Соловьева И. Н. Инсценировка // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 150—152.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-1503.htm

- 150 -

ИНСЦЕНИРО́ВКА — 1) Переработка для сцены лит. произведения, первоначально написанного не в драматургич. форме. В отличие от свободного использования психологич. мотивов и фабульных положений предшествующей лит-ры, что характерно, напр., для антич. драмы, для Шекспира, И. предполагает несравнимо большую зависимость от первоисточника. Она имеет целью не столько создание нового самостоят. произв., сколько театр. адаптацию прозы. И. нередко выполняются самим автором произв. (И. романов Дюма-отца, Э. Золя, И. «Первый винокур» по рассказу Л. Н. Толстого «Как чертенок краюшку выкупал», 1886). Во 2-й пол. 19 в. распространился тип И.-переделки, нередко ремесленной по своему характеру (И. «Тараса Бульбы», «Вия» и др. повестей Н. В. Гоголя, многочисл. И. романов Ф. М. Достоевского, сделанные В. А. Крыловым). Новый принцип И. развился в практике Художественного театра, прежде всего в связи с опытами В. И. Немировича-Данченко, искавшего разнообразные формы сближения сцены и прозы, в т. ч. построение романной формы спектакля. Возник тип И.-монтажа: куски нетронутого авторского диалогич. текста, соединяемые прозаич. вставками (вводился чтец). Так были инсценированы в МХТ романы «Братья Карамазовы» (1910) и «Бесы» (1913) Ф. М. Достоевского, «Воскресение» Л. Н. Толстого (1930). Интерес МХТ к такого рода И. имеет прямое отношение к чеховскому новаторству сюжетосложения, к новым принципам театр.

- 151 -

воспроизведения действительности, к поискам более свободной и емкой драматургич. конструкции. Инсценировочный принцип объединения эпизодов, взаимодополняющих или контрастных, многочастность сценич. формы, внутренние динамич. возможности такого рода композиции нашли большое распространение в драматургии первых послереволюц. лет. Многие пьесы, знаменовавшие рождение новой сов. драмы, являются авторскими И.: «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной (совм. с В. П. Правдухиным, 1925), «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927), «Мятеж» Д. А. Фурманова (совм. с С. Поливановым, 1928) и др. Значит. место в репертуаре сов. театра занимают И. произв. рус. и мировой классич. лит-ры, в создании к-рых принимали участие видные писатели — М. А. Булгаков («Мертвые души», «Дон Кихот» и др.), А. Н. Арбузов («Накануне»), Ю. К. Олеша («Идиот»).

«Мертвые души» Н. В. Гоголя. Сцена из спектакля МХАТ (Москва, 1932)

«Мертвые души» Н. В. Гоголя. Сцена из спектакля МХАТ (Москва, 1932).

«Идиот» Ф. М. Достоевского. Сцена из спектакля Большого драматич. театра им. М. Горького (Ленинград, 1957)

«Идиот» Ф. М. Достоевского. Сцена из спектакля Большого драматич. театра им. М. Горького (Ленинград, 1957).

2) Одна из форм массового агитац. театра, распространенная в СССР в первые годы революции: инсценированные суды и инсценированные моменты истории (напр., «Суд над Врангелем», 1920; «Суд над капиталом», 1921; «Свержение самодержавия», 1919; «Освобожденный труд» П. Арского, 1920; «К мировой коммуне», 1920). Разыгрывались такие И. обычно в дни революц. празднеств, на площадях, с привлечением многих сотен

- 152 -

участников-непрофессионалов, нередко сочетаясь с митингами или перерастая в них. Для этих И. характерны романтич. символика, условность, митинговая страстность утверждений и отрицаний, сочетание патетики и гротеска.

И. Н. Соловьева.