909
ЖАН ПОЛЬ (Jean Paul; псевд.; наст. имя — Иоганн Пауль Фридрих Рихтер; Richter; 21.III.1763, Вунзидель, — 14.XI.1825, Байрёйт) — нем. писатель. Сын школьного учителя. На рубеже 18 и 19 вв. Ж. П. явился основоположником того направления в нем. лит-ре, к-рое своеобразно сочетало в себе просветит. идеи с принципами сентиментализма. Его первые произв. — острые сатиры («Гренландские процессы» — «Grönländische Prozesse», 1783, и др.), впрочем, лишенные индивидуализированных образов. На рубеже 90-х гг., под влиянием франц. революции, в творчестве Ж. П. возникает гуманистич. идеал в идиллич. облике (новелла «Жизнь премного довольного учителишки Мария Вуца из Ауэнталя» — «Leben des vergnügten Schulmeisterlein Maria Wuz in Auenthal», 1793; незаконч. роман «Невидимая ложа» — «Unsichtbare Loge», 1793). Роман «Геспер» («Hesperus», 1795) принес автору широкую популярность. Из соединения сатирич. и сентиментально-идиллич. черт, при широком использовании бытописательного материала, возникает своеобразная проза Ж. П., вершиной к-рой является роман «Зибенкэз» («Siebenkäs», 1796—97) на тему о губительном влиянии нищеты на натуру человека. В произв. Ж. П. создана выразит. картина жизни загнивающей и убогой феод. Германии конца 18 в. Названия фигурирующих в романах Ж. П. мелких городишек Кревинкеля, Кушнаппеля и др. стали обозначением типич. нем. захолустья. С сочувствием изображая бюргерскую интеллигенцию и гор. бедноту, Ж. П. осмеивает дворянство, богачей. Кроме «Зибенкэза», реалистич. черты преобладают и в более поздних повестях и сатирах. В философском романе «Титан» («Titan», 1800—03), задуманном как «роман воспитания» (Bildungsroman), герои должны по замыслу автора включиться в практич. жизнь; однако живущие в мире высоких чувств, они остаются в значит. мере условными, абстрактными фигурами.
«Поездка на курорт доктора Каценбергера» (Берлин, 1912). Фронтиспис П. Шёйрих.
«Полковой священник
Шмельце» (Лейпциг, 1912).
Илл. К. Тильмана.
910
В незавершенном романе «Озорные годы» («Flegeljahre», 1804—05) сентиментально-романтич. начало причудливо переплетается с реализмом, а в последнем романе Ж. П. «Комета, или Николай Маргграф» («Der Komet, oder Nikolaus Marggraf», 1820—22, незаконч.) снова усиливаются социально-критич. тенденции.
Язык Ж. П., сложившийся в значит. мере как пародия на канцелярско-бюрократич. и учено-педантич. формы речи, содержит обширные предложения-периоды, неожиданные сравнения и метафоры, развернутые и наслаивающиеся друг на друга соединения самых разнородных понятий, игру слов, научные и юридич. термины. Несмотря на неистощимое воображение и тонкий юмор, эти особенности стиля затрудняют восприятие произв. Ж. П.; в то же время они нравились современникам и были использованы в преображенном виде крупными мастерами нем. прозы (К. Иммерман, А. Штифтер, Г. Келлер, В. Раабе). Большую роль сыграли в нем. лит-ре (у Г. Гейне, Э. Т. А. Гофмана и др.) и сатирич. тенденции Ж. П., а также его изображение мира в двух планах: реальном и фантастическом.
В трактате Ж. П. по вопросам эстетики «Подготовительная наука по эстетике» («Vorschule der Ästhetik», 1804) особенно интересны разделы о романе и о юморе. Ему принадлежит также трактат о педагогике «Левана, или Учение о воспитании» («Levana, oder Erziehlehre», 1806) в духе просветительства и гуманизма.
Соч.: Werke, Bd 1—60, B., [1868—79]; Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe, [Bd 1—30], Weimar — B., 1927—[1964] (изд. незаконч.); Briefe, Bd 1—5, 7—9, Weimar — B., 1954—64 (изд. незаконч.); в рус. пер. — Антология из Жан-Поль Рихтера, СПБ, 1844; Зибенкэз, Л., 1937.
Лит.: Белинский В. Г., Рецензия на «Антологию из Жан-Поль Рихтера», Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955; Адмони В. Г., Жан-Поль Рихтер, в сб.: Ранний бурж. реализм, Л., 1936; Троцкая М. Л., Жан-Поль Рихтер в России, в кн.: Западный сборник, т. 1, М. — Л., 1937; Müller J., Jean Paul..., Lpz., 1923; Harich W., Jean Paul, Lpz., 1925; Kommerell M., Jean Paul, Fr./M., 1957.
В. Г. Адмони.