- 205 -
ИСПА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра на исп. («кастильском») языке, развивающаяся на территории совр. Испании во взаимодействии с лит-рами нац. меньшинств (см. Баскская литература, Галисийская литература, Каталанская литература). Пиренейский п-ов был заселен с древнейших времен; во 2 в. до н. э. кельтиберские племена были покорены римлянами и подверглись процессу романизации. В 5—6 вв. п-ов был завоеван герм. племенами, быстро ассимилировавшимися с местным населением.
Средневековая литература. Гл. особенностью истории Испании в период феод. средневековья было вторжение арабов, занявших в 8 в. большую часть Иберийского п-ова, и отвоевание земель испанцами — т. н. реконкиста (8—15 вв.), закончившаяся изгнанием арабов из Испании. Свободные крестьяне и независимые города Кастилии, население к-рых было настроено патриотически и проникнуто духом свободолюбия, были гл. ударной силой реконкисты. Они сыграли важную роль в формировании исп. культуры. Кастильский диалект лег в основу развившегося позднее исп. лит. языка.
В процессе феодализации Иберийского п-ова выросла роль католич. церкви. Вместе с тем в течение всего ср.-век. периода не угасал интерес к наследию старой
- 206 -
антич. культуры, оказывавшей известное влияние на лит-ру этого периода. Не прошло бесследно и соприкосновение с араб. культурой, стоявшей на очень высоком уровне. Благодаря взаимодействию с араб. культурой Испания познакомилась с антич. материалистич. философией и усвоила мн. формы араб. поэзии. Существ. роль в качестве посредников между двумя культурами сыграли евр. писатели в Испании: Авицеброн, Иегуда Галеви и др., а также Толедская школа переводчиков (1-я пол. 12 в.).
Основой для формирования письм. лит-ры было устное нар. творчество. Нар. певцы-хуглары, сочинявшие и распевавшие песни о подвигах королей и героев борьбы с арабами, дали серьезный толчок развитию И. л. Следы устной поэзии ощутимы во мн. памятниках — лат. и исп. хрониках, юридич. документах и произв. профессиональной и ученой поэзии. Величайший памятник исп. героич. эпоса — «Песнь о моем Сиде», о подвигах героя реконкисты Родриго де Бивара, жившего в 11 в. (создана ок. 1140, до нас дошла в рукописи 1307). Родриго де Бивар трактуется в ней как героич. борец с арабами, верный вассал короля, противник трусливой феод. знати. Исп. поэма отличается от эпич. памятников др. народов почти документ. точностью, отсутствием фантастич. и аллегорич. элементов. Подвигам Родриго де Бивара посвящена и записанная в нач. 15 в. «Рифмованная хроника», а также прозаич. хроники и многочисл. романсы. Известны сюжеты эпич. поэм о готском короле Родриго, о семи инфантах Лары, о Бернардо дель Карпио, о Фернане Гонсалесе, но большинство из них дошло до нас или в прозаич. переложениях хроник или в церк.-монашеской обработке (напр., «Ронсеваль»).
Особый раздел ср.-век. И. л. составляет клерикально-рыцарская лит-ра (mester de clerecía) 12—13 вв. Духовенство, имевшее дело с текстами Священного писания, было наиболее образованным сословием. Постепенно и господств. класс — рыцарство начинал приобщаться к культуре. Лит-ра низшего исп. духовенства была близка к нар. творчеству и отразила в ряде случаев настроения народа. Родоначальником исп. религ. поэзии был Г. де Берсео (конец 12 в. — после 1246). Автор житий, поэм, прославляющих деву Марию, он писал на нар. кастильском яз., стремясь быть понятным простым людям. В его стихах, наряду с религ. догматикой, выразились антиаскетич. настроения народа, нар. представления о жизни. Г. де Берсео ввел стихотв. форму — «cuaderna via», к-рая долго оставалась единств. формой «ученой» поэзии.
Важнейшую роль в создании кастильской прозы сыграл король Альфонс X (1221—84). Стремясь к возвышению Кастилии и ликвидации феод. междоусобиц, он составил свод законов под назв. «Семь частей» и объединил разрозненные исп. хроники, создав «Первую всеобщую хронику», проникнутую патриотизмом. Если проза Альфонса X написана на кастильском наречии, то лирич. стихи и он, и придворные поэты писали на галисийско-португ. наречии и подражали прованс. поэтам-трубадурам. Книга стихов Альфонса X «Песни святой Марии» — образец рыцарской лирики, прославляющей богоматерь. В И. л. той эпохи видное место занимают романы, восходящие к позднегреч. образцам и носившие одновременно авантюрный и морализующий характер. Таков роман «Книга об Аполонии» (12—13 вв.), посвященный приключениям царя Аполония, его жены и дочери, «Книга об Александре» (конец 13 в.), содержащая рассказ о подвигах Александра Македонского и, наконец, «Рыцарь Сифар» (ок. 1300, опубл. 1512) — первый образец исп. рыцарского романа, единственный в ср.-век. И. л. оригинальный рыцарский роман, отмеченный чертами бытовой конкретности, морализации и даже юмора.
- 207 -
К 14 в. относится интенсивный рост исп. городов, развитие денежных отношений, что привело к кризису воззрений старой патриарх. Испании. Возникает лит-ра, стремящаяся освободиться от влияния церк. идеологии. Видное место занимают писатели морально-дидактич. направления. К числу их предшественников надо отнести Педро Альфонса (1062—1140), автора сб. назидат. рассказов. Представителем этого направления был Хуан Мануэль (1282—1348), крупный гос. деятель, боровшийся с арабами, автор «Книги об охоте», «Книги состояний», «Книги о рыцаре и оруженосце», представляющих собой энциклопедию сведений о быте и моральных принципах рыцарства. Наиболее значит. его соч. — кн. «Граф Луканор» (1328—35), написанная в духе вост. повествоват. традиции и в форме апологов и притч излагающая прогрес. идеи передового рыцарства. К тому же типу книг относится сб. морально-дидактич. пословиц Сем-Тоба (1-я пол. 14 в.). Последним крупным поэтом средневековья и первым предвестником эпохи Возрождения был Хуан Руис (1283 — ок. 1350). Его «Книга благой любви» (1343) заключает в себе наряду со ср.-век. аскетич. мотивами прославление земной жизни и острую критику противоречий феод. об-ва. Реалистич. тенденции этой книги оказали влияние на последующую лит-ру, на плутовской роман. Развитие ср.-век. дидактич. лит-ры завершает «Поэма о дворце» П. Лопеса де Аяла (1332—1407); независимый аристократ и патриот, он бичует в ней пороки придворных, купцов и церковников.
Первые три четверти 15 в. в Испании ознаменованы тяжелыми феод. смутами, а также мощным подъемом антифеод. движения крестьян. Наиболее дальновидные деятели эпохи призывали к объединению страны. Для мн. европ. стран, в т. ч. для Испании, это был век расцвета нар. творчества. В конце 15 в. по рукам ходили сатирич. «Куплеты Минго Ревульго», в к-рых в форме диалога Минго Ревульго, представителя низших классов, и Хиля Аррибата («того, кто наверху») дана критика социальной несправедливости феод. строя. Интересны также «Куплеты против Энрике IV» и др. Но особое распространение получили в 15 в. нар. романсы, лирико-эпич. и лирич. поэмы, к-рые писались 8-сложным силлабич. стихом, без деления на куплеты и с ассонансом через строку. Романсы группировались в циклы, посв. героям исп. историч. прошлого (романсы о Сиде, о Фернане Гонсалесе, готском короле Родриго и др.), на сюжеты антич. истории, борьбы с арабами (пограничные), «мавританские» романсы, воспевающие любовные похождения «неверных». Романсы эти полны драматич. ситуаций, лиричны, в них запечатлелись свободолюбивые идеалы кастильских крестьян.
На почве романов зародилась поэзия исп. Возрождения. Усилилось развитие лирич. поэзии. Возникшие в средние века произв. куртуазной рыцарской лирики на галисийско-португ. диалекте во 2-й пол. 14 — 1-й пол. 15 вв. собирались в сб-ки, носившие название кансьонеро (самые известные — «Кансьонеро Баэны» и «Кансьонеро Стуньиги»). Основоположником исп. поэзии, созданной по образцу итал. лирики, был И. Лопес де Мендоса, маркиз де Сантильяна (1398—1458), автор первой исп. поэтики «Предисловие и послание», в к-рой он высоко оценивает галисийско-португ. и особенно итал. поэзию, но презрительно третирует нар. творчество. Однако в его лит. наследии особенно интересны стихи, написанные в исп. нар. духе, — десирес, вильянсикос, серранильи. Крупнейший исп. лирич. поэт — Х. Манрике (ок. 1440—1479), автор поэмы «Строфы на смерть отца» (1476), где мысль о всесилии смерти сочетается со страстным прославлением жизни.
