152

ИНТЕРМЕ́ДИЯ (от лат. intermedius — находящийся посреди) — небольшая комич. пьеса или сцена, разыгрываемая между актами основной пьесы. Возникла в 15 в. как бытовая сценка и муз. отрывок, входившие в состав мистерии; в форме И. в религ. действие проникали элементы нар. комедии. И. мистериального театра часто называлась фарсом (от лат. fartum — начинка), в Англии — интерлюдией (от лат. inter — между, ludus — игра). В эпоху Возрождения в Италии И., вставляемая между актами трагедии (или комедии), носила характер чисто зрелищной галантно-пасторальной сцены; в Англии и Испании стала самостоят. жанром нар. театра. Иногда она становилась проводником антиклерик. сатиры, идей гуманизма и Реформации (Дж. Растелл, Дж. Гейвуд). И. входила также в состав «высокой трагедии» в качестве шутовских сцен (напр., у Шекспира). В Испании 16—17 вв. И. достигла значит. худож. уровня в творчестве Лопе де Руэда и особенно М. Сервантеса. Как самостоят. сатирич. или пародийные пьесы И. широко распространяются в рус. нар. театре 17—18 вв. и в появившемся в петровское время гор. демократич. театре. Рус. школьный театр использовал И. дидактич. и пародийного характера в качестве «междудействий» или «междувброшенных забавных игралищ». И. существовали и в европ. оперном театре 17—18 вв. как комич. жанровые сценки. В совр. театре И. сохранилась лишь как композиц. прием в виде вставной комич. или муз. сцены в спектакле.

Лит.: Веселовский А. Н., Старинный театр в Европе, М., 1870; Белецкий А. И., Старинный театр в России, М., 1923; Тихонравов Н., Русские драматич. произведения 1672—1725 гг., т. 1—2, СПБ, 1874; Морозов П., История рус. театра до половины XVIII столетия, СПБ, 1889; Всеволодский-Гернгросс В., Рус. театр от истоков до сер. XVIII в., М., 1957; История зап.-европ. театра, под общ. ред. С. Мокульского, т. 1—2, М., 1956—57.

Д. П. Муравьев.