774

ДРА́ЙЗЕР (Dreiser), Теодор (27.VIII.1871, г. Терре-Хот, штат Индиана, — 29.XII.1945, Калифорния) — амер. писатель и обществ. деятель. Род. в семье разорившегося мелкого предпринимателя — иммигранта из Германии. В детстве испытал тяжелую нужду. Четырнадцати лет начал работать, через два года уехал в Чикаго, где перепробовал множество профессий. В 1898 поступил в ун-т в г. Блумингтон, где проучился год. Лит. деятельность Д. начал еще в 1892, поступив в редакцию газ. «Чикаго дейли ньюс» репортером. Он работал также в газетах Сент-Луиса, Питсбурга, Нью-Йорка. В 1897 в журналах появились первые рассказы и очерки Д. В 1900 вышел роман «Сестра Керри» («Sister Carrie»), где на широком социальном фоне обрисована судьба девушки из рабочей семьи Керри; работница обувной фабрики, она затем становится посредственной артисткой муз. театра. Ее любовник — Герствуд, бросив ради Керри семью и работу, в конце концов

775

опускается на дно, становится бездомным бродягой. Роман Д. открыл новую страницу в истории амер. лит-ры. Вместе с Г. Б. Фуллером, Ст. Крейном, Х. Гарлендом, Ф. Норрисом Д. восстал против лит-ры т. н. изысканной традиции (genteel tradition), создав широкое социальное полотно. Произв. Д. было издано тиражом в 1000 экз., а его автор подвергнут остракизму бурж. изд-вами и журналами. Пережив тяжелый духовный кризис, Д. вновь пишет рассказы, в 1905—10 работает редактором в журналах, а в 1911 публикует второй роман «Дженни Герхардт» («Jennie Gerhardt»). Писатель вернулся к прежней теме — судьба девушки из народа. В отличие от Керри, Дженни сохраняет моральную чистоту; оказавшись жертвой бурж. об-ва, подвергаясь оскорблениям и унижениям, она верит в торжество справедливости и остается воплощением лучших качеств, присущих простым труженикам. Поисками положит. героя отмечены нек-рые рассказы Д. («Мэр и его народ» — «A mayor and his people», 1903), а также вошедшая в сб. «Пьесы естественные и сверхъестественные» («Plays of the natural and supernatural», 1916) пьеса «Девушка в гробу» («The girl in the coffin», 1913), где нарисован образ профсоюзного руководителя.

Дальнейшее развитие реалистич. метода Д. связано с романами «Финансист» («The financier», 1912) и «Титан» («The titan», 1914), составляющими первые две части «Трилогии желания». В образе Франка Каупервуда воспроизведены типич. черты амер. капиталиста — хищника; вместе с тем Д. любуется его силой и смелостью, благодаря к-рым он пожирает более мелких своих собратьев и вступает в борьбу с сильными соперниками. Реалистич. методу Д. противоречит стремление объяснить существование капиталистов, подобных Каупервуду, биологич. законами. Этот герой — наиболее яркий образ капиталиста в амер. лит-ре. Создавая его, Д. стремился глубоко проникнуть в процессы роста монополий в США. Прототипом Каупервуда ему послужил один из чикагских миллионеров.

«Американская трагедия» (США, 1930). Рисунок Х. Дейвиса

«Американская трагедия» (США,
1930). Рисунок Х. Дейвиса.

Роман «Гений» («The genius», 1915) Д. посвятил судьбе художника в Америке, психологии худож. творчества. Юджин Витла, талантливый художник, поступает в рекламное агентство. Его талант загублен капиталистич. порядком, к-рый предпочитает финансовых гениев гениям иск-ва. Д. отстаивает в романе реалистич. принципы, хотя в самой трактовке образа Юджина заметны нек-рые черты натурализма. Роман подвергся травле со стороны церковников и реакц. критики; в июне 1916 продажа его была запрещена. Лишь после кампании протеста, в к-рой участвовали Дж. Лондон, Дж. Рид, С. Льюис и др. писатели, а также социалистич. печать, запрещение было отменено.

776

Д. приветствовал Октябрьскую революцию в России, оказавшую большое влияние на развитие его творчества и мировоззрения. Д. опубл. сб-ки рассказов «Освобождение» («Free and other stories», 1918), «Двенадцать мужчин» («Twelve men», 1919), «Краски большого города» («The color of a great city», 1923), в к-рые включил и старые и новые рассказы, отмеченные более острым восприятием трагизма амер. действительности. В кн. «Бей, барабан!» («Hey, rub-a-dub-dub», 1920), состоящей из 17 статей и 3 пьес, Д. резко осуждает бурж. демократию, выступает против антисоветской интервенции. В автобиографич. кн.«Газетные дни» («Newspaper Days», 1922), известной также под заглавием «Книга о самом себе» («A book about myself»), Д., рассказывая о годах своего лит. ученичества, защищает реалистич. позиции в творчестве. Вершины реалистич. мастерства он достиг в романе «Американская трагедия» («An American tragedy», 1925). Разрабатывая избранный сюжет, Д. изучил 15 трагич. эпизодов амер. жизни, описанных им в рукописи «Американские трагедии». Рисуя путь постепенного морального растления Клайда Гриффитса, Д. вскрывает губительный для личности характер амер. бурж. общества. В новом романе несколько меняется творч. манера Д., он углубляется в переживания своих героев и реалистически раскрывает их. Высокий гуманизм позволил Д. в разгар реакц. пропаганды о «процветании» США передать обобщенную картину трагизма амер. жизни, духовно калечащей людей. Роман принес Д. всемирную известность, стал знаменем реалистич. лит-ры США 20-х гг.