К 15 в. относится появление новых прозаич. жанров. Ф. Перес де Гусман (ок. 1377 — ок. 1460) — автор трактата «Поколения и портреты» (1450—55), содержащего
- 208 -
яркие портреты современников. В романе А. Мартинеса де Толедо (ок. 1398 — ок. 1470) «Ворон» есть реальные зарисовки исп. жизни и звучит живое просторечие. В прозаич. произв. Х. Родригеса дель Падрон (1395? — 1452?) «Раб, свободный от любви» (ок. 1430) и Родригеса де Лена (1-я пол. 15 в.) «Книга о почетной смерти...» (1588) появляются элементы психологизма. На пороге эпохи Возрождения И. л. уже обладала достаточным богатством образов, форм, идей.
Литература эпохи Возрождения. В конце 15 в. И. л. вступила в новый период развития — эпоху Возрождения (Ренессанс). Объединение Испании (1479), окончат. завершение процесса реконкисты (1492), образование абсолютист. гос-ва, открытие Америки Х. Колумбом (1492) и последующая колонизация исп. конкистадорами Центр. и Юж. Америки создали условия для развития бурж. отношений в стране, формирования исп. нации и единого нац. языка. Но этот период нац. подъема был кратковременным. Абсолютизм оказался равнодушным, а иногда враждебным бурж. развитию. Ослаблению роли буржуазии в обществ. жизни страны способствовал и разгром гор. вольностей исп. абсолютизмом. Опираясь на церковь, превратившуюся после создания инквизиции (1480) в «...самое несокрушимое орудие абсолютизма» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 431), исп. монархия втягивала страну в разорительные и несправедливые войны, осуществляя внутри гос-ва политику феод.-католич. реакции и преследуя свободомыслие. Но и в эту пору воспитанные веками реконкисты свободолюбивые традиции исп. народа не были сломлены; именно они оплодотворили исп. гуманизм и культуру Возрождения, придав им черты глубокого нац. своеобразия и народности.
В 1-й пол. 16 в. в Испании появилось немало выдающихся ученых-гуманистов: философ Х. Л. Вивес (1492—1540), создатель философ. концепции, во многом предварявшей материализм Ф. Бэкона; братья де Вальдес — Альфонсо (ок. 1490—1532) и Хуан (ок. 1500—1541), испытавшие на себе влияние зап.-европ. вольнодумства и гуманизма (Эразм Роттердамский); историки-гуманисты А. де Гевара (1480? — 1545), А. де Моралес (1513—91) и др. Возникнув позднее, чем в Италии, Германии и Франции, ренессансная культура Испании перерабатывала опыт гуманистов этих стран, оставаясь, однако, в своих наиболее значит. проявлениях выразительницей положит. идеалов, чувств и мыслей нар. масс. Вместе с тем в сознании исп. гуманистов сохранялись глубокие противоречия; за редкими исключениями они не выходили за пределы утопич. монархич. идеалов и господствующей религ. догмы.
Исп. ренессансная лит-ра в своем развитии прошла три этапа: раннее Возрождение (до сер. 16 в.), зрелое Возрождение (примерно до 1630-х гг.) и период кризиса гуманизма и торжества феод.-католич. реакции (до конца 17 в.). На первом этапе исп. писатели воспринимали прогрес. традиции гуманистич. итал. культуры, скрещивавшиеся с нац. традицией; развивалась гуманистич. образованность, а лит-ра приобрела жизнеутверждающий, светский характер и реалистич. тенденции. Исп. писатели-гуманисты изучали нар. творчество. В поэзии сформировалась «итальянская школа», наиболее значит. представителями к-рой стали Х. Боска Альмогавер (ок. 1490—1542) и особенно Гарсиласо де ла Вега (1503—36), крупнейший лирик, введший в исп. поэзию формы итал. ренессансной поэзии. Их поэтич. реформа встретила сопротивление поэтов-«традиционалистов» — К. Кастильехо (ок. 1492—1550) и др.
В прозе получил распространение рыцарский роман. Ранние образцы этого жанра — «Тирант Белый» (изд. по-каталански 1490, пер. на исп. яз. 1511) каталанских писателей Дж. Мартуреля и Дж. де Гальба и «Амадис
- 209 -
Гальский», исп. версия Г. О. Родригеса де Монтальво (1508), — отражают нек-рые ренессансные идеи, хотя в целом этот жанр использовался для прославления феод.-рыцарских «добродетелей», чем и объясняется резкая его критика гуманистами. Одновременно получает развитие авантюрно-психологич. роман, напр. «Гримальте и Градисса» (1495?) и «История Гриселя и Мирабельи» Х. Флореса. Наиболее значит. худож. памятник раннего Возрождения в Испании — роман-драма Ф. де Рохаса «Трагикомедия о Калисто и Мелибее» (1499), известная под назв. «Селестина». Гуманистич. прославление любви здесь сочетается с сатирич. изображением исп. об-ва и критикой развращающего влияния денег.
В этот же период началось формирование нац. драмы, впитавшей традиции ср.-век. религ. театра и нар. комич. представлений, а также усваивавшей опыт итал. ренессансной драмы. «Патриархом испанского театра» обычно считают Х. дель Энсина (1469—1529), автора религ. и светских драматич. «эклог». Дальнейшее развитие театра связано с именами исп.-португ. драматурга Жила (исп. транскрипция — Хиль) Висенте (ок. 1470 — ок. 1536), для «ауто» к-рого характерно религ. свободомыслие, а для фарсов — связь с традициями нар. театра; Б. Торреса Наарро (ум. ок. 1531), в предисл. к своему сб. «Пропалладия» изложившего теорию драматич. иск-ва и создавшего комедии, к-рые он делил на «комедии вымысла» и «бытовые». Крупнейший драматург этого периода — Л. де Руэда (между 1500—1510 — ок. 1565), чьи комедии и «пастушеские беседы» своеобразно преломляют опыт итал. ренессансной комедии, а включенные в эти пьесы сатирико-реалистич. бытовые сценки — «пасос» написаны в традициях нар. театра.
Период зрелого Возрождения совпадает с контрреформацией, политич. и экономич. кризисом исп. абсолютизма; это вызвало глубокие противоречия в творчестве мн. выдающихся представителей ренессансной культуры. На этом этапе получают могучее развитие осн. лит. жанры исп. Возрождения. В лирич. поэзии складываются две боровшиеся между собой школы: севильская, разрабатывавшая преим. жанры высокой гражд. лирики, и саламанкская, отдававшая предпочтение интимной и философ. лирике. Первая из них ярче всего представлена патриотич. и любовной поэзией Ф. де Эррера (1534—97). Во главе саламанкской школы стоял Л. де Леон (1527—91), в своих стихах критиковавший придворное об-во и рисовавший идеал уединенной сел. жизни. Своеобразное сочетание ренессансного индивидуализма с религ.-мистич. идеями представляет поэзия «мистиков» Х. де ла Крус (1542—91), Л. де Гранада (1504—88), Тересы де Хесус (1515—82) и др. В эпич. поэзии выделяется поэма А. де Эрсильи (1533—94) «Араукана» (1569—90), повествующая о борьбе индейцев Чили за свою независимость. Эрсилью считают основоположником чил. лит-ры. Эпич. поэмы создал Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562—1635), а также исп.-мекс. поэт Б. де Вальбуэна (1568—1627), автор описат. поэмы «Величие Мексики» (1604) и героико-патриотич. поэмы «Бернардо, или Победа в Ронсевальском ущелье» (ч. 1—2, 1624).
В прозе зрелого Возрождения на смену рыцарскому роману, переживавшему период упадка, пришли пасторальный, «мавританский» и плутовской романы. Образцом пасторального жанра стал роман исп.-португ. автора Х. де Монтемайора (ок. 1520—61) «Диана» (ок. 1559), в к-ром получили оригинальное истолкование неоплатонич. концепции любви. В содержании и стиле романов А. Переса «Вторая часть Дианы» (1564), Г. Хиль Поло (ум. 1591) «Влюбленная Диана» (1564) и др. пасторальных романов конца 16 в. проступают черты аристократизма. М. Сервантес (1547—1616) в романе «Галатея» (1585) и Лопе Ф. де Вега Карпьо
- 210 -
в романе «Аркадия» (1598) совершают без особого успеха попытку гуманистически переосмыслить этот жанр, насытив его реалистич. содержанием. Героико-сентимент. приключения составили содержание «мавританских» романов: анонимный роман «История Абенсерраджа и прекрасной Харифы» (1565) и «Гражданские войны в Гранаде» (1595) Х. Переса де Ита (ок. 1544 — ок. 1619).
