176

ИРЛА́НДСКИЕ СА́ГИ — эпич. произв. древних кельтов, в основе к-рых лежат историч. события и мифологич. сюжеты. Самые древние И. с., отражающие эпоху родового строя, создавались в первые века н. э. В отличие от эпосов др. народов, И. с. сложились не в стихотворной, а в прозаич. форме, и в этом смысле представляют собой уникальное явление мировой лит-ры. Имеющиеся в нек-рых И. с. стихотворные части — скорее всего, позднейшие вставки. И. с. складывались на протяжении неск. веков в устной традиции. Их рассказчиками были проф. и нар. сказители; первые записи относятся к 8—9 вв. Систематич. собирание древних сказаний начинается в 12 в. В рукописных сб-ках, составлявшихся гл. обр. монахами, записывались древние И. с., создание к-рых относится к разным периодам. Самые древние из дошедших до нас рукописей — «Книга бурой коровы» (названа по происхождению пергамента), сост. в нач. 12 в., в ранней версии в ней представлено сказание «Угон быка из Куальнге», ставшее нац. эпосом, в тексте сохранились следы утерянного древнеирл. яз., и «Ленстерская книга», сост. в сер. 12 в.

«Ирландские саги» (Ленинград, 1929). Заставка А. А. Ушина

«Ирландские саги» (Ленинград, 1929). Заставка А. А. Ушина.

Лит. обработку саг осуществляли монахи. Дошедшие до нас рукописные памятники значительно отличаются от своих более древних первоисточников. Возникшие как произв. устного нар. творчества, И. с. в сохранившихся записях отражают не только эпоху их создания, но и несут на себе отпечаток той эпохи, когда они приняли лит. форму. В соответствии с принятой классификацией И. с. обычно делятся на пять групп: мифологич., героич., королевские, фенианские и романтические. Первые три группы принадлежат

177

более древнему периоду, нек-рые из них возникли в 3—4 вв. Две последние принадлежат гл. обр. ср.-век. периоду. Фенианский цикл, к-рый часто называют циклом Оссиана, возник не ранее 9 в.

И. с. (за исключением «Похищения быка из Куальнге») — небольшие по объему, простые по композиции. Ведущие темы, характерные для древнего эпоса, — похищение скота, сватовство, подвиги, единоборство и т. д. Значит. место в И. с. занимает лирич. тема любви. Наибольшую историч. и худож. ценность представляют древнейшие героич. саги с центр. уладским циклом, рисующие нравы и обществ. отношения древней Ирландии. Древние И. с. продолжали пересказываться вплоть до 17 в. Постепенно они приняли форму нар. сказки, в к-рой и сохранились до наших дней. Продолжение устной традиции имело особое значение в виду угрозы существованию ирл. языка и культуры. С сер. 19 в. сюжеты И. с., изд. в переводе на англ. яз., становятся неисчерпаемым источником для творчества мн. ирл. писателей.

Лит.: Ирл. саги, пер., вступ. ст. и коммент. А. А. Смирнова, М. — Л., 1961; Ирл. легенды и сказки, пер. с англ. Н. Шерешевской, М., 1960; Thurneysen R., Die Irische Helden- und Königssage bis zum siebzehnten Jahrhundert, Tl 1—2, Halle/S., 1921; Carney J., Studies in Irish literature and history, Dublin, 1955; Murphy G., Saga and myth in ancient Ireland, Dublin, 1955.

А. П. Саруханян.