Проблематика романа продолжена в сб-ках рассказов «Цепи» («Chains», 1927) и «Галерея женщин» («A gallery of women», 1929). В ноябре 1927 Д. по приглашению Советского пр-ва посетил СССР. Свои впечатления он изложил в кн. «Драйзер смотрит на Россию» («Dreiser looks at Russia», 1928). В отличие от давних путевых заметок «Путешественник в сорок лет» («A traveller at forty», 1913) — о путешествии в Европу в 1911, и «Каникулы уроженца Индианы» («A hoosier holiday», 1916) — о поездке по США, назв. книга носит проблемный характер. Рассматривая осн. стороны развития сов. общества, Д. отмечает, что он «склонен не брюзжать, а аплодировать» социалистич. строю. По материалам поездки в СССР Д. написал вошедшую в сб. «Галерея женщин» повесть «Эрнита» («Ernita»), где впервые в амер. лит-ре создан образ положит. героя-коммуниста. В годы мирового экономич. кризиса Д. становится в ряды борцов за дело рабочего класса, выступает в защиту мира, популяризирует достижения социалистич. строительства в СССР. Д. был одним из организаторов Амстердамского конгресса в защиту мира и культуры в 1932. В публицистич. кн. «Трагическая Америка» («Tragic America», 1931) Д. отвергает капиталистич. систему, становясь на позиции социалистич. реализма. Он ведет активную антифашист. деятельность, посещает респ. Испанию. Разоблачению империалистич. планов посвящена публицистич. кн. «Америку стоит спасать» («America is worth saving», 1941). В годы 2-й мировой войны Д. страстно выступал в поддержку героич. борьбы сов. народа, разоблачал гитлеризм и его пособников в Англии и США. В июле 1945 Д. вступил в Коммунистич. партию США. Посмертно были изданы романы Д. «Оплот» («The bulwark», 1946), «Стоик» («The stoic», 1947, не оконч.) и письма («Letters of Theodore Dreiser», v. 1—3, 1959). В романе «Оплот» обрисована трагедия пенсильванского квакера-банкира Солона Барнса, осознающего порочность служения бизнесу, разрушившему его семью и иссушившему его душу. Роман «Стоик» завершает «Трилогию желания», в нем Каупервуд развертывает свои махинации не только в США, но и в Англии; междунар. масштаб его дел не может, однако, скрыть бесплодность всей жизни капиталиста, и

777

он перед смертью теряет интерес к стяжательству. Развенчание капиталиста-стяжателя, его духовной пустоты Д. считал важнейшей задачей совр. амер. лит-ры. Выступая за развитие лучших реалистич. традиций амер. и мировой лит-ры, Д. ценил рус. классиков, особенно творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и М. Горького, влияние к-рых заметно в его книгах.

Соч.: The best short stories, Cleveland — N. Y., 1956; Letters, v. 1—3, Phil., 1959; в рус. пер. — Собр. соч., под ред. С. С. Динамова, т. 2—7, 10—12, М. — Л., 1928—30; Собр. соч. [Вступ. ст. И. И. Анисимова], т. 1—12, М., 1951—55; Собр. соч. [вступ. ст. И. И. Анисимова], т. 1—12, М., 1955.

Лит.: Елистратова А. А., Теодор Драйзер на революц. пути, «На лит. посту», 1932, № 11; Анисимов И. И., Теодор Драйзер и Америка, в сб.: Совр. амер. лит-ра, М., 1950, с. 118—91; Засурский Я., Самарин Р., Теодор Драйзер в борьбе против амер. империализма, М., 1952; Драйзер Э., Моя жизнь с Драйзером, пер. с англ., М., 1953; Динамов С. С., Заруб. лит-ра, М., 1960; Засурский Я. Н., Теодор Драйзер, М., 1964 (имеется библ.); Rascoe B., Theodore Dreiser, N. Y., 1925; Dudley D., Dreiser and the Land of Free, N. Y., 1946; Elias R., Theodore Dreiser. Apostle of nature, N. Y., 1949; Dreiser H., My life with Dreiser, Cleveland — N. Y., 1951; Matthiessen F. O., Theodore Dreiser, N. Y., 1951; The stature of Theodore Dreiser. A critical survey of the man and his work. Ed. with an introd. by A. Kazin and Ch. Shapiro, Bloomington, 1955.

Я. Н. Засурский.