Плутовской роман строился обычно как рассказ героя-плута о превратностях своей жизни, он сатирически воссоздавал картины реальной исп. действительности, прежде всего гор. низов. Наиболее примечательным и ранним образцом этого жанра была анонимная антиклерик. повесть «Ласарильо с Тормеса» (1554), неоднократно запрещавшаяся церк. цензурой. Развернутые повествоват. формы этот жанр приобрел в романе «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» (1-я ч. — 1599, 2-я ч. — 1604) М. Алемана-и-де-Энеро (1547 — ок. 1614), в к-ром гневно обличается власть денег в совр. об-ве; осуждение мира плутов здесь совмещается с проповедью стоич. философии. Многочисл. образцы этого жанра появляются в 17 в. В новеллах Сервантеса «Ринконете и Кортадильо», «Разговор двух собак», в романах Ф. Кеведо-и-Вильегаса (1580—1645) «История жизни пройдохи...» (1626) и Л. Велеса де Гевара (1578—1645) «Хромой бес» (1641), а также в примыкающей к этому жанру «Жизни Маркоса де Обрегон» (1618) В. Эспинеля (1551—1634) углубляется критика как феод.-дворянского общества, так и нарождающихся бурж. отношений. Но в большинстве плутовских романов — «Плутовка Хустина» (1605) Ф. Лопеса де Убеда, «Алонсо, слуга многих господ» (1624—26) Х. де Алькала Яньеса (1563—1632), в романах и повестях А. де Салас Барбадильо (1581—1635) и А. де Кастильо-и-Солорсано (1584 — ок. 1648) социально-критич. содержание отступает перед внешней занимательностью сюжета. Тем не менее исп. плутовской роман сыграл большую роль в формировании реалистич. романа как в Испании, так и во всей зап.-европ. лит-ре, в т. ч. в Германии (Х. Я. К. Гриммельсхаузен), Франции (П. Скаррон и Ш. Сорель — в 17 в.; А. Р. Лесаж — в 18 в.), Англии (Д. Дефо, Г. Филдинг, Т. Смоллетт).
Наиболее законченные нац.-своеобразные формы И. л. Возрождения приобрела в творчестве Сервантеса, явившемся его идейной и худож. вершиной. Автор нац.-героич. трагедии «Нумансия», сб. «Восемь комедий и восемь интермедий» (1615), Сервантес приобрел известность своей прозой: его сб. «Назидательные новеллы» (1613) положил начало жанру новеллы, а роман «Дон Кихот» (1-я ч. — 1605, 2-я ч. — 1615), задуманный как пародия на рыцарские романы, стал своеобразной энциклопедией исп. жизни на рубеже 17 в., гениальным итогом и синтезом гуманистич. исп. культуры. Оказав огромное воздействие на всю европ. лит-ру, роман породил не только большое число подражаний, переделок и продолжений, но и мн. истолкований, в к-рых по-разному раскрывались общечеловеч. и вечно типич. черты ставшего нарицательным образа Дон Кихота.
В эту же эпоху исп. нац. драма окончательно сложилась в борьбе против учено-классицистской драмы — пьес Х. Бермудеса (ок. 1530—1589 или 1599), А. Рей де Артьеда (1549—1613), К. де Вируэс (1550—1609) и др. Несмотря на усвоение и переработку мн. тем и приемов учено-гуманистич. театра, в исп. нац. драме основным оказалось нар. начало. Характерные черты этой драмы уже проступают в пьесах Х. де ла Куэва (1550—1610), к-рому принадлежит также трактат «Образцовая поэтика» (опубл. 1768—78), первая попытка сформулировать принципы нац. драматич. системы. Наиболее законч. формы эта система приобрела в драматургии Лопе Ф. де Вега Карпьо, к-рый не только создал огромное количество социально-политических («исторических»),
- 211 -
любовно-семейных драм и комедий, религ. пьес, но и теоретически обосновал свою театр. реформу в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (1609). Его пьесы — нар.-героич. драма «Фуенте Овехуна», комедии «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином» и др., гуманистические по замыслу и новаторские по форме, до сих пор пользуются широкой популярностью. К школе Лопе Ф. де Вега Карпьо принадлежало большинство драматургов того времени, в том числе валенсианец Г. де Кастро (1569—1631), прославившийся пьесой «Юность Сида», А. Мира де Амескуа (ок. 1574—1644), Л. Велес де Гевара и др. Особняком стоит драматич. творчество Х. Руиса де Аларкон-и-Мендосы (1581—1639), создавшего неск. историч. драм, бытовых комедий и плодотворно развивавшего жанр «комедии характеров» («Сомнительная правда», «И стены имеют уши» и др.). Тирсо де Молина (1571 или ок. 1583—1648) в сб. «Толедские виллы» (1621) отстаивал принципы школы Лопе Ф. де Вега Карпьо; в бытовых комедиях он продолжал эти традиции, хотя здесь уже ощущается ослабление гуманистич. веры в силы и благородство человека. Он создал новый жанр религ.-философ. драмы. Его знаменитый «Севильский озорник и Каменный гость» — первая драматич. обработка легенды о Дон Жуане. Нац. исп. драма, наряду с англ. ренессансным театром У. Шекспира и франц. классицистским театром 17 в., оказала огромное влияние на развитие европ. драматургии, особенно в период романтизма.
Экономич. и политич. упадок Испании 17 в., жестокое подавление крест. восстаний в сер. столетия, политич. и религ. реакция углубили кризис гуманизма. На этом последнем этапе развития культуры Возрождения, часто выделяемом в особый период барокко, усиливаются откровенно антиренессансные, аристократич. и формалистич. направления в иск-ве: концептизм и гонгоризм. Начало концептизму положил А. де Ледесма (1562—1623) в сб. стихов «Духовные мысли» (1600). В творчестве поэта Л. де Гонгора-и-Арготе (1561—1627) следование традициям фольклора противоречиво сочетается с тенденцией к аристократизации иск-ва, а у поэтов его школы — гонгористов графа Х. Вильямедьяны (1580—1622), О. Ф. Парависино (1580—1633) и др. — все отчетливее обнаруживается формалистич. вырождение поэзии. Влияние концептизма и гонгоризма, подвергавшихся резкой критике со стороны Лопе Ф. де Вега Карпьо и его единомышленников, испытали на себе и писатели, связанные с традициями гуманистич. культуры: Кеведо, Велес де Гевара, П. Кальдерон де ла Барка и др. Кризис гуманистич. идеалов привел к тому, что в их творчестве гуманистич. вера в неогранич. возможности человека сменяется пессимистич. оценкой не только совр. общества, все более утверждается идея бессилия человека, трагич. обреченности борьбы против зла. Эти черты кризисности обнаруживаются уже в творчестве Кеведо. В его романе, памфлетах из цикла «Сновидения», в сб. новелл «Час воздаяния...» (опубл. 1650), в сатирич. стихах резко осуждаются пороки господств. классов, но торжествует пессимистич. взгляд на жизнь. Это же характерно и для творчества Б. Грасиана-и-Моралеса (1601—58), автора трактата «Обиходный оракул...» (1647), аллегорич. романа «Критикон» (1651—57), в к-ром мрачной картине современности противопоставлена гармония природы. В трактате «Остромыслие и искусство изощренного ума» (1642) он пытается эстетически и философски обосновать концептизм.
В драматургии господств. позиции заняли П. Кальдерон де ла Барка (1600—81) и драматурги его школы. В начале испытав влияние Лопе Ф. де Вега Карпьо, Кальдерон создал много пьес в жанре «комедий плаща и шпаги». Однако в целом для него характерно стремление
- 212 -
дать глубокое философ. осмысление жизни, раскрыть острейшие ее противоречия. В этом направлении он идет дальше драматургов исп. Возрождения, создав пьесы большой обобщающей силы («драмы чести», религ.-философ. драмы и др.). Раскрыв реальные противоречия действительности, подвергнув резкой критике современность (напр., в «Саламейском алькальде»), Кальдерон, однако, увидел единств. средство преодоления обществ. зла и царящего в мире эгоизма в религии (драма «Жизнь есть сон»). С этим связано ослабление реалистич. тенденций в его позднем творчестве. В конце жизни Кальдерон разрабатывал лишь жанр религ.-аллегорич. драмы «ауто сакраменталь». Если ближайшие его ученики — А. Морето (1618—69), Ф. де Рохас Соррилья (1607—48), Х. де Матос Фрагосо (1608—89) еще нередко талантливо развивали темы ренессансного театра, правда, весьма сузив его критич. начало, то в драматургии 2-й пол. 17 в. торжествуют идеи феод.-католич. реакции, в стиле господствуют гонгоризм, внешняя пышность и декоративность.
Литература 18 века. Начавшийся в 17 в. упадок исп. экономики продолжался и в след. столетии. Прекращение Габсбургской династии, правившей в Испании, послужило поводом для т. н. войны за Исп. наследство (1701—14), к-рую вели Англия и Франция, боровшиеся за влияние на Испанию. После победы Франции и утверждения на исп. престоле династии Бурбонов Испания все больше поддавалась воздействию франц. политики. В стране ускорилось бурж. развитие. Желая по франц. образцу создать культурный центр в стране, Филипп V основал в 1714 Испанскую академию, задача к-рой заключалась в том, чтобы закрепить единый для всей Испании лит. язык, очистить стиль лит-ры от всего «низкого» и «простонародного», руководить писателями в направлении, полезном абсолютизму. Несмотря на свой придворно-аристократический характер, академия сыграла прогрес. роль в развитии лит. языка.
