965
ЗА́АР, Саар (Saar), Фердинанд фон (30.IX.1833, Вена, — 24.VII.1906, там же) — австр. писатель. В 1850—60 служил в армии. Лит. деятельность начал с 1859. Вследствие неизлечимой болезни покончил с собой. Драматургия З. (историч. трагедия «Император Генрих IV» — «Kaiser Heinrich IV», Bd 1—2, 1863—67; трагедия из совр. нар. жизни «Благодеяние» — «Eine Wohltat», 1885, и др.) не имела успеха. Лирич. сб-ки «Стихи» («Gedichte», 1882) и «Венские элегии» («Wiener Elegien», 1893), написанные под влиянием Н. Ленау, проникнуты мотивами «мировой скорби». В стихотв. идиллии «Герман и Доротея» («Hermann und Dorothea», 1902) отразилось увлечение З. творчеством В. Гёте. Самое интересное у З. — его новеллы: сб-ки «Австрийские новеллы» («Novellen aus Österreich», 1876, 2 доп. изд. в 2 тт. — 1897); «Камера обскура» («Camera obscura», 1901, 2 доп. изд. 1904); «Трагедия жизни» («Tragik des Lebens», 1906). Мастер реалистич. психологич. рассказа, З. испытал влияние И. С. Тургенева. В произв. З. изображены нравы австр. об-ва конца 19 в. Наряду с социальными мотивами в его творчестве большое место занимают т. н. «вечные проблемы» жизни и смерти, любви, а также интимные настроения и воспоминания автора. В его творчестве ощутимо влияние философии А. Шопенгауэра.
Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1—12, Lpz., [1909]; в рус. пер., в сб.: Австр. новелла XIX в., М., 1959, с. 231—34.
Лит.: Leicht H., Ferdinand von Saar als Novellist, Münch., 1923; Lukas М., Ferdinand von Saar. Leben und Werk, W., 1947; Gassner I., Das Bild Österreichs bei Ferdinand von Saar, Innsbruck, 1948.
Н. Б. Веселовская.