Сокуров М. Г. Кабардинская литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 278—281.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-2782.htm

- 278 -

КАБАРДИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра кабард. народа, населяющего наряду с балкарцами территорию Каб.-Балк. АССР. Сформировалась в годы Сов. власти на основе фольклорного наследия и опыта рус. лит-ры. Ядро кабард. фольклора — народный богатырский нартский эпос. В 19 в. делались попытки создать письменность на кабард. яз., но в условиях сплошной неграмотности и враждебного отношения к просвещению трудящихся со стороны мусульм. духовенства и местной правящей верхушки эти попытки не могли увенчаться успехом. Первый кабард. поэт и филолог Шора Ногмов (1801—44) составил азбуку и «Начальные правила кабардинской грамматики» (1843). Тогда же он написал «Историю адыхейского народа, составленную по преданиям кабардинцев» (1861), не потерявшую значения доныне. Зарождается историко-этнографич. и публицистич. лит-ра, создаваемая образованными дворянами, находившимися на рус. службе. Очерки и рассказы Султана Казы-Гирея (1801—43) вызвали положит. отклики В. Г. Белинского и А. С. Пушкина, к-рый в «Современнике» в 1836 напечатал очерк «Долина „Ажитугай“» с восторженным послесловием. Среди дореволюц. деятелей К. л. известны: Султан Хан-Гирей — автор этнографич. очерков и рассказов («Из биографий знаменитых черкессов», «Черкесские предания»); Казы Атажукин — книгоиздатель и переводчик; Юрий Ахметуков (Кази-Бек) — автор повестей, рассказов, очерков, драм, собранных в его книгах: «Черкесские рассказы» (т. 1, 1896), «Всего понемногу» (1897), «За честь» (1896), «Повести сердца» (1901), «Тяжелый долг» (1901), «В часы досуга» (1902) и др.

- 279 -

Расцвет К. л. начался после Октябрьской революции. В 1923 была основана письменность на кабард. яз. В 20-е гг. лит. силы были еще разобщенными и слабыми. Резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) помогла молодой К. л. в борьбе с бурж. национализмом и феод. пережитками. После постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) в Каб.-Балк. АССР был организован Оргкомитет ССП.

В К. л. 20—30-х гг. преобладала поэзия. Развивались демократич. традиции фольклора. Под воздействием передовых рус. поэтов (Д. Бедный, В. Маяковский и др.) и самой действительности возникла революц. поэзия. К. л. осмысливала события революции и гражд. войны. Мастера нар. поэзии Б. Пачев (1854—1936), П. Кешоков (1871—1937), А. Хавпачев (р. 1882) и др. в песнях и поэмах рассказывали о дореволюц. жизни народа, о его борьбе с внешними и внутр. врагами; воспевали героев, защитников народа от произвола князей и царизма. Б. Пачев, продолжая героико-патетич. линию своего дореволюц. творчества, создал поэмы «Кабарда» (1925), «Мое слово о Москве» (1935); П. Кешоков — поэму «Нарты» (1920), «Песню о Калмыкове» (1930) и др. Появляются песни и стихи П. Шекихачева (1870—1937), Т. Борукаева (1890—1937) и др.

В это же время шло становление лит-ры на основе прогрес. традиций фольклора и опыта рус. классич. и сов. лит-ры. Революц. стихи пишет Али Шогенцуков (1900—41): «Октябрь», «Ленин», «Прочь от дверей!», поэмы «Партизан Жамбот», «Юный воин» и др. Одной из вершин К. л. остается роман в стихах Шогенцукова «Камбот и Ляца» (1934—36) — первое крупное эпич. произв., рисующее быт и нравы старой Кабарды, борьбу крестьян с князьями за волю, трагич. судьбу и правдивые характеры крепостных Камбота и Ляцы. Прошлое народа, трагедия кабард. женщины раскрывались в поэмах А. Шогенцукова «Мадина» (1928), в рассказе З. Максидова «Удар адата» (1936), в пьесах З. Кардангушева («Каншоуби и Гошагаг», 1939), М. Тубаева «Мажид и Марьят» (1938) и др. Социальные отношения в прошлом, забитость и угнетение крестьян, пробуждение их самосознания и пути приобщения к революции изображены в поэмах А. Шогенцукова («Вчерашние дни Тембота», 1933) и его рассказах, в поэмах и стихах Алима Кешокова (р. 1914) — «У подножья гор» (1934), «Дочь рыбака» (1939—40) и др. Драматург З. Аксиров (р. 1919) написал пьесу «Песня Даханаго» (1941) на легендарный фольклорный сюжет о поисках нар. счастья, добра, красоты.