В 18 в. в Испании все отчетливее сказывалось влияние франц. классицизма. Гл. теоретиком исп. классицизма был И. де Лусан (1704—54), автор «Общей поэтики, или Правил поэзии вообще и в ее главных подразделениях» (1737). Ставя своей задачей «подчинение испанской поэзии правилам, которым следуют образованные нации», Лусан все же не мог обойти традиции И. л. и восторженно отзывался о Кальдероне. Его последователи Б. А. Насарро (1689? — 1751?) и А. де Монтиано (1697—1764) стремились обосновать классицизм на исп. почве. Видным теоретиком классицизма был баснописец Т. де Ириарте (1750—91), к-рый в баснях, посвященных лит. проблемам, излагал свои эстетич. взгляды. Баснописцем был и Ф. М. Саманьего (1745—1801), усовершенствовавший жанр басни в Испании, но грешивший прямолинейностью и схематизмом. К дидактич. басенному жанру примыкает и сатирич. поэзия Х. П. Форнера (1756—97).
Крупный представитель исп. классицизма Н. Ф. де Моратин (1737—80) был противником исп. нац. театра и выступил против него в теоретич. труде «Развенчание испанского театра» (1762). Догматик и убежденный сторонник франц. классицизма, он в собств. трагедиях излагал события нац. истории, подчиняя их нормам франц. классицист. драмы. Это были безжизненные, книжные произв. Лирика Н. Ф. де Моратина, не подчиненная канону классицизма и связанная с нац. источниками, была неизмеримо интереснее. Трагедии в духе франц. классицизма писали также Х. Кадальсо-и-Васкес (1741—82), Н. Альварес де Сьенфуэгос (1764—1809), Г. де ла Уэрта (1734—87). Но классицист. трагедия не привилась в Испании, была подражательной и бледной. Классицист. направлению в драме противостояло творчество Р. Ф. де ла Крус
- 213 -
(1731—94), последователя исп. нац. драмы, автора «сайнете», изображающих жизнь и нравы Мадрида.
В Испании 18 в., как и в др. европ. странах, развернулось просветит. движение. Однако база исп. Просвещения была чрезвычайно узкой, а само Просвещение половинчатым. Одним из первых просветителей был Б. Фейхоо (1676—1764). В соч. «Универсальный критический театр» (1726—29) и «Ученые письма» (1742—60) он, не порывая до конца с католицизмом, подверг скептич. критике мн. догмы средневековья и проповедовал опыт как основу научного познания. Дело Фейхоо продолжал Х. Кадальсо-и-Васкес (1741—82), осмеявший в памфлете «Ученые педанты» (1772) ср.-век. схоластич. науку, а в «Марокканских письмах» (опубл. 1789) давший острую критику феод. Испании. Под влиянием развития идей Просвещения своеобразно трансформировался и плутовской роман, включивший в себя теперь элементы утопии, антиклерик. сатиры, демократич. критики. Среди писателей этого направления выделяются: Д. Рехон (1735? — 1796), автор «Похождений Хуана Луиса...» (1781), Д. де Торрес-и-Вильярроэль (1693—1770) с его автобиографич. романом «Жизнь, предки, рождение, воспитание и приключения...» (1743—58) и особенно Х. Ф. де Исла (1703—81), создатель реалистич. антиклерик. романа «История достославного проповедника брата Херундио де Кампасас» (1758—68).
Идейную вершину исп. Просвещения представляет деятельность Г. М. де Ховельяноса (1744—1811). Крупный обществ. деятель, автор «Доклада об аграрном законе» (1795), ставшего знаменем прогрес. движения, Ховельянос был также автором эстетич. трактата «Хвала изящным искусствам» (1782), в к-ром предвосхитил нек-рые черты эстетики романтизма. Его пьеса «Благородный преступник» (1774) заложила основы исп. просветит. драмы. Самым ярким ее представителем был Л. Ф. де Моратин (1760—1828), сторонник франц. драматургии, обосновавший в «Новой комедии, или кафе» (1792) принципы бурж.-демократич. просветит. драмы, трактуя ее, как «зеркало добродетели и храм хорошего вкуса»; в комедии «Что значит „да“ девушек» (1806) он дал образец такой пьесы, осн. на прославлении семейной добродетели, искренности и чистоты нравов. Развитие исп. Просвещения завершил поэт Х. Мелендес Вальдес (1754—1817), в чьей лирике, проникнутой уже разочарованием в бурж. цивилизации, звучат сентименталистские и преромантич. мотивы возвращения к природе.
Литература 19 века. Традиции поэзии эпохи Просвещения продолжали развиваться уже в период войны за независимость, против наполеоновской армии (1808—1814). Эта война была прогрессивной, поскольку преследовала иноземных захватчиков, но имела и консервативную сторону, т. к. противопоставляла франц. бурж. строю и вольнодумству «законную» феод. монархию и католич. религию. В этот период просветительски-демократич. идеи сочетались с нац.-патриотич. тематикой. В исп. поэзии получил развитие новый революц.-патриотич. классицизм. Поэты вдохновлялись в своей борьбе за свободу родины героич. образами античности. Самый значит. представитель этого классицизма — М. Х. Кинтана (1772—1857), воспевший в своих одах прогресс и борьбу за свободу. В том же направлении развивалось творчество Х. Никасио Гальегоса (1774—1853), А. Листа (1775—1848) и др. К ним примыкал Ф. Мартинес де ла Роса (1787—1862), переживший, однако, эволюцию от бурж.-демократич. идей к идеям консервативным, от революц. классицизма к романтизму.
Нац.-освободит. война исп. народа обусловила мн. тенденции исп. романтизма. Патриотич. подъем способствовал росту интереса к старой нац. лит-ре, нар. творчеству. В эпоху реставрации прогрес. крыло исп.
- 214 -
романтизма было связано с революц. движением против реакц. антинар. режима; наоборот, романтики консервативного крыла стремились окружить мистич. ореолом святости исп. монархию, прославляли католицизм, идеализировали старую патриарх. Испанию. К числу романтиков старшего поколения относится А. Сааведра, герцог Ривас (1791—1865). Участник войны за независимость, автор патриотич. гимнов в дни войны, он выступил как создатель произв. на легендарные нац.-патриотич. сюжеты — «Мавр-найденыш» (1833) и «Исторические романсы» (1841). Предисл. к «Мавру-найденышу», написанное А. Алькала Гальяно (1789—1865), а также пролог к «Историческим романсам», сочиненный самим Сааведрой, стали манифестами исп. романтизма. Он создал также романтич. драму «Дон Альваро, или Сила судьбы» (1835), сыгравшую решающую роль в формировании драматургии романтизма в Испании. Великим поэтом исп. революц. романтизма был Х. де Эспронседа (1808—42), создатель патриотич. и антибурж. лирики, автор поэм «Саламанкский студент» и «Мир-дьявол» (1841, неоконч.), в к-рой дана грандиозная романтич. критика бурж. цивилизации. В творчестве Х. Соррилья-и-Мораль (1817—93), автора драм, поэм, лирич. стихов, выступила консервативная сторона романтизма. В известной пьесе «Дон Хуан Тенорьо» (1844) он дает своеобразное истолкование традиц. легенды о Дон Жуане.
В эпоху романтизма получили распространение драма и роман. Романтич. драмы писал Ф. Мартинес де ла Роса, М. Х. де Ларра (1809—37). Среди драматургов выделялся историк И. л. — Х. Э. Артсенбуч (1806—80), автор драмы «Теруэльские любовники» (1836) и антиклерик. пьесы «Донья Менсия» (1838). Романтич. драмы писал А. Гарсиа Гутьеррес (1813—84); из них выделяется «Трубадур» (1836), легший в основу одноим. оперы Дж. Верди. В творчестве А. Хиль-и-Сарате (1796—1861) звучат антифеод. и антиклерик. идеи (драма «Карл II Околдованный», 1837).
На прозу исп. романтизма решающее влияние оказали историч. романы В. Скотта; однако исп. романисты восприняли творчество шотл. писателя чисто внешне, его реализм остался для них недоступен. Историч. роман Эспронседы «Санчо Сальданья, или Кастилец из Куэльяра» (1834), как и роман Ларры «Паж короля дона Энрике Слабого» (1834), не дают подлинной картины прошлого, хотя и отмечены печатью нац. своеобразия. В прозе исп. романтиков выделяются «Донья Исабель де Солис» Ф. Мартинеса де ла Роса и авантюрный роман С. Эстеванеса Кальдерона (1799—1867). Наиболее значителен роман Э. Хиль-и-Карраско (1815—46) «Сеньор де Бембибре» (1844), содержащий острую антифеод. критику. Застойность социально-экономич. и политич. жизни страны привела к тому, что романтич. тенденции приобрели эпигонский характер. Среди поздних романтиков выделяется Г. А. Беккер (1836—70), для лирики к-рого (сб. «Рифмы», 1860) характерны мотивы меланхолии. Проза Беккера («Письма из моей кельи», «Легенды») отмечена печатью мистицизма.
