- 730 -
ДО́ЙНА — лирич. нар. песня румын и молдаван. Предполагают, что название «Д.», как и литов. «дайна», восходит к древнему индоевроп. этимону; согласно другой гипотезе, оно происходит от восклицания «дайна», встречающегося в нек-рых вариантах. Формирование жанра началось еще в эпоху раннего феодализма. Вплоть до 19 в. Д. складывались и совершенствовались в процессе одноврем. бытования в Молдавском, Валашском княжествах; поэтому весьма значит. часть их представляет ныне общее достояние рум. и молд. народов. Примерно с 20—30-х гг. 19 в. и особенно в 20 в. процесс развития Д. в Румынии и Молдавии идет параллельно.
Д. делятся на инструментальные и вокальные. Инструмент. Д. исполняются на флуере, чимпое, нае, скрипке либо на листке дерева, рыбной чешуе и др. «псевдоинструментах». Для них возможно сочетание двух контрастирующих частей: протяжной, с нотами грусти, и стремительной, торжествующей, близкой к быстрому танцу. Вокальные Д. близки к лирич. песням; участие инструмента необязательно и сводится к сопровождению. Их мелодия — омофоническая, протяжная. От собственно лирич. песен Д. отличают эпич. зарисовки, импровизационность, асимметричный ритм и нестесненная архитектоника.
Многие Д. говорят о жизни и борьбе народа на разных этапах истории; они отразили его готовность к сопротивлению угнетателям, его веру в торжество справедливости. Скорбные и трагич. мотивы — выражение
- 731 -
трудностей, стоявших на пути народа, но не сломивших его. Один из древнейших циклов Д. — пастушеский. К 17 — нач. 19 вв. относится формирование цикла знаменитых гайдуцких Д. о повстанцах, борцах против тур. и феод. гнета. О широте тематики жанра свидетельствуют любовные, рекрутские, революц. Д. Пример последних — «Дойна о Хаше», сложенная политзаключенными Дофтаны в 30-е гг. Ее пели и бессарабские революционеры. Совр. молд. и рум. Д. выражают торжество освобожденного человека, строителя новой жизни. Они свидетельствуют о том, что жанр Д. продолжает развиваться. Традиции Д. использовали многие проф. авторы — поэты-классики В. Александри, М. Эминеску, Г. Кошбук, композиторы Ч. Порумбеску, Г. Музическу; в последние десятилетия — рум. (Дж. Энеску, С. Дрэгой) и молд. (Ш. Няга, Е. Кока и др.) композиторы. Классич. и совр. Д. входят в репертуар молд. капеллы «Дойна», а в РНР — в репертуар Гос. нар. оркестра имени Барбу Лэутару.
Тексты: Alecsandri V., Poesiĭ populare ale romînilor, Buc., 1866; Teodorescu G. Dem., Poezii populare romîne, Buc., 1885; Tocilescu Gr., Materialuri folcloristice, Buc., 1900; 1000 doine, Braşov, 1911; Bartók B., Cîntece populare romîneşti din Bihor, Buc., 1913; Neniu C. şi Lebedeva, Cîntece poporane moldoveneşti, Tiraspol-Balta, 1935; Doine, cîntece, stigâturi, Buc., 1955; Фолклор молдовенеск, Кишинэу, 1956; Поезие популарэ молодовеняскэ, Кишинэу, 1960; Flori alese din poezia popularǎ, Buc., 1960; в рус. пер. — Молд. фольклор. Песни и баллады, М., 1953; Рум. нар. песни и сказки, М., 1963.
Лит.: Влайков Н., Рум. дойны, «Живая старина», 1914, в. 1—2; Аксьонова Л. А., Кынтекул популар молдовенеск, Кишинэу, 1958; Tocilescu Gr. G., Balade şi doine, Buc., 1958; Comişel E., Preliminarii la ştudiul stiinţific al Doinel, «Revista de folclor», 1959, № 1—2; Folclor din Transilvania, t. 1—2, Buc., 1962.
В. Гацак.