Гиленсон Б. А. Имажизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 107—108.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-1073.htm

- 107 -

ИМАЖИ́ЗМ (англ. imagism, от image — образ) — декадентское течение в англ. и амер. поэзии, возникшее накануне 1-й мировой войны. Теоретиками И. были англ. поэт и критик Т. Э. Хьюм, ученик А. Бергсона, основавший в 1909 клуб «Школа имажизма», и амер. поэт Э. Паунд, составивший (совм. с Э. Лоуэлл и Р. Олдингтоном) антологию «Имажисты» (1914). После отхода Э. Паунда от И. движение возглавила амер. поэтесса Э. Лоуэлл, выпустившая три альм. «Поэты имажисты» («Some imagists poets», 1915, 1916 и 1917). К И. примыкали амер. писатели Х. Дулитл, У. К. Уильямс, Дж. Г. Флетчер и англичане Т. С. Элиот, Ф. М. Форд, Р. Олдингтон, Д. Г. Лоренс, Дж. Джойс — в дальнейшем их пути во многом разошлись. К сер. 20-х гг. И. прекратил свое существование. Творчество имажистов явилось анархо-индивидуалистич. бунтом против «вульгарности» бурж. об-ва, к-рому противопоставлялся островок утонченно-субъективистских чувств поэта. Идейным источником И. были философия интуитивизма, эстетич. теории символистов и парнасцев. Темы их произв. — природа, случайные предметы, мимолетные впечатления и переживания. Метод имажистов, как известная реакция на эпигонскую поэзию т. н. «георгианцев», требовал передачи непосредств. субъективных впечатлений, прихотливого соединения метафор и образов, логически мало связанных, благодаря чему стихи превращались в своеобразные «каталоги образов»; свободу стиха имажисты понимали как формалистич. игру ритмов и красок, при крайне бедном эмоциональном и идейном содержании, узкой беспредметной тематике. Отвергая «классицистскую» строгость стиля и «романтич. красивость», И. культивировал свободный стих, видя в нем средство для выражения «хаотичности мира» (Хьюм). В России идеи имажизма разделяли поэты-имажинисты (см. Имажинизм).

Соч.: A treasury of great poems English and American, ed. by. L. Untermeyer, N. Y., 1955; в рус. пер. — в сб.: Антология новой англ. поэзии, Л., 1937; Поэты Америки XX в., М., 1939.

- 108 -

Лит.: Венгерова З., Англ. футуристы, «Стрелец», сб. 1, П., 1915; Львов-Рогачевский В., Имажинизм и его образоносцы, М., 1921; История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958; Hughes G., Imagism and the imagists, L., 1931; Taupin R., L’influence du symbolism français sur la poésie américaine de 1910 à 1920, P., 1929; Weimann R., New criticism und bürgerliche Literaturwissenschaft, «Zeitschrift für Anglistik und Amerikanistik», 1960, H. 1, 2.

Б. А. Гиленсон.