Формирование реализма началось в И. л. уже в 30-е гг. 19 в., но как направление он сложился только в сер. столетия. Несмотря на то, что Испания шла по бурж. пути, она по-прежнему оставалась отсталой полуфеод. страной. В течение 19 в. Испания пережила пять бурж. революций. К сер. века относится оформление пролетариата, заявившего о себе созданием в 1854 собств. организации «Союз классов», а в 1855 — первой в Испании всеобщей стачкой. Однако пролетариат был недостаточно организован, к тому же находился под влиянием анархистских теорий. Крестьянство было темным и отсталым и часто шло за помещиками. Неблагоприятные историч. условия привели к тому, что
- 215 -
исп. реализм был неизмеримо слабее англ., франц. или русского реализма. Первые его представители долго не могли отмежеваться от романтизма; с другой стороны, в нем рано выступили натуралистич. тенденции, получившие широкое развитие в конце века. В реалистич. И. л. были сильны регионалистские, областнич. тенденции, возникли т. н. областнич. роман и новелла. Исп. реалисты выступили прежде всего в жанре костумбристского (см. Костумбризм) очерка, получившего в Испании преим. областнич. выражение. Очерк этого типа сложился еще в лит-ре романтизма, отразив интерес романтиков к «местному колориту». Однако он быстро приобрел реалистич. звучание. Наиболее известные «костумбристы» — Р. де Месонеро Романос (1803—82), автор «Мадридской панорамы» (1835) и «Мадридских сцен» (1836—42), и Эстеванес Кальдерон с его «Андалузскими сценами» (1847). Очеркам того и другого свойственна консервативная идеализация патриарх. старины. С нравоописат. лит-рой связано и начало творчества М. Х. де Ларры, отразившего прогрессивные социальные тенденции своего времени, сумевшего подняться до революц.-демократич. точки зрения. Начав в духе романтизма, Ларра в своем журн. «El Pobrecito Hablador» («Простодушный болтун», 1832—33) обрушился с резкой критикой на старую патриарх.-консервативную Испанию. В позднейших очерках и статьях он подверг сатирич. критике дворянско-католич. реакцию и бурж. либерализм.
Наиболее полно реализм И. л. проявил себя в романе. Особое распространение получил т. н. роман философского тезиса, трактовавший вопросы религии и морали. С романами такого типа выступали писатели, принадлежавшие к противоположным лагерям — консервативно-католическому и либерально-демократическому. Вопросы религии и морали занимали центр. место в их произв., редко поднимавшихся до постановки коренного вопроса бурж.-демократич. революции — вопроса о земле. Социально-утопич. идеи в И. л. 40-х гг. выражены в романах писательницы Х. Гомес де Авельянеда (1814—73) и В. Айгуальс де Иско (1801—73). Творчество основоположницы областнич. романа Ф. Кабальеро (наст. имя — Сесилия Бёль де Фабер, 1796—1877) развивалось от консервативного романтизма к реализму. Лучший ее роман «Чайка» (1848) содержит критику бурж. цивилизации в сочетании с идеализацией патриарх. быта, консервативно-охранит. тенденциями и мелодраматизмом. С тем же консервативным крылом романтизма связан А. де Труэва (1819—89), в рассказах к-рого интерес к нар. жизни окрашен идеализацией ее патриарх. черт. Из консервативно-областнич. направления вышел крупный романист Х. М. де Переда (1833—1906). Начав с повестей и очерков в костумбристском духе, он создал выдающиеся романы «Дон Гонсало Гонсалес де ла Гонсалера» (1878), «Сотилеса» (1884), «Горные вершины» (1895) и др., в к-рых правдивое изображение жизни рыбаков и крестьян, критика разлагающей власти денег сочетаются с защитой католицизма и даже клеветнич. выпадами против революционеров-демократов. П. А. де Аларкон (1833—91) от радикальных политич. воззрений перешел в конце жизни на консервативные позиции. Его «Национальные историйки» (1881) содержат наряду с романтич. новеллами неск. превосходных реалистич. рассказов, передающих героику борьбы против Наполеона I. В повести «Треугольная шляпа» (1874) Аларкон дал критику феод. режима старой Испании. Его поздние романы проникнуты клерикальной и консервативной тенденцией. Среди представителей либерального крыла выделялся Х. Валера (1824—1905). Скептик и вольнодумец, он в своих романах «Пепита Хименес» (1874), «Командор Мендоса» (1877), «Донья Люс» (1879) выступал против религ. догматизма, показывал вырождение
- 216 -
дворянства («Иллюзии доктора Фаустино», 1875), сочувственно изображал социальные низы («Хуанита длинная», 1895). Х. Валера — создатель психологич. романа в И. л.
Наиболее крупным художником прогрессивно-демократич. направления был Б. Перес Гальдос (1843—1920), автор грандиозной серии историч. романов «Национальные эпизоды» (1873—1912), рисующих историю Испании от Трафальгарского сражения до падения первой исп. республики. Романы эти проникнуты духом патриотизма и демократич. критикой феод. Испании. В романах «Донья Перфекта» (1876), «Глория» (1877), «Семейство Леон Роч» (1878) и др. Перес Гальдос осуждал религ. аскетизм и феод. пережитки. В цикле повестей о ростовщике «Торквемада» (1889—95) он разоблачил исп. буржуазию. В нек-рых книгах этот выдающийся реалист не избежал влияния натурализма, а в конце пути и символизма. Испытал влияние натурализма и Л. Алас-и-Уренья, известный под псевд. Кларин (1852—1901). Блестящий лит. критик, он выступал с защитой натуралистич. доктрины. В лучшем своем романе «Правительница» (1884) Алас-и-Уренья дал критич. изображение застойной и консервативной жизни исп. провинции. Его рассказы рисуют яркую картину нар. жизни и одновременно содержат критику бурж. демократии, власти денег, религии.
Теоретиком натурализма была Э. Пардо Басан (1852—1921). В работе «Животрепещущий вопрос» (1882—83) она обосновала натурализм, стремясь, однако, сочетать его с традициями исп. реализма. Она критиковала франц. натурализм за изображение фатальной зависимости человека от обществ. среды, выступала против слишком откровенного описания грязи жизни. В романе «Дочь народа» (1882) Пардо Басан дала первое в И. л. изображение жизни и борьбы рабочего класса. В областнич. романах «Хуторки Ульоа» (1886) и «Мать-природа» (1887) она критически показывает отсталую, замкнутую жизнь полуфеод. провинции. В конце творч. пути Пардо Басан склонялась к символизму и мистике. В творчестве А. Паласио Вальдеса (1853—1938) своеобразно синтезируются осн. темы натуралистич. романа. В ранних романах «Мария и Марта» (1883), «Сестра Сан-Сульписио» (1889) Паласио Вальдес дал критику религ. аскетизма и реакции. В последнем значит. произв. «Потерянная деревня» (1903) изображено проникновение индустрии в патриарх. глушь. Паласио Вальдес горячо сочувствует народу, но ищет выход из противоречий в сохранении старого патриарх. уклада. Картину развития натурализма в И. л. дополняет творчество С. Руэды (1857—1933), пытавшегося перенести натуралистич. принципы в область поэзии.
В лит-ре критич. реализма сравнительно незначит. место занимала драма. Основы ее заложил М. Бретон де лос Эррерос (1796—1873), автор социально-бытовых комедий. Видный драматург М. Тамайо-и-Баус (1829—98) начал как представитель романтич. драмы, но лучшее его произв. — «Новая драма» (1867) — реалистично, хотя лишено социальной глубины. Х. Эчегарай (1832—1916) создал много натуралистич. пьес: «Великий Галеото» (1881), «Между двух обязанностей» (1882) и др. При всей ограниченности исп. критич. реализма писатели эти дали широкую картину и острую критику исп. действительности.
Литература эпохи империализма. В конце 19 — нач. 20 вв. Испания вступила в эпоху империализма. Бурж. культура переживала глубокий кризис, распространялись философия и иск-во декаданса. Его влияние сказалось даже в творчестве писателей, следовавших в основном традициям критич. реализма, напр. В. Бласко Ибаньеса (1867—1928). В своих романах «валенсианского
- 217 -
цикла» («Хутор», 1898, и др.), социальпо-тенденциозных романах «Непрошенный гость» (1904), «Винный склад» (1905), психологич. романах «Кровь и песок» (1908), «Мертвые повелевают» (1909) и др. он поднимает острые социальные проблемы исп. действительности. В романах Бласко Ибаньеса и особенно в творчестве Х. Дисенты (1863—1917), чья драма «Хуан Хосе» (1895) была первой попыткой изобразить рабочего на сцене, и в романах Ф. Триго (1865—1915) явственно дает себя знать натурализм.
