- 21 -
ИБН СИ́НА [латиниз. — Авиценна (Avicenna)], Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980, с. Афшана, близ Бухары, — 18.VI.1037, г. Хамадан) — ученый-энциклопедист вост. средневековья. По происхождению таджик. Получил образование и сформировался как ученый в Бухаре. Вскоре после захвата Бухары Караханидами и падения гос-ва Саманидов (999) переехал в Хорезм. Через неск. лет, спасаясь от султана Махмуда Газневи (998—1030), желавшего видеть И. С. при своем дворе, бежал в Хорасан, затем жил в Горгане, Рее, Казвине, Хамадане, Исфахане. Писал в основном на араб. яз., реже на родном языке фарси. Оставил ок. 300 соч. Наиболее известны его труды по медицине, в частности «Канон врачебной науки» («аль Канун фи-т-тибб»), считавшийся в течение пяти веков важнейшим руководством для медиков. Из философ. соч.
- 22 -
И. С. популярностью пользовались «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»), «Книга указаний и наставлений» («Китаб ал-ишарат ва-т-танбихат»), «Книга знания» («Даниш-наме», на яз. фарси).
Сохранились немногочисл. стихи И. С. на араб. яз. и на фарси. Самое значительное среди них — большая «Касыда о душе» («Касидат ан-нафс»), где душа человека рассматривается как часть «мировой души». Осн. темы поэтич. творчества И. С. — вечность материи, пантеистич. единство бога и природы, проповедь просвещения и науки, борьба с обскурантизмом, еретич. выпады против отд. положений ортодоксального ислама. Характерные черты стихов И. С. — афористичность, простота худож.-изобразит. средств, использование филос. терминологии. Бо́льшая часть его стихов на фарси написана в форме рубаи. Нек-рые исследователи без достаточных оснований отрицали наличие у И. С. поэтич. произв. на фарси. В своеобразных философ. повестях «Живой, сын Бодрствующего» («Хайй ибн Якзан»), «Послание о птице» («Рисалат ат-Тайр»), «Саламан и Абсал» И. С. излагает свои идеи и взгляды в форме развернутой аллегории.
И. С. выступал и как теоретик лит-ры — в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов араб. поэта Ибн ар-Руми. Большую роль в становлении классич. фарси как лит. языка сыграли научные соч. И. С., написанные на этом языке, прежде всего «Даниш-наме». И. С. оказал влияние на классич. перс.-тадж. лит-ру, в меньшей мере на араб., узб. и отчасти ср.-век. евр. лит-ры. С его повестью «Хайй ибн Якзан» нек-рые исследователи связывают сюжет «Божественной комедии» Данте.
И. С. давно стал героем тадж., перс., тур., узб. и туркм. фольклора. Нек-рые легенды, возникшие вскоре после его смерти, собраны в кн. «Четыре беседы» («Чахар макале») Низами Арузи Самарканди, где они перемешаны с подлинными биографич. фактами. Мн. предания об И. С., сложившиеся к концу 15 в., вошли в кн. Васифи «Удивительные события» («Бадайи аль-вакайи»).
Соч.: Маҷмӯаи шеърҳо, [Душанбе], 1953; Диван, Тегеран, 1957; Traités mystiques d’Avicenne, éd. par M. A. F. Mehren, fasc. 1—4, Leyde, 1889—99; в рус. пер. — Четверостишия, «Лит. Таджикистан», 1953, кн. 5; Жизнеописание Абу Али Хусейна ибн Абдаллаха ибн Сины, рассказанное им самим и записанное его учеником Абу-Убейдом ал-Джузджани, там же; Канон врачебной науки, кн. 1—5, Таш., 1954—60; Даниш-намэ, [Душанбе], 1957.
Лит.: Бертельс Е. Э., Авиценна и перс. лит-ра, «Изв. АН СССР. Отд. обществ. наук», 1938, № 1—2; Семенов А. А., Абу али ибн Сина (Авиценна), 2 изд., [Душанбе], 1953; Занд М., Поэтич. творчество Ибн-Сины, «Лит. Таджикистан», 1953, кн. 5; Corbin H., Avicenne et le récit visionnaire, v. 1, 2 éd., Téhéran — P., 1954.
М. И. Занд.