838
ДЮЖАРДЕ́Н (Dujardin), Эдуар [10.XI.1861, Сен-Жерве-ла-Форе (деп. Луар и Шер), — 31.X.1949, Париж] — франц. поэт, драматург и критик. Как поэт Д. — представитель позднего символизма, ученик С. Малларме, что отразилось в его лирич. драмах «Антония» («Antonia», pt. 1—3, 1891—93), «Марта и Мария» («Marthe et Marie», 1913), «Мистерия об умершем и воскресшем боге» («Le mystère du Dieu mort et ressuscité», 1923), «Вечное возвращение» («Le retour éternel», пост. 1932, изд. 1934) и др., рисующих жизнь в пессимистич. тонах. Поздние драмы Д. проникнуты идеями католицизма. Д. — автор психологич. романа «Лавры сорваны» («Lauriers sont coupés», 1887, отд. изд. 1888), в к-ром сделана попытка применить прием «потока сознания» (см. Потока сознания литература). Д. руководил журналами: «Revue Indépendante» («Независимое обозрение»), «Revue des Idées» («Обозрение идей»), «Cahiers Idéalistes» («Идеалистические тетради»), «Revue Wagnérienne» («Вагнеровское обозрение»). Известен как историк религии, лит. и муз. критик.
Соч.: A la gloire d’Antonia, Brux., [1888]; Le monologue intérieur. Son apparition, ses origines, sa place dans l’œuvre de J. Joyce, P., 1931; Mallarmé, par un des siens, P., 1936 (имеется библ.).
Лит.: Morisse P., E. Dujardin, P., 1919; Woolley G., Richard Wagner et le symbolisme français, P., 1931.
А. Д. Михайлов.