Философия и эстетика декаданса еще сильнее влияли на творчество большой группы писателей, получившей назв. «Поколение 1898 года». Придя в лит-ру под знаком поражения исп. бурж.-помещичьей монархии в исп.-амер. войне 1898, эти писатели в нач. 20 в. были единодушны в неприятии офиц. Испании и в поисках путей к возрождению родины. В этом отношении их прямыми предшественниками были публицист Х. Коста-и-Мартинес (1846—1911), писатель и мыслитель А. Ганивет (1862 или 1865—1898), автор философ. трактата «Испанская идеология» (1897). Начиная с 10-х гг. 20 в. пути писателей «Поколения 1898 года» резко разошлись: одни из них — Р. М. дель Валье Инклан (1869—1936), А. Мачадо-и-Руис (1875—1939), Л. де Тапия (1871—1937) и др., пройдя долгий путь исканий, сблизились с демократич. движением; другие — Асорин (р. 1874), Х. Бенавенте-и-Мартинес (1866—1954) и др. — перешли на консервативные позиции; третьи, напр. П. Бароха-и-Неси (1872—1956), отказались от активной обществ. позиции во имя индивидуализма и скептицизма. Главой «поколения», его духовным вождем стал философ и писатель М. де Унамуно (1864—1936), творчество к-рого крайне противоречиво. Через все книги Унамуно, страстно стремившегося к обновлению Испании, через его философ. трактат «Трагическое ощущение жизни у людей и народов» (1912) и лит.-публицистич. труды (кн. «Житие Дон Кихота и Санчо», 1905, и др.), стихи, романы и повести «Мир в войне» (1897), «Туман» (1914) и др. проходит трагич. восприятие действительности, индивидуалистич. бунт против нее, а также богоискательство. Среди прозаиков «поколения» видное место занимали Бароха-и-Неси, Валье Инклан, Асорин. Бароха-и-Неси в циклах романов «Фантастическая жизнь» (1901—06), «Борьба за существование» (1904) и др., подвергая резкой критике различные стороны жизни, остается на позициях неверия в возможность переустройства об-ва. Валье Инклан, начавший с эстетизации прошлого в цикле «Сонаты» (1902—05), приходит к критике бурж.-помещичьей Испании в гротескных пьесах — «эсперпентос», памфлете «Тиран Бандерас» (1926) и историч. романах. Асорин, проповедовавший в ранних романах анархо-аристократич. идеи и испытавший влияние импрессионизма, позднее отдал дань сюрреализму.
Поэты «Поколения 1898 года», формировавшиеся под влиянием никарагуанского поэта Р. Дарио, сделали значит. вклад в И. л., подготовив расцвет исп. поэзии в 20—30-е гг. Крупнейший поэт «поколения» А. Мачадо-и-Руис, творчески осваивавший традиции нар. творчества, создал сб-ки стихов «Поля Кастилии» (1912), «Новые песни» (1924) и цикл стихов о нац.-революц. войне 1936—39; Х. Р. Хименес (1881—1958) прославился как замечат. поэт-лирик; Тапия на протяжении мн. лет создавал боевые «Строфы на злобу дня»; М. Мачадо-и-Руис (1874—1947), в первых сб-ках стихов выразивший гуманистич. сочувствие народу, позднее перешел на позиции реакции.
В драме на рубеже 20 в. получили распространение «малые жанры», в к-рых успешно выступали бр. Альварес Кинтеро — Серафин (1871—1938) и Хоакин (1873—1944). Наибольшей известностью пользовался драматург Бенавенте-и-Мартинес, в творчестве к-рого
- 218 -
критика бурж.-аристократич. об-ва сочеталась с презрением к народу и отказом от активного действия.
Октябрьская революция в России, обострение классовой борьбы после 1-й мировой войны, установление в стране диктатуры Примо де Риверы (1923) определили особенности развития И. л. в 1917—31. В рядах «Поколения 1898 года» произошел раскол: Унамуно, изгнанный из Испании, стал в резкую оппозицию к господств. режиму, Валье Инклан, А. Мачадо и Тапия сблизились с передовой лит. молодежью, многие же представители «поколения» предпочли уйти от современности в призрачный мир «искусства для искусства». В среде бурж. и мелкобурж. интеллигенции получили распространение декадент. лит. течения — «креасьонизм» (от исп. crear — творить), «ультраизм», представленный поэзией Х. Диего (р. 1895), Г. де Торре (р. 1900) и др. В стороне от этих течений развивалось творчество поэтов-«академиков» П. Салинаса (1891 или 1892—1951), Х. Гильена (р. 1893), В. Алейксандре (р. 1900) и др. К этому же времени относится расцвет творчества крупнейшего исп. поэта 20 в. — Ф. Гарсиа Лорки (1898—1936), гуманистич. и глубоко народные стихи к-рого («Цыганский романсеро», 1928, и др.) приобрели всемирную известность, а романтико-героич. трагедия «Марьяна Пинеда» (1927) и социальные драмы 30-х гг. («Кровавая свадьба», «Иерма», «Дом Бернарды Альбы») идут на сценах мн. стран.
В 1930, после падения диктатуры Примо де Риверы, появилось несколько социальных романов: «Кроты» И. Асеведо (1867—1952), «Добыча» Х. Сугасагойтиа (расстрелян фашистами в 1940), «Организованное варварство» Ф. Галана (1899—1930), «Магнит» Р. Х. Сендера (р. 1901), «Турбина» С. М. Арконады (1898—1964) и др. Констатируя и обличая социальное зло, эти романы «социальной тревоги» еще не указывали путей борьбы. Только в период бурж. республики (1931—36) появилась подлинно революц. лит-ра. В 1934—35, несмотря на преследования со стороны реакц. пр-ва, передовые писатели объединились вокруг Коммунистич. партии, а затем — созданного по ее инициативе Нар. фронта. Видное место в прогрес. лит-ре этого времени заняло творчество писателя-коммуниста Арконады, создавшего цикл романов о борьбе крестьян за землю. Процесс революционизирования крестьянства получил отражение и в романе Х. Ардернуса (р. 1890) «Крестьяне» (1931). Развивалась прогрес. публицистика, представленная именами Л. де Сирваля (расстрелян в 1934), автора памфлета «Следы учредилки» (1933); Х. Бергамина (р. 1895), М. Д. Бенавидеса (1895—1947), создавшего памфлетный роман-репортаж «Последний пират Средиземного моря» (1934) и др. романы-репортажи, разоблачавшие исп. реакцию. В поэзии ведущее место занял Р. Альберти (р. 1902), опубл. в эти годы циклы гражд. и революц. лирики; появились первые сб-ки нар. поэта М. Эрнандеса (1910—42), прогрес. поэтов П. Пла-и-Бельтрана (1908—62), Э. Прадоса (1899—1962), М. Альтолагирре (1905—59) и др. Передовые драматурги Гарсиа Лорка, Эрнандес, А. Касона (р. 1903), Альберти, Х. Грау (1877—1958) и др. в противовес коммерч., развлекат. театру стремились создать театр социальный.
В годы нац.-революц. войны (1936—39) большая часть прогрес. интеллигенции еще теснее сплотилась вокруг Нар. фронта, активно участвуя в борьбе против фашизма. Передовая лит-ра стала подлинно массовой и народной. Большую роль в сплочении прогрес. лит. сил сыграл «Альянс антифашистской интеллигенции», возникший в мае 1936 и возглавивший культурную работу на фронтах и в респ. тылу. Для поэзии этого периода характерно обращение к жанру нар. романса. Лучшие из романсов, созданных в годы войны нар. поэтами и поэтами-профессионалами, вошли в сб-ки
- 219 -
«Романсеро гражданской войны» (1936), «Всеобщий романсеро гражданской войны» (1937) и др. В этих сб-ках приняла участие и лит. молодежь, вступившая в поэзию незадолго до войны или во время нее, — А. Серрано Плаха, А. Апарисио (р. 1917), Х. Эррера Петере (р. 1909), Х. Рехано, Л. Варела и др. В годы войны расцвели жанры очерка, репортажа и хроники — живой и непосредств. отклик на события войны. Наиболее интересны хроники Эрреры Петере «Мадридская сталь» (1938) и «Кровавые мосты» (1938). Его роман «Вершины Эстремадуры» (1938) и роман Арконады «Река Тахо» (1938) — первые попытки широкого худож. обобщения опыта войны. В театре того времени с большим успехом шли агитпьесы Эрнандеса, Альберти.
Установление фашист. режима (1939) вынудило мн. писателей эмигрировать. Уже в 40-е гг. они создали значит. произв., в к-рых прославляли подвиги народа в нац.-революц. войне (рассказы Арконады, 2-я ред. романа Эрреры Петере «Вершины Эстремадуры», рассказы Серрано Плахи и др.), рассказывали о нар. сопротивлении фашизму (очерки Х. Искарая, Г. Гарсии Наресо, драмы Бергамина и Касоны, поэзия Апарисио, Альберти, Рехано, Гарсии Наресо и др.). С 50-х гг. одной из осн. тем в лит-ре антифашист. эмиграции стала тема всенар. борьбы за мир.
