639

ДЖАМИ́, Абдуррахман Нуреддин бин Ахмад [7.XI.1414, Джам (Хорасан), — 9.XI.1492, Герат] — перс. и тадж. писатель, философ, музыковед, филолог. Считается завершителем классич. поэзии на фарси. Учился в Самарканде и в Герате, где прожил бо́льшую часть жизни. После смерти признан святым. Характерная черта творчества Д. — многожанровость. Он пользовался всеми традиц. поэтич. жанрами — месневи, касыда, газель, рубаи, кит’а и др. Написал, по разным данным, от 45 до 99 сочинений: работы по теологии, мистике, поэтике, риторике, эпистолографии и др. Его труды по музыке (на фарси и араб. яз.) подытоживают достижения его предшественников более чем за 6 вв. Он прославился также художественными произведениями: три дивана газелей — «Первая глава юности» («Фатихат ушшабаб»), «Средняя жемчужина в ожерелье» («Васитат уль-акд»), «Заключение жизни» («Хатимат уль-хаят»); семерица «Семь корон, или Созвездие большой медведицы» («Хафт ауранг», в развитие «Хамсе» Низами), состоящая из следующих поэм: «Дар праведникам» («Тухфат уль-ахрар»), «Лейли и Меджнун», «Книга мудрости Александра

«Трактат о музыке». Рукопись.

«Трактат о музыке». Рукопись.

640

Македонского» («Хераднамаи Искандари»), являющихся «ответом» на три соответств. поэмы Низами, а также собрания притч «Златая цепь» («Сибхат уль-абрар»), «Юсиф и Зулейха» на коранич. сюжет (об Иосифе Прекрасном и жене Пентефрия) и «Саламан и Абсал» — мистич. аллегория, впервые разработанная Ибн Синой. Прозаич. произв. с инкорпорированными стихами «Весенний сад» («Бахаристан») состоит из 10 глав, в т. ч. одной лит.-исторической с биографич. сведениями и анекдотами о поэтах-классиках. Оно написано в подражание «Гулистану» Саади и является образцом ясности и простоты стиля; Д. был также мастером виртуозной формы, поэтич. трюков и автором пособия по усложненным жанровым формам, в частности «муамма» («шарады»). Будучи учеником Шейха Ахрара, главы суфийского братства «Накшбандийа» (см. Суфизм), Д. в своем творчестве поднялся над мистич. ограниченностью этого учения до больших философ. обобщений и проповеди гуманистич. идей правдивости и трудолюбия. Д. отвергал дворцовую роскошь, к-рую ему предлагали могуществ. правители, преклонявшиеся перед его огромным авторитетом; он избрал скромный путь наставника, ищущего истины и справедливости.

«Избранное» (Москва, 1955). Титульный лист В. Носкова.

«Избранное» (Москва, 1955). Титульный лист В. Носкова.

Творчество Д. противоречиво — от реакц. идей религ. нетерпимости и обскурантизма до протеста против деспотии и социальной несправедливости, крайнего пантеистич. свободомыслия и отстаивания социальной утопии о всеобщем равенстве свободных людей. Д. был учителем и верным другом Навои, к-рый посвятил ему специальный трактат «Пятерица изумленных» («Хам сат уль-мутахайирин»).

Соч.: Куллият, Лакноу, 1876; Хӓфт аурӓнг, Таш., 1914; Диван, Тегеран, 1334 с. г. х. (1955); Бӓхарестан (текст и нем. пер. О. М. Шлехта-Вшерд), Вена, 1846; Нӓфӓхат ол-онс, Тегеран, 1336 с. г. х. (1958); Интихоб аз асархо, [Душанбе], 1956; в рус. пер. — Избранное, [Душанбе], 1955; Избранное, М., 1955; Бэхарестан, М. — Л., 1935; Трактат о музыке, Таш., 1960; Селаман и Эбсаль, в кн.: Восток, Сб. 2, М., 1935.

Лит.: Бертельс Е. Э., Джами. Эпоха, жизнь, творчество, [Душанбе], 1949; Брагинский И., Очерки из истории тадж. лит-ры, [Душанбе], 1956; Хекмат А. А., Джами, Тегеран, 1320 с. г. х. (1941); Алишер Навои, Хамсат-ул-Мутахайирин, тадж. пер. А. Маниязова, [Душанