героя, сочетание философ. обобщений с яркой метафоричностью стали новыми нац. традициями К. л. Пьесы А. Тажибаева «Перед свадьбой» (1964), «Приятели» (1964), «Одно дерево — не лес» (1958); А. Абишева «Дружба и любовь» (1947), «Зависть» (1955), «Единая семья» (1948), «Кто мой отец?» (1957); Ш. Хусаинова «Весенний ветер» (1952), «Вчера и сегодня», «На берегу Иртыша»; К. Мухамеджанова «Волчонок под шапкой» (пост. 1959, опубл. 1960); Т. Ахтанова «Сауле» раскрывают сложные социальные, морально-этич. конфликты и нравств. облик нашего современника. Нац.-освободит. и революц. движения, борьба за свободу личности, деятельность историч. героев, а также фольклорные сюжеты легли в основу драматич. произв.: «Энлик-Кебек» (новая редакция), «Айман-Шолпан», «Карагоз» М. Ауэзова, «Абай» М. Ауэзова и Л. Соболева; «Чокан Валиханов» (1954) С. Муканова; «Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Трагедия поэта», «Амангельды» Г. Мусрепова. Известность получили также пьесы: «Ибрай Алтынсарин» (1953) М. Ахинжанова, «Майра» (1956) А. Тажибаева, «Алдар-Косе» (1942) и «Наш Гани» (1957) Ш. Хусаинова, и др. Казах. драматургия стремится к психологич. достоверности характеров, внутр. мотивировок и вместе с тем к четкой контрастности действующих лиц. Лучшие книги К. л. переводятся на языки народов СССР и на иностр. языки. Выходят многотомные собр. соч. выдающихся писателей.
Развиваются критика и литературоведение. Впервые создается научная история К. л. в 6 кн.; вышел «Очерк истории казахской советской литературы» (казах. изд. 1957, рус. изд. 1958, 1960), научные издания казах. эпоса, включающие переводы всех вариантов эпоса на рус. яз., книги о творч. пути писателей, о проблемах социалистич. реализма и др. Известны труды казах. ученых: М. Ауэзова, С. Кенесбаева, А. Жубанова, К. Джумалиева, А. Маргулана, М. Каратаева, Е. Исмаилова, М. Габдуллина, А. Тажибаева, Б. Кенжебаева, Т. Нуртазина, М. Базарбаева, А. Нуркатова, И. Дюсенбаева, З. Кабдолова, Б. Шалабаева, Х. Суюншалиева, С. Кирабаева, З. Ахметова, С. Талжанова, Р. Бердибаева, а также и рус. ученых: М. Сильченко, Н. Смирновой, З. Кедриной, М. Фетисова, К. Зелинского, Е. Лизуновой. В республике выходят лит. журналы «Жулдыз», «Простор», газ. «Қазақ әдебиеті». В Казахстане работает большая группа рус. писателей, в т. ч. И. Шухов, Н. Анов, М. Зверев, Д. Снегин, А. Брагин, Ф. Егоров, А. Ананьев, А. Никольская, Г. Шарипова, Л. Кривощеков, С. Мартьянов, П. Косенко, Н. Ровенский, Д. Николич и др. Своими переводами и романом о Джамбуле известен П. Кузнецов.
3-й и 4-й респ. съезды писателей (1954 и 1959), декады рус., узб., тат., киргиз., туркм. лит-р в Казахстане раскрыли важные закономерности совр. развития: углубление интернац. единства, сближение и взаимообогащение братских сов. лит-р, обогащение реалистич. иск-ва воплощения нац. характера и нар. жизни, возрастание роли романа, драмы, а также нек-рых поэтич. форм в лит-рах народов Ср. Азии и Казахстана. Процесс формирования К. л. глубоко отразил историч. переход народа от ср.-век. феодализма к социализму и коммунизму. Ее опыт поучителен для стран Азии и Африки, освобождающихся от гнета и идущих по пути нац. прогресса.
Лит.: Очерк истории казах. сов. лит-ры, М., 1960; Очерки казах. нар. поэзии сов. эпохи, А.-А., 1955; История литератур народов Средней Азии и Казахстана, М., 1960; Ауэзов М., Мысли разных лет, А.-А., 1959; его же, Мысли разных лет. По лит. тропам, А.-А., 1961; Джумалиев К., Габдуллин М., О казах. эпосе, в кн.: Казах. эпос, А.-А., 1958; Исмаилов Е., Акыны, А.-А., 1957; Сидельников В., Нар. сказочный эпос казахов, в кн.: Казах. сказки, т. 1, А.-А., 1958; его же, Библиографич. указатель по казах. устному творчеству,
- 306 -
в. 1, А.-А., 1951; Камбар-батыр, под ред. М. Ауэзова и Н. Смирновой, А.-А., 1959: Алпамыс-батыр. Тексты и переводы под той же ред., А.-А., 1961; Кыз-Жибек. Тексты и переводы под той же ред., А.-А., 1963, Козы-Корпеш и Баян-Слу, под ред. И. Дюсенбаева, А.-А., 1954; Казах. нар. поэзия (Из образцов, собранных и записанных А. А. Диваевым), А.-А., 1964; Жубанов А., Струны столетий, А.-А., 1958; его же, Замана бүлбүлдары, А.-А., 1963; Джумалиев К., Махамбет Утемисов, А.-А., 1948; Маргулан А., Очерк жизни и деятельности Ч. Ч. Валиханова, в кн.: Валиханов Ч., Собр. соч. в 5 томах, т. 1—3, А.-А., 1961—64; Чокан Валиханов в воспоминаниях современников. [Вступ. ст. и сост. А. Ахметова], А.-А., 1964; Ауэзов М., Поэт-мыслитель, в кн.: Кунанбае в А., Собр. соч. в 1 томе, М., 1954; Сильченко М., Творч. биография Абая, А.-А., 1957; Дербисалин А., О лит. наследии Ибрая Алтысарина, А.-А., 1957; Фетисов М. И., Русско-казах. лит. отношения в 1-й пол. XIX в., М., 1957; его же, Зарождение казах. публицистики, А.-А., 1961; Шалабаев Б., Очерки истории казах. дореволюц. лит-ры, А.-А., 1958; Бейсембиев К., Из истории обществ. мысли Казахстана 2-й пол. XIX в., А.-А., 1957; его же, Идейно-политич. течения в Казахстане конца XIX — нач. XX в., А.-А., 1961; Кереева-Канафиева К., Дореволюц. рус. печать о Казахстане, А.-А., 1963; Кенжебаев Б., Султанмахмут Торайгыров, А.-А., 1958; Каратаев М., Рожденная Октябрем, А.-А., 1958; его же, Казах. лит-ра, М., 1960; Вопросы казах. сов. лит-ры (коллектив авторов), т. 1—2, А.-А., 1957—1960; М. О. Ауэзову. Сб. статей к его 60-летию, А.-А., 1959; Ауэзов М., Алимкулов Т., Поэзия казах. народа, в кн.: Антология казах. поэзии, М., 1958; Кедрина З., Из живого источника, М., 1960; ее же, Мухтар Ауэзов, М., 1951; ее же, Литературно-критич. статьи, М., 1956; Нуртазин Т., О творчестве С. Муканова, А.-А., 1951; Вопросы казах. филологии. Посвящ. С. М. Муканову к его 60-летию, А.-А., 1964; Зелинский К., Джамбул, М., 1955; его же, Лит-ры народов СССР, М., 1957; Базарбаев М., Образ человека труда в казах. поэзии, А.-А., 1961; его же, Живые традиции, А.-А., 1962; Нуркатов А., Мухтар Ауэзов, А.-А., 1958; Алимкулов Т., О прошлом и настоящем, М., 1958; Лизунова Е., Совр. казах. роман, А.-А., 1964; Ахметов З., Казах. стихосложение, А.-А., 1964; Социалистич. реализм в литературах народов СССР, М., 1962; Ломидзе Г., В поисках нового, М., 1963; Кирабаев С., Габиден Мустафин, А.-А., 1957; Қазақ әдебиетінің тарихы, т. 1—2, А.-А., 1960—64; XVIII—XIX ғасырлардағы қазақ ақындары шығармаларының жинағы, А.-А., 1962; Әдеби мүра және оны зерттеу, А.-А., 1961; Әуезов М., Уақыт және әдебиет, А.-А., 1962; Ғабдуллин М., Казақ халқының ауыз әдебиеті, А.-А., 1958; Жүмалиев К., Қазақ эпосы мен әдебиет тарихының мәселелері, А.-А., 1958; его же, Қазақ әдебиет тарихының мәселелері және Абай поэзиясының тілі, А.-А., 1960; его же, Абайға дейінгі қазақ поэзиясының тілі [А.-А., 1948]; его же, Әдебиет теориясы, А.-А., 1960; Әуезов М. және Исмаилов Е., Қазақ ертегілері, в кн.: Қазақ ертегілері, т. 1, А.-А., 1957; Сүйіншәлиев Х., Абайдың карасѳздері, А.-А., 1956; Кенжебаев Б., Қазақ халқының XX ғасыр басындағы демократ жазушылары, А.-А., 1958; Мүканов С., Ѳсужолдарымыз, А.-А., 1960; Тәжібаев Ә., Ѳмір және поэзия, А.-А., 1960; Исмаилов Е., Ақын және революция, А.-А., 1964; его же, Сың мен шығарма, А.-А., 1960; Каратаев М., Туған әдебиет туралы ойлар, А.-А., 1958; его же, Шеберлік шыңына, А.-А., 1963; Нуртазин Т., Жазушы және ѳмір, А.-А., 1961; Сеитов С., Қырық жылда, А.-А., 1957; Қирабаев С., Сәкен Сейфуллин, А.-А., 1962; Дүйсенов М., Әдебиеттегі мазмұн мен форманың бірлігі, А.-А., 1962; Нүрқатов А., Идея және образ, А.-А., 1962; Қазақтың туңғыш эпопеясы, А.-А., 1957; Ахтанов Т., Ғабит Мүсірепов, А.-А., 1956; Кәкішев Т., Октябрь ѳркені, А.-А., 1962; Шәріпов Ә., Жүмағали Саинның ѳмірі мен творчествосы, А.-А., 1964; Кабдолов З., Жаир сыры, А.-А., 1964; Бердібаев Р., Әдебиет және ѳмір, А.-А., 1964; Ордалиев С., Қазақ драматургиясының. Очеркі, А.-А., 1964; Омаров И., Әдебиет жайлы ойлар, А.-А., 1961; Писатели Казахстана. Биографич. справки, А.-А., 1958.
Е. В. Лизунова.