В самой Испании после победы фашизма воцарился режим диктатуры, террора и реакции. В идеологич. жизни страны решающая роль перешла к церкви. Однако идеологич. доктрина франкизма, опирающаяся на лозунг «hispanidad» (объединение нации во имя мистич. «национального духа»), оказалась бесплодной для худож. лит-ры. Немногочисл. произв., в к-рых писатели, поддерживавшие франкистский режим, восхваляли «подвиги» фашист. армии (напр., роман «Верная пехота» Р. Гарсии Серрано), а также романы и драмы Э. Хименеса Кабальеро, Л. де Сантамарина, Х. М. Пемана и др., искавших воплощения «hispanidad» в мистически искаженном историч. прошлом, не поднялись выше уровня посредственности. С конца 40-х гг. в бурж. И. л. торжествуют идеи пессимизма, отчаяния, отрешения от действительности; получает распространение экзистенциалистская философия Унамуно и Х. Ортеги-и-Гасета (1883—1955). Впрочем, для нек-рых писателей этого времени экзистенциализм стал формой протеста против офиц. фашист. идеологии и совр. исп. действительности. К. Лафорет (р. 1921) в романе «Ничто» (1944), К. Х. Села (р. 1916) в романах «Семья Паскуаля Дуарте» (1942) и «Улей» (1943, изд. 1951) изображали страшный в своей обыденности быт франкистской Испании, положив начало лит-ре «тремендизма» (от исп. tremendo — ужасный, страшный). С нач. 50-х гг. оппозиция франкизму охватывает все более широкие слои интеллигенции. Большую роль в этом процессе сыграл призыв Коммунистич. партии к политике «национального согласия» и сплочения всех антифранкист. сил. От нравств. критики действительности передовые писатели переходят к постановке острых социальных проблем, к изображению жизни нар. масс. Гуманистич. идеалы единения с народом, критич. оценка совр. действительности получили воплощение раньше всего в поэзии: сб-ки стихов «Говорит совесть» (1960), «Прошу мира и слова» (1960), «По-испански» (1960) Б. де Отеро (р. 1916); «Иберийская песнь» (1955) Г. Селайи (р. 1911); сб. «Испания, страсть моей жизни» (1954) Э. де Нора (р. 1923); кн. стихов «Тяжелые годы» (1953) и «Жестокая красота» (1958) А. Фигеры (р. 1902); «Псалмы на ветер», «Ясность» и др. сб-ки стихов Х. А. Гойтисоло (р. 1928) и др. Х. Йерро (р. 1922), выпустивший кн. стихов «Год призыва 1942-й» (1953) и «Все, что знаю о себе» (1959) с отчетливо выраженными социальными тревогами, в последующие годы склоняется к католицизму и религ. объяснению мира.
- 220 -
Широко известны в Испании и за ее рубежами стихи Маркоса Аны (р. 1921), проведшего много лет во франкист. тюрьме (сб. «Взываю к тебе из-за стены», 1959).
В исп. прозе последних десятилетий борются разнообразные направления: декадентский «психоаналитич. роман (Д. Фернандес Флорес и др.), регионалистский (Р. Фернандес де ла Регера и др.), бытовой, социальный роман. Традиции критич. реализма 19 в. продолжают Х. А. Сунсунеги (р. 1901), автор романов «Корабельные крысы» (1950), «Высшее благо» (1951), «Бег в темноте» (1952), «Награда» (1961) и др.; Р. Фернандес де ла Регера (р. 1912), выпустивший романы «Когда я умру» (1951), «Распростертое на земле тело» (1954), «Счастливы те, кто любят» (1956) и др. Для этих романов, как и для «страшных», «тремендистских» романов К. Х. Селы («Скопище жаждущих», 1962, и др.) характерны мотивы отчаяния, безысходности. Однако большая группа писателей, постепенно преодолевая ограниченность «тремендистского» романа, стремится к созданию остро социального романа на основе реалистич. традиций классич. И. л. и опыта совр. европ. новеллистики. Характерно обращение мн. романистов к сочувств. изображению жизни рабочих: романы А. Лопеса Салинаса «Шахта» (1960) и «Год за годом» (1962); Х. Лопеса Пачеко (р. 1930) «Гидроцентраль» (1958) и др. Однако социальные мотивы отчетливо звучат и в бытовых и психологич. романах «Печаль в раю» (1955), «Остров» (1961) и др. крупнейшего представителя совр. исп. прозы Х. Гойтисоло (р. 1931), к-рый в романе «Прибой» (1958), в сб. рассказов «Здесь надо жить» (1960) и документ. повестях отчетливо выражает антифашист. идеалы; в романах Х. Гарсиа Ортелано (р. 1928) «Новые знакомства» (1959) и «Летняя гроза» (1962); «Харама» (1956) Р. Санчеса Ферлосио (р. 1927); М. Делибеса (р. 1920), Л. Гойтисоло-Гая (р. 1935), А. Ферреса, Х. Фернандеса Сантоса и др. Попытку дать справедливую оценку событиям нац.-революц. войны 1936—39 сделали в своих романах Х. М. Хиронелья и Х. Л. Кастильо-Пуче. Талантливые романистки — Д. Медио (р. 1920) в романах «Мы — Риверо» (1953), «Государственный служащий» (1956) и др., А. М. Матуте (р. 1926) в романах «На этой земле» (1955), «Мертвые сыновья» (1958), в двух частях трилогии «Торгаши» — «Первые воспоминания» (1960) и «Солдаты оплакивают ночь» (1964) — сочетают тонкий психологизм с правдивым изображением жизни и гуманистич. протестом против бесчеловечных условий существования.
Социальная проблематика все чаще становится в центре внимания деятелей театра и кино. Об этом свидетельствуют сценарии созданных под воздействием принципов итал. неореализма фильмов исп. режиссеров и сценаристов Х. А. Бардема, Л. Берланги, Л. Бюнюэля и др. В драматургии социальная тема ярче всего представлена в пьесах «История одной лестницы» (1949), «Сегодня — праздник» (1956), «Нераскрытые карты» (1957) А. Буэро Вальехо (р. 1916); «Кляп» (1954), «Удар рога» (1959), «Смерть в предместье» (1960) А. Састре (р. 1926); «Рубаха» (1963) молодого драматурга Л. Ольмо и др.
Преодолевая трудности, связанные с цензурой, и несмотря на преследования прогрес. писателей, И. л. развивается по пути гуманизма и демократизма.
Литературная периодика. Первое периодич. изд., появившееся в Испании, — «Gazeta» («Газета», с 1661), вопросами лит-ры почти не занималось. Первый лит. орган — «Diario de los literatos de España» («Ежедневник испанских литераторов», 1737—42). Осн. в 1738 С. Х. Маньером «Mercurio histórico у político» («Исторический и политический Меркурий»), с 1784 называвшийся «Mercurio de España» («Испанский Меркурий», выходил до 1808, затем в 1814—22 и 1824—30), пропагандировал идеи Просвещения, франц. лит-ру классицизма. Эти же идеи утверждали «Memorial literario» («Литературный мемориал», 1784—97 и 1801—08), «Pensador» («Мыслитель», 1762—63 и 1767), «Censor» («Цензор», 1781—86), редактор к-рого Л. Каньюэло подвергался преследованиям инквизиции. Пропаганде просветит. философии и лит-ры
- 221 -
просветит. и революц.-классицистского направления посвящены также «Minerva o el Revisor general» («Минерва, или Всеобщий обозреватель», 1805—18, изд. П. М. де Оливе); «Variedades de ciencias, literatura y artes» («Всякая всячина о науках, литературе и искусстве», 1803—05), в к-ром сотрудничали М. Х. Кинтана, Л. Ф. де Моратин, Н. Гальегос, Х. Марчена и др.; «Semanario patriótico» («Патриотический еженедельник», 1808—12), изд. Кинтаной.
После реставрации абсолютизма в Испании в 1814 почти вся периодика, кроме официозной, подверглась запрету. Умеренно либеральный журнал Х. де Бургос «Miscelánea de Comercio, Artes y Literatura» («Смесь о коммерции, искусствах и литературе», 1819—21) пропагандировал европ. лит-ру. Среди многочисл. изд. периода революции 1820—23 выделялся «Censor» («Цензор», 1820—22), в к-ром лит. отделом заведовал видный критик, сторонник классицизма А. Листа. После поражения революции цензура запретила все периодич. изд., и лишь в 1828—33 выходил журн. «Correo literario y mercantil» («Литературный и коммерческий вестник»). В 1832—33 М. Х. де Ларра изд. сатирич. журн. «El Pobrecito Hablador» («Простодушный болтун»), подвергая резкой критике обществ. пороки, отсталость исп. лит-ры. В журналах «La Revista española» («Испанское обозрение», 1832—36), в к-ром сотрудничали М. Х. де Ларра, Р. Месонеро Романос, А. Алькала Гальяно и др. передовые писатели, «El Artista» («Художник», 1835—36), редактором к-рого был критик и поэт Э. де Очоа, в газ. «El Siglo» («Век», 1834), изд. поэтом Х. Эспронседой, велась пропаганда передовых обществ. идей, романтич. иск-ва, публиковались произв. наиболее значит. исп. писателей того времени. Журн. «Semanario pintoresco español» («Испанский живописный еженедельник», 1836—57), изд. Месонеро Романосом, стал центром передовой романтич. и костумбристской (нравоописательной) лит-ры. Журн. «Revista de Madrid» («Мадридское обозрение», 1838—45) вел пропаганду социально-филантропич. идей, публиковал переводы Ж. Санд, Э. Сю и др. Утверждающуюся реалистич. лит-ру пропагандировал журн. «Revista de España» («Испанское обозрение», с 1868), изд. Х. Л. Альбаредой. В конце 19 — нач. 20 вв. наибольшую популярность приобрели журналы «España Moderna» («Современная Испания», 1889—1914), в к-ром с начала века господств. положение заняли писатели «Поколения 1898 года», «Nuestro tiempo» («Наше время», 1901—26), «Nuevo mundo» («Новый мир», 1894—1933), «Blanco y negro» («Белое и черное», 1891—1936). Три последние журнала носили эклектич. характер. Изд. Х. Ортегой-и-Гасетом журн. «Revista de Occidente» («Западное обозрение», 1923—36) пропагандировал реакц. зап.-европ. философию и эстетику, но на первых порах объединял вокруг себя передовых писателей. После 1931 эти писатели — Р. Альберти, Ф. Гарсиа Лорка, М. Эрнандес, С. М. Арконада — порвали и с «Западным обозрением», и с близкой ему «La Gaceta literaria» («Литературная газета», 1927—32), изд. реакц. публицистом Э. Хименесом Кабальеро. В становлении совр. прогрес. И. л. большую роль играли журналы «Octubre» («Октябрь», 1933—34), под ред. Альберти, а после его закрытия — «Nueva cultura» («Новая культура», 1935—36) и «Tiempo presente» («Наше время», 1935), под ред. С. М. Арконады. В годы нац.-революц. войны (1936—39) выходило много лит.-худож. журналов, в т. ч. «Hora de España» («Час Испании», 1937—38), изд. А. Мачадо. В пропаганде передового иск-ва решающее значение имел руководимый Арконадой лит. отдел органа компартии «Mundo Obrero» («Мир рабочих»). После победы франкизма большинство лит. журналов приобрело аполитичный характер. Среди выходящих журналов наибольший интерес представляют «Ínsula» («Остров», с 1946) и «Papeles de Son Armadans» («Листки Сон Армаданса», с 1956), в к-рых выступают представители интеллигенции, оппозиционной франкизму. За пределами Испании выходят прогрес. журналы «Nuestras ideas» («Наши идеи») и «Realidad» («Действительность», с 1963).
