- 1000 -
ЗА́УМЬ, заумный язык, — эксперименты в области поэтич. речи, к к-рым в 1910-х и 20-х гг. прибегали поэты кубофутуристы и футуристы (В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский, А. Крученых и др.). Они использовали для «изображения» того или иного явления звукоподражания или ритмически по-разному организованные звуки языка, абстрагированные от значений, реально существующих в лексике. Напр., В. Каменский в стихотворении «Жонглер» передает быстроту, ловкость и смену разнообразных ритмич. движений жонглера:
Згара — амба
Згара — амба
Згара — амба
Згара — амба
Амб
Шар, шор, шур, шир,
Чин, драх, там, дззз.Поэты-футуристы видели в З. искусственный язык, состоящий из произвольных звукосочетаний, не имеющих логич. содержания, но передающих индивидуальное настроение посредством подбора звуков, к-рым присваивалась та или иная эмоциональная окраска («у-бе-шур», «гзи-гзи-гзэо» и пр.). Они приписывали заумному языку эстетич. значение, выдавали его за революционное новаторское явление в поэзии. А. Крученых и В. Хлебников развивали утопич. фантазии о «вселенском» языке, долженствующем возникнуть из З. Однако формалистич. З. не оказала влияния на дальнейшее развитие сов. поэзии.
- 1001 -
Поиски новых выразительных средств в области словообразований, сохраняющих корневую основу слова (напр., «рассмехайтесь смехачи», «смейный», «могатырь» и др. у В. Хлебникова), имели реальное языковое содержание. Словообразования этого рода в дальнейшем широко применялись В. Маяковским, С. Кирсановым, Н. Асеевым и др. поэтами и защищались теоретиками ЛЕФа и ОПОЯЗа (Г. Винокур, Р. Якобсон, Б. Арватов и др.). Они провозглашали сознательное «инженерное» строительство языка, словотворчество, к-рое отличается от З., поскольку «...„заумный язык“ никак языком называться не может... Самое понятие язык предполагает за собой понятие смысл. Отсюда — „заумное“ стихотворение, как таковое — асоциально, ибо — непонятно, бессмысленно... „Заумный язык“, как язык, лишенный смысла — не имеет коммуникативной функции, присущей языку вообще» (Винокур Г. И., Футуристы — строители языка, см. «ЛЕФ», 1923, № 1, с. 211—12).
Лит.: «Заумники», Баку, 1922; Полянский В., О левом фронте в искусстве, «Под знаменем марксизма», 1923, № 4—5; Арватов Б., Речетворчество, в кн.: Социологич. поэтика, М., 1928; Гофман В., Языковое новаторство Хлебникова, в его кн.: Язык лит-ры. Очерки и этюды, Л., 1936; Третьяков С., Трибуна Лефа, «ЛЕФ», 1923, № 3; Шкловский В., О поэзии и заумном языке, в кн.: Поэтика. Сборник по теории поэтич. языка, П., 1919; Якубинский Л., О поэтич. глоссемосочетании, там же; Якобсон Р., Новейшая рус. поэзия. Набросок первый. Виктор Хлебников, Прага, 1921; Черемин Г. С., Ранний Маяковский, М. — Л., 1962, гл. 3.
А. Л.