909

ЖАН ПОЛЬ (Jean Paul; псевд.; наст. имя — Иоганн Пауль Фридрих Рихтер; Richter; 21.III.1763, Вунзидель, — 14.XI.1825, Байрёйт) — нем. писатель. Сын школьного учителя. На рубеже 18 и 19 вв. Ж. П. явился основоположником того направления в нем. лит-ре, к-рое своеобразно сочетало в себе просветит. идеи с принципами сентиментализма. Его первые произв. — острые сатиры («Гренландские процессы» — «Grönländische Prozesse», 1783, и др.), впрочем, лишенные индивидуализированных образов. На рубеже 90-х гг., под влиянием франц. революции, в творчестве Ж. П. возникает гуманистич. идеал в идиллич. облике (новелла «Жизнь премного довольного учителишки Мария Вуца из Ауэнталя» — «Leben des vergnügten Schulmeisterlein Maria Wuz in Auenthal», 1793; незаконч. роман «Невидимая ложа» — «Unsichtbare Loge», 1793). Роман «Геспер» («Hesperus», 1795) принес автору широкую популярность. Из соединения сатирич. и сентиментально-идиллич. черт, при широком использовании бытописательного материала, возникает своеобразная проза Ж. П., вершиной к-рой является роман «Зибенкэз» («Siebenkäs», 1796—97) на тему о губительном влиянии нищеты на натуру человека. В произв. Ж. П. создана выразит. картина жизни загнивающей и убогой феод. Германии конца 18 в. Названия фигурирующих в романах Ж. П. мелких городишек Кревинкеля, Кушнаппеля и др. стали обозначением типич. нем. захолустья. С сочувствием изображая бюргерскую интеллигенцию и гор. бедноту, Ж. П. осмеивает дворянство, богачей. Кроме «Зибенкэза», реалистич. черты преобладают и в более поздних повестях и сатирах. В философском романе «Титан» («Titan», 1800—03), задуманном как «роман воспитания» (Bildungsroman), герои должны по замыслу автора включиться в практич. жизнь; однако живущие в мире высоких чувств, они остаются в значит. мере условными, абстрактными фигурами.

«Поездка на курорт доктора Каценбергера» (Берлин, 1912). Фронтиспис П. Шёйрих.

«Поездка на курорт доктора Каценбергера» (Берлин, 1912). Фронтиспис П. Шёйрих.

«Полковой священник Шмельце» (Лейпциг, 1912). Илл. К. Тильмана

«Полковой священник
Шмельце» (Лейпциг, 1912).
Илл. К. Тильмана.

910

В незавершенном романе «Озорные годы» («Flegeljahre», 1804—05) сентиментально-романтич. начало причудливо переплетается с реализмом, а в последнем романе Ж. П. «Комета, или Николай Маргграф» («Der Komet, oder Nikolaus Marggraf», 1820—22, незаконч.) снова усиливаются социально-критич. тенденции.

Язык Ж. П., сложившийся в значит. мере как пародия на канцелярско-бюрократич. и учено-педантич. формы речи, содержит обширные предложения-периоды, неожиданные сравнения и метафоры, развернутые и наслаивающиеся друг на друга соединения самых разнородных понятий, игру слов, научные и юридич. термины. Несмотря на неистощимое воображение и тонкий юмор, эти особенности стиля затрудняют восприятие произв. Ж. П.; в то же время они нравились современникам и были использованы в преображенном виде крупными мастерами нем. прозы (К. Иммерман, А. Штифтер, Г. Келлер, В. Раабе). Большую роль сыграли в нем. лит-ре (у Г. Гейне, Э. Т. А. Гофмана и др.) и сатирич. тенденции Ж. П., а также его изображение мира в двух планах: реальном и фантастическом.

В трактате Ж. П. по вопросам эстетики «Подготовительная наука по эстетике» («Vorschule der Ästhetik», 1804) особенно интересны разделы о романе и о юморе. Ему принадлежит также трактат о педагогике «Левана, или Учение о воспитании» («Levana, oder Erziehlehre», 1806) в духе просветительства и гуманизма.

Соч.: Werke, Bd 1—60, B., [1868—79]; Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe, [Bd 1—30], Weimar — B., 1927—[1964] (изд. незаконч.); Briefe, Bd 1—5, 7—9, Weimar — B., 1954—64 (изд. незаконч.); в рус. пер. — Антология из Жан-Поль Рихтера, СПБ, 1844; Зибенкэз, Л., 1937.

Лит.: Белинский В. Г., Рецензия на «Антологию из Жан-Поль Рихтера», Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955; Адмони В. Г., Жан-Поль Рихтер, в сб.: Ранний бурж. реализм, Л., 1936; Троцкая М. Л., Жан-Поль Рихтер в России, в кн.: Западный сборник, т. 1, М. — Л., 1937; Müller J., Jean Paul..., Lpz., 1923; Harich W., Jean Paul, Lpz., 1925; Kommerell M., Jean Paul, Fr./M., 1957.

В. Г. Адмони.