Лит.: Общие обзоры. Келли Д., Исп. лит-ра, М. — П., 1923; Культура Испании. Сб., М., 1940; Славятинский Н. А. и Кельин Ф. В., Лит-ра [Испании], в кн.: Испания и Португалия, М., 1947; Тикнор Д., История исп. лит-ры, т. 1—3, М., 1883—91; Amador de los Ríos J., Historia critica de la literatura española, t. 1—7, Madrid, 1861—65; Bell A. F. G., Castilian literature, Oxf., 1938; Brenan G., The literature of the Spanish people. From Roman times to the present day, N. Y., 1957; Cejador у Frauca J., Historia de la lengua y literatura castellana, t. 1—14, Madrid, 1915—22; Cirot G. et Darbord M., Littérature espagnole européenne, P., 1956; Fitzmaurice-Kelly J., A new history of Spanish literature, L., 1926; García López J., Historia de la literatura española, 4-a ed., Barcelona, [1955]; Historia general de las literaturas hispánicas. Publicada bajo la dirección de G. Díaz-Plaja, t. 1—5, Barcelona, [1949—58]; Hurtado Jiménez de la Serna J. y González Palencia A., Historia de la literatura española, 6-a ed., Madrid, 1949; Mérimée E., Précis d’histoire de la littérature espagnole, 2 ed., P., 1922; Montoliu M. de, Manuales de literatura castellana, 5-a ed., Barcelona, 1947; Rio A. del, Historia de la literatura española, t. 1—2, N. Y., [1948]; Romera-Navarro M., Historia de la literatura española, 2-a ed., Boston, [a. o.], [1949]; Salcedo y Ruiz A., La literatura española, resumen de historia crítica, 2-a ed., t. 1—4, Madrid, 1915—17; Valbuena Prat A., Historia de la literatura española, 5-a ed., t. 1—3, Barcelona, 1957.
Антологии и сборники. Хрестоматия исп. лит-ры с XII по XVIII вв., сост. В. С. Узин, М., 19. 48; Хрестоматия исп. лит-ры, XIX век, сост. О. К. Васильева-Шведе, М., 1949; Хрестоматия исп. лит-ры, XX век, сост. И. Ю. Тынянова, М., 1949; Blecua
- 222 -
J. M., Floresta lírica española, [Madrid], [1957]; Chabás J., Antología general de la literatura española (Verso y prosa), La Habana, 1955; Menéndez Pidal R., Antología de prosistas españoles, 7-a ed., Madrid, 1956; Menéndez y Pelayo M., Antología de poetas líricos castellanos, desde la formación del idioma hasta nuestros días, t. 1—10, Madrid, 1944—45; Riquer M. de, Antología de la literatura española (siglos X—XX), Barcelona, [1953]; Sáinz de Robles F. C., Historia y antología de la poesía española (en lengua castellana) del siglo XII al XX, Madrid, 1955.
Библиографические указатели. Певзнер А. И., Исп. лит-ра (библиографич. указатель), М., 1937; Fitzmaurice-Kelly J., Spanish bibliography, Oxf., 1925; Serís H., Manual de la bibliografía de la literatura española, pt. 1—2, Syracuse (N. Y.), 1948—54; Simón Díaz J., Bibliografía de la literatura hispánica, t. 1—5, Madrid, 1950—58.
Справочники и словари писателей. Diccionario de la literatura española, 2-a ed., Madrid, [1953]; Newmark M., Dictionary of Spanish literature, L., 1957; Sáinz de Robles F. C., Ensayo de un diccionario de la literatura, t. 2 — Escritores españoles e hispanoamericanos, 2-a ed., Madrid, 1953; San Vicente F., Diccionario de la literatura española, Madrid, [1954].
Литература об отдельных периодах. Литература средних веков. Менендес Пидаль Р., Избр. произв., пер. с исп., М., 1961; Blasi F., La poesía epica spagnuola, Messina, [195 —]; López Estrada Fr., Introducción a la literatura medieval española, Madrid, [1952]; Menéndez Pidal R., Poesía juglaresca y juglares, Madrid, 1924.
Литература эпохи Возрождения. Петров Д. К., Очерки бытового театра Лопе-де-Вега, СПБ, 1901; его же, Заметки по истории староисп. комедии, ч. 1—2, СПБ, 1907; Bell A. F. G., El Renacimiento español, Zaragoza, [1944]; Herrero García M., Estimaciones literarias del siglo XVII, Madrid, 1930; Pfandl L., Spanische Literaturgeschichte, Bd 1 — Mittelalter und Renaissance, Lpz. — B., 1923; его же, Geschichte der spanischen Nationalliteratur in ihrer Blütezeit, Freiburg, 1929; Spanish golden age poetry and drama, Liv., 1946; Vossler K., Realismus in der spanischen Dichtung der Blütezeit, Münch., 1926; его же, Introducción a la literatura española del siglo de oro, B. Aires — Méx., [1945].
Литература 18 в. Штейн А. Л., [Вступ. статьи и библ. к разделу Испания], в кн.: История эстетики, т. 2, М., 1964; García Puertas M., Jovellanos, Montevideo, 1954; Montero Díaz S., Las ideas estéticas del Padre Feijoo, Santiago, 1932.
Литература 19 в. Гюббар Г., История совр. лит-ры в Испании, М., 1892; Смирнов А. А., Исп. романтизм, в кн.: История зап. лит-ры (1800—1910). Под ред. Ф. Д. Батюшкова, т. 3, М., 1914; Allison Peers E., A history of the romantic movement in Spain, t. 1—2, Camb., 1940; Blanco García F., La literatura española en el siglo XIX, v. 1—3, Madrid, 1894—1903; Díaz Plaja G., Introducción al estudio del romanticismo español, Madrid, 1936; García Mercadal J., Historia del romanticismo en España, Barcelona, [1943]; González-Blanco A., Historia de la novela en España, desde el romanticismo a nuestros días, Madrid, 1909; Mac Clelland I. L., The origins of the romantic movement in Spain..., Liv., 1937; Méndez Bejarano M., La literatura española en el siglo XIX (general, regional y americana), Madrid, 1921.
Литература эпохи империализма. Выгодский Д. И., Лит-ра Испании и исп. Америки (1898—1929), Л., 1929; Кельин Ф. В., Пути развития совр. исп. лит-ры, в сб.: Культура Испании, [М.], 1940; Тертерян И., Путь исп. романа (Критич. заметки), «Вопр. лит-ры», 1962, № 6; ее же, Исп. роман сегодня, «Ин. лит-ра», 1964, № 8; Alborg J. L., Hora actual de la novela española, Madrid, 1958; Alonso D., Poetas españoles contemporáneos, Madrid, [1958]; Bell A. F. G., Contemporary Spanish literature, N. Y., 1933; Cano J. L., Poesía española del siglo XX. De Unamuno a Blas de Otero, Madrid, 1960; Cansinos-Assens R., La nueva literatura, t. 1—4., Madrid, 1917—1927; Díaz Plaja G., Modernismo frente a noventa y ocho. Una introducción a la literatura española del siglo XX, Madrid, 1951; Granjel L., Panorama de la Generación del 98, Madrid, [1959].
З. И. Плавскин (Лит-ра эпохи Возрождения, Лит-ра эпохи империализма, Лит. периодика, Библиография),
А. Л. Штейн (Ср.-век. лит-ра, Лит-ра 18—19 вв.).