734

ДО́ЛЬНИК — условный термин, к-рым обозначается вид стиха, основанный на соизмеримости ритмич. групп неравного слогового состава:

Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа

(С. Есенин.)

           
       
              
       

Здесь 2—4-я строки включают трехсложную и двухсложную ритмические группы. Д. развивается в тех лит-рах, где существует тоническое (т. е. основанное на соотношении ударных и неударных слогов) стихосложение — напр., в немецкой, английской, русской. Существует неск. объяснений ритмич. структуры Д. Одно из первых терминологич. обозначений этого типа стиха принадлежит С. П. Боброву (теория «трехдольного паузника»): в основе «паузника» лежит классич. трехсложный стих, в к-ром пропускаются слоги (в т. ч. ударные) или добавляются, причем в случае пропуска недостающие слоги заменяются паузой.

Л. И. Тимофеев считает Д. переходной формой от «классических» (силлаботонических) размеров к акцентному стиху или чисто тоническому, т. е. основанному только на счете ударений; в Д. продолжает ощущаться трехсложная основа, но ритмообразующая роль безударных слогов понижается, соизмеримость строк определяется одинаковым числом ударений в строке. От акцентного стиха Д. отличается большей упорядоченностью, так как количество безударных слогов между ударениями в Д. колеблется в основном в пределах 1—2, а в акцентном стихе от 0 до 5.

Одно из объяснений Д. основывается на изохронности ритмич. групп (тактов), неравных по количеству слогов.

735

Эта точка зрения наиболее подробно разработана С. М. Бонди. Главный упор делается на количество безударных слогов между ударениями. Именно интервалы между ударениями играют главную ритмообразующую роль. Поскольку такты равны по времени произнесения и неравны по количеству слогов, то, чтобы сравнять их, слоги меньшей группы растягиваются, читаются замедленно. Естественно, что там, где слогов в такте больше, они будут произноситься с нек-рым убыстрением.

В. М. Жирмунский относит Д. к акцентному, чисто тоническому стиху. Вместе с тем он полагает, что нужно выявить в нем принципиальное равенство групп неравного слогового состава, а конкретные средства такого выравнивания достигаются уже в декламации: «... С точки зрения метрической, существенным является только следующий основной признак чисто-тонической системы: двусложная группа сознается как равная трехсложной (реже — четырехсложной). Каким приемом это выравнивание осуществляется в декламации, достигается ли при этом изохронность ритмических отрезков и в каких пределах, может быть установлено только экспериментальным путем, но не меняет метрического содержания рассматриваемых здесь явлений» («Введение в метрику», Л., 1925, с. 191). Эту характеристику, в какой-то мере вобравшую в себя и мнения других стиховедов о Д., можно, по-видимому, взять за основу характеристики Д. Наконец, при изучении Д. необходимо учитывать понятие «тактометрического стиха», или «тактовика», к-рый иногда рассматривается как одна из форм Д.

Первыми опытами Д. на рус. почве считают рус. гекзаметр, подражания нар. размерам, смешанные размеры в стихах поэтов 18 в. Д. как пропуск слога в трехсложных размерах встречается у В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Но только после А. А. Блока Д. становится общим достоянием рус. поэзии. Он прочно привился в стихах сов. поэтов (В. В. Маяковский, С. А. Есенин, М. И. Цветаева, Э. Г. Багрицкий, Н. С. Тихонов, Н. Н. Асеев, В. А. Луговской, Б. А. Слуцкий, Л. Н. Мартынов, А. П. Межиров и др.).

Лит.: Божидар, Распевочное единство, М., 1915; Бобров С. П., Записки стихотворца, М., 1916; Шенгели Г., Трактат о рус. стихе, 2 изд., М. — П., 1923; Жирмунский В. М., Введение в метрику, Л., 1925; Квятковский А. П., Рус. стихосложение, «Рус. лит-ра», 1960, № 1; Тимофеев Л. И., Основы теории лит-ры, М., 1963; Гаспаров М. Л., Статистическое обследование рус. трехударного дольника, «Теория вероятностей и ее применения», 1963, № 8; Колмогоров А. Н., Прохоров А. В., О дольнике совр. рус. поэзии (Общая характеристика), «Вопросы языкознания», 1963, № 6; Kayser W., Kleine deutsche Versschule, 7 Aufl., Bern, 1960.

Е. В. Ермилова.