Гольдман М. А. Дон Жуан // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. — Стб. 744—746.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-7443.htm

- 744 -

ДОН ЖУА́Н, Дон Хуан (исп. Don Juan), — созданный исп. ср.-век. легендой образ дерзкого нарушителя моральных и религ. норм, искателя чувственных наслаждений. Легенда сложилась вокруг историч. лица, придворного кастильского короля Педро Жестокого (14 в.) — Дон Хуана Тенорио, упоминавшегося в хрониках и списке рыцарей ордена Подвязки. По преданию, Д. Ж., долго распутничавший безнаказанно, убил однажды командора ордена, защищавшего честь дочери; тогда монахи-францисканцы заманили его в монастырский сад и убили, распространив слух, что Д. Ж. был низвергнут в ад оскорбленной им статуей командора. Образ всевластного феодала, посвятившего жизнь обольщению женщин и поединкам, оказался столь типичным для эпохи, что вскоре стал одним из героев европ. лит-ры. Одна из первых лит. обработок легенды — пьеса исп. драматурга Тирсо де Молина (1571—1648) «Севильский озорник, или Каменный гость» («El burlador de Sevilla y Convidado de piedra», 1630). Герой пьесы из озорства приглашает статую убитого им отца Анны на ужин, и только пожатие каменной руки внушает ему ужас и раскаянье; преступивший этич. нормы, Д. Ж. проваливается в преисподнюю.

Сложившийся на грани эпохи Возрождения, образ Д. Ж. был в то же время порожден гуманистич. протестом

- 745 -

против церк. догм о греховности всего земного. В этом плане Д. Ж. выглядит вольнодумцем, героем, разрывающим путы ср.-век. аскетич. морали. Вот почему образ Д. Ж. стал предметом многочисл. истолкований в разные эпохи и в разных нац. лит-рах. Он перекочевал в Италию (комедии Дж. А. Чиконьини, ок. 1650, и Джилиберто, 1652; комедии дель арте, 1657—1658), во Францию (трагикомедии Доримона, 1658, де Вилье, 1659). В 1665 в парижском театре Пале-Рояль состоялась премьера комедии Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир» («Don Juan ou Festin de pierre»). У Мольера Д. Ж. и вольнодумец, и развращенный циничный аристократ 17 в. Неудивительно, что уже в 1666 комедия Мольера на долгие годы была снята со сцены. В 1787 в Праге была поставлена опера В. А. Моцарта «Дон Жуан» («Don Giovanni»), написанная на либретто итал. драматурга Лоренцо да Понте («Tl dissoluto punito ossia il Don-Giovanni», 1787). Музыка Моцарта подчеркнула гуманистич. черты образа Д. Ж., безудержно отдающегося радостям жизни. Характерный для предыдущих интерпретаций конфликт (личность — общество) Моцарт заменил трагич. конфликтом обреченности субъективистского, хотя и дерзкого произвола перед лицом объективной необходимости и смерти. Моцартовское понимание Д. Ж. вело к представлению о нем как об одиночке-бунтаре, обреченном искателе идеала вечной молодости и женственности. Именно эту трактовку развили романтики 19 в. Бурж. общество, пришедшее на смену феодализму, давало пищу критике филистерства и восхвалению индивидуализма, породив целую плеяду «вечных» разочарованных и титанических Дон Жуанов (новелла «Дон Жуан», 1814, Э. Т. А. Гофмана; драма «Дон Жуан и Фауст», 1829, Х. Д. Граббе; поэма «Намуна», 1832, А. Мюссе; драматич. поэма «Дон Жуан», 1844, Н. Ленау). Д. Ж. из одноим. сатирич. поэмы Байрона (опубл. 1819—23) — исп. дворянин, своевольный и ветреный, нарушающий запреты ханжеской морали, но вполне нравственный в трудные минуты жизни (эпизод с Гайди, спасение девочки турчанки во время штурма Измаила и т. д.). Скептицизм байроновского Д. Ж. вызван порочностью общества, разочарование героя — предвестье социального бунта во имя прав личности. Др. варианты образа Д. Ж. в 19—20 вв. развивали концепцию романтиков (Ж. Барбе д’Оревильи — «Самая прекрасная любовь Дон Жуана», 1874) или пытались объяснить его порочность особенностями быта и средой (новелла П. Мериме «Души чистилища», 1834).

1. Илл. В. А. Фаворского к новелле П. Мериме «Души чистилища» (Москва, 1927).

1. Илл. В. А. Фаворского к новелле П. Мериме «Души чистилища» (Москва, 1927).

2. Илл. А. И. Кравченко к трагедии «Каменный гость» А. С. Пушкина (Москва, 1936).

2. Илл. А. И. Кравченко к трагедии «Каменный гость» А. С. Пушкина (Москва, 1936).

3 Илл. Г. А. Ечеистова к поэме Байрона «Дон Жуан» (Москва, 1947).

3 Илл. Г. А. Ечеистова к поэме Байрона «Дон Жуан» (Москва, 1947).

- 746 -

В России к образу Д. Ж. первым обратился А. С. Пушкин в трагедии «Каменный гость» (1830). Воссоздав реальную Испанию Возрождения, Пушкин показал Д. Ж. живым героем этой эпохи, смелым, обаятельным, духовно одаренным, жизнерадостным, но полным эгоистич. порывов; стремясь к наслаждениям, он никого не щадит. Традиц. конфликт личности и общества в гуманистич. трактовке Пушкина перерастает в трагедию страстей. Поправший человеч. законы, Д. Ж. обречен на гибель. К образу Д. Ж. обращались и др. русские поэты: драматич. поэма «Дон Жуан» А. К. Толстого (1859), стих. А. Блока «Шаги командора» (1912) и др., а также художники (И. Е. Репин, В. А. Фаворский и др.). Драма укр. писательницы Леси Украинки «Каменный хозяин» (1912) направлена против ницшеанской философии, против индивидуализма. Иронич. трактовку сюжета о Д. Ж. дал в комедии «Тогда в Севилье (Дон Жуан)» сов. драматург С. Алешин (1962).

Произв. о Д. Ж.: Rosimond Claude La Rose (pseud. Jean-Baptiste Du Mesnil), Le nouveau festin de pierre, ou l’athée foudroyé, 1669; Corneille Th., Le Festin de Pierre, 1677; Shadwell Th., The Libertine, 1676; Goldoni C., Don Giovanni Tenorio ossia il Dissoluto, 1736; Balzac H., L’elixir de longue vie, 1830; Dumas A., Don Juan de Maraña ou la Chute d’un ange, 1836; Zorrilla y Moral H., Don Juan Tenorio, 1844; Baudelaire Ch., Don Juan aux Enfers, 1857; Régnier H., Don Juan au tombeau, 1910.

Лит.: Браун Е. Г., Лит. история типа Дон-Жуана, СПБ, 1889; Нусинов И. М., История образа Дон-Жуана, в его кн.: История лит. героя, М., 1958; Gendarme de Bévotte G., La légende de Don Juan, v. 1—2, P., 1906—11; Kierkegaard S., Mozarts Don Juan. Uebers von Hermann Kiy. Mit Nachworten von Hermann Kiy und Willy Reich, Zürich — Freiburg in Breisgau, 1956; Weinstein L., The metamorphoses of Don Juan, Stanford, 1959.

М. А. Гольдман.