Корнилова Е. В. «Елизаветинцы» // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. — Стб. 882.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-8821.htm

- 882 -

«ЕЛИЗАВЕ́ТИНЦЫ» — условное наименование, объединяющее англ. прозаиков, поэтов, драматургов, творчество к-рых приходится на два последних десятилетия царствования Елизаветы Тюдор (1558—1603). Блестящий расцвет «елизаветинской» культуры и лит-ры обусловлен не деятельностью королевы, как утверждает англ. бурж. историография, а подъемом нац. самосознания, к-рый последовал в результате победы Англии над феодально-католич. Испанией, выдвижения ее в ряд первых европ. держав, становления бурж. отношений. Деятельность «елизаветинцев» падает на второй и третий этапы эпохи Возрождения — жизнеутверждающий на втором этапе и трагический на третьем, когда обнаружились противоречия бурж. общества, вызвавшие кризис европ. гуманизма.

Многообразная по жанрам лит-ра «елизаветинцев» охватила все стороны человеч. бытия. Она выдвинула гениального У. Шекспира и др. писателей, среди к-рых выделяются Э. Спенсер, Ф. Сидни, Дж. Лили, К. Марло, Р. Грин, Т. Нэш, Т. Кид, Дж. Пил, Дж. Лодж. Достигло совершенства мастерство лирич. поэзии, особенно ярко представленной в творчестве Сидни (цикл сонетов «Астрофел и Стелла»), Спенсера (цикл сонетов «Amoretti» и поэма «Королева фей»), Шекспира (сонеты, поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция»). Развивается многожанровая повествоват. проза («Аркадия» Сидни; «Эвфуэс» Лили; «Розалинда» Лоджа; «Менафон» Грина; «Несчастливый путешественник, или Жизнь Джека Уилтона» Нэша). Идейных и худож. высот достигла в эту пору драматургия. Освоение классич. поэтики, за к-рую ратовал в «Защите поэзии» Сидни, не помешало «елизаветинской» драме, служившей проводником гуманистич. взглядов, развиваться самобытно и остаться даже в своих придворно-аристократич. образцах (комедии Лили) верной традициям нар. творчества. В комедии Грина «Джордж Грин, Векфильдский полевой сторож», сочетающей общественно-политич. тему с лирической и утверждающей достоинство человека из народа, в «Испанской трагедии» Кида, где показана разнузданная жестокость придворных нравов, в трагедиях Марло «Тамерлан», «Доктор Фауст», прославляющих титанизм человеч. личности, — во всех этих произв. формировалось реалистич. мастерство «елизаветинской» драмы. Наиболее совершенное выражение драматургия «Е.» нашла в творчестве Шекспира, создавшего в оптимистич. период англ. Возрождения пьесы «Венецианский купец», «Ромео и Джульетта», «Генрих IV», «Юлий Цезарь» и др. Дальнейшее развитие елизаветинской драматургии происходит уже в 17 в. в т. н. высоких трагедиях Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет»), отразивших с невиданной глубиной переживания героев и грандиозные обществ. катаклизмы. Драматургов Б. Джонсона, Дж. Флетчера, Ф. Бомонта и др. также называют иногда «елизаветинцами», хотя они вступили на драматургич. поприще в последние годы 16 в., когда драматургия и театр утрачивали свой нар. характер.

Лит.: Стороженко Н. И., Предшественники Шекспира. Эпизод из истории англ. драмы в эпоху Елисаветы, т. 1, СПБ, 1872; Аксенов И. А., Елизаветинцы, М., 1938; История англ. лит-ры, т. 1, в. 1, М. — Л., 1943; т. 1, в. 2, М. — Л., 1945; История зап.-европ. театра, т. 1, М., 1956; Brooke Ch. F. T., The Tudor drama, Boston — N. Y., [1911]; Schelling F. E., Elizabethan drama, 1558—1642, v. 1—2, N. Y., 1959.

Е. В. Корнилова.