В 30-х гг. углубляется тематика К. л., становятся разнообразнее ее жанры. На кабард. яз. переводятся соч. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, В. В. Маяковского и др. Появляются повести Дж. Налоева «Начало» (1934) — об укреплении дружбы народов в горниле гражд. войны; С. Кожаева «Новь» (1935) — о новых людях, строителях социализма; Х. Теунова «Аслан» (1941) — о путях кабард. крестьянства в революции и др. Как мастер перевода выдвинулся Буба Карданов (р. 1917).

В годы Великой Отечеств. войны большинство кабард. писателей ушло на фронт. В борьбе с фашизмом геройски погибли Али Шогенцуков, И. Кажаров, М. Канукоев, Б. Таов, Б. Кушхов и др. Были выпущены сб-ки стихов, очерков, рассказов: «Все беритесь за оружие!» (1941), «Во имя Родины» (1942), «На фронтах войны» (1943), «Смех убивает врага» (1944), множество «Окон ТАСС» и др. Были изданы поэмы А. Шогенцукова «Моя Родина» (1941) — призыв к защите социалистич. завоеваний; А. Хавпачева «Партизаны Кабарды» (1944) — эпич. песнь в традиц. жанре о героях битвы с фашистами; А. Кешокова «Отец» (1944—45) — о силе сов.

- 280 -

патриотизма и ненависти к врагам. Во фронтовой печати на рус. яз. регулярно появлялись рассказы, очерки, фельетоны, пародии А. Кешокова.

В годы Великой Отечеств. войны балкарский народ живущий в той же республике, подвергся незаконным репрессиям, массовому выселению. В 1944—57 Каб.-Балк. АССР существовала как Кабард. АССР. Грубое нарушение законности и ленинской нац. политики было исправлено в ходе ликвидации последствий злоупотреблениями властью в обстановке культа личности Сталина. В 1957 была восстановлена Каб.-Балк. АССР. Это еще больше укрепило исконную дружбу двух народов и оказало значит. влияние на развития литературы Кабардино-Балкарии.

В послевоен. период К. л. обогатилась выдающимися произв. всех жанров. Появляются поэмы А. Кешокова «Земля молодости» (1948) и «Тисовое дерево» (1954), вторая — о выселении в 19 в. кабардинцев в Турцию; поэмы Б. Куашева «Два Джона» (1948) — о расовой дискриминации в США, «Свет» (1954) — о раскрепощении женщины после революции и др. Лирич. поэзия все больше отходит от риторики и декларативности, насыщается ннтеллектуально-философ. содержанием (стихи А. Кешокова, Б. Куашева, Адама Шогенцукова и др.). Стихи для детей пишет А. Шомахов (р. 1910). В пьесе «Испытание» (1945) Х. Теунов нарисовал картины фашист. оккупации и героич. образы рядовых борцов с фашизмом. Новым людям посвящены его рассказы «Золотое утро» и «Новый поток». В 1946—50 опубл. рассказы А. Шортанова о подвигах сов. воинов и партизан («У берегов Малки», «Гармонистка», «Случай в Волчьем ущелье» и др.). После войны появились пьесы на совр. темы: А. Шортанова («Когда загорается свет», 1947), А. Кешокова («Альхо», 1948), М. Шхагапсоева («Семья Тамаши», 1953) и др. В 1954 Адам Шогенцуков (р. 1916) написал получившую всесоюзную известность повесть «Весна Софият» (1955), где острота совр. конфликтов сочетается с поэтичностью и глубиной разработки характеров. В 1954 А. Шортанов выпустил 1-ю ч. историч. эпопеи «Горцы», в к-рой показал события, связанные со столкновениями в 19 в. на Кавказе интересов мн. гос-в. В 1957 было торжественно отпраздновано 400-летие добровольного вхождения Кабарды в рус. гос-во. В Москве проходили дни иск-ва и лит-ры Кабардино-Балкарии; многие произв. кабард. писателей получили высокую оценку.

Вдохновленные историч. решениями XX и XXII съездов КПСС, кабард. писатели успешно решают задачи, стоящие перед лит-рой. В романе «Чудесное мгновение» (кн. 1—2, 1960) А. Кешоков изобразил эпоху революции и гражд. войны в Кабардино-Балкарии. Х. Теунов в романе «Род Шогемоковых» (1960—63) показал процесс преодоления нац. замкнутости, разрушение патриарх. устоев кабард. села накануне революции, формирование рабочего-революционера под влиянием большевист. партии. В повестях «На берегах Псыкеха» (1959), «Сын Старого Орла» (1962), в рассказах А. Шомахов изображает борьбу народа за победу над фашизмом, за укрепление сов. строя. Х. Каширгов (р. 1912) создал яркие образы коммунистов в повести «Источник счастья» (1955) — о послевоен. кабард. деревне. Т. Шаков (р. 1890) выступил с повестью о злоключениях маленького батрака в дореволюц. годы («Маленький Али», 1958). Для совр. К. л. характерно пристальное внимание к росткам нового в жизни и быте людей, в их труде и духовном росте. Выходят сб-ки рассказов Х. Хавпачева (р. 1926) «С добрым утром!» (1955, на рус. яз., 1962); Ахмедхана Налоева (р. 1921) «Ветер с Уруха» (1960); повесть «Родня» (1961), рассказы «Механик», «Фаризат», «Два скакуна» и др., Султана Кушхова (1930—60); повесть «Фатима» (1962) Х. Кочесокова и др.

- 281 -

Совр. кабард. поэзия пополнилась именами Н. Шокенцукова (р. 1924), П. Мисакова (р. 1930), Ф. Балкаровой (р. 1926), Заура Налоева (р. 1927), З. Тхагазитова (р. 1934), К. Эльгарова (р. 1935), А. Браева (р. 1937), Л. Губжокова (р. 1935), Х. Шогенова (р. 1935), Б. Кагермазова (р. 1935), П. Кажарова (р. 1935) и др. Развивая традиции старшего поколения, усваивая лучшие образцы рус. поэзии, они приносят в родную лит-ру новые идеи и образы, созвучные эпохе строительства коммунизма. Развивается лит-ведение и критика (Х. Теунов, Д. Бычков, Э. Налоев, А. Хакуашев, Л. Кашежева, П. Шевлоков, М. Сокуров и др.). Большую работу по переводу на рус. яз. и популяризации К. л. проводит писатель М. Киреев (р. 1903).

Лит.: Теунов Х., Лит-ра и писатели Кабарды, 2 изд., К., 1958; Сб. статей о кабард. лит-ре, Нальчик, 1957; Бычков Д., Братство народов — братство литератур, Нальчик, 1957; Кашежева Л. Н., Кабард. сов. проза, Нальчик, 1962; Бычков Д. И., Пипинис В. Ф., Кабардинские сов. писатели, Нальчик, 1957; Максимов П., Поэты Кабарды и Балкарии, «На подъеме», Ростов н/Д., 1933, № 6—8; Налоев Д., Писатели Кабардино-Балкарии, М., 1935; Кабард. драматургия, М., 1957; Антология кабард. поэзии. М., 1957; Хакуашев А. Х., Али Шогенцуков, Нальчик, 1958; Шортанов А. Т., Театр. иск-во Кабардино-Балкарии, Нальчик, 1962; Тихонов Н. С. Поющая земля, «Лит. газета», 1957, 2 ноября, № 132; Кешоков А., Большой путь, «Правда», 1957, 20 июня, № 171; Липкин С., От знакомства к родству, «Лит-ра и жизнь», 1962, 10 янв., № 4; Гамзатов Р., Навстречу современности, «Дружба народов», 1959, № 12; Мальбахов Т., Без скидок и захваливания, там же; Кешоков А., Труд поэта, там же; Шевлоков П., Иджырей зэманым теухуа рассказхэр, «Ошхамахо», 1960, № 1; Сокуров М., Чувство времени, «Дон», 1963, № 9.

М. Г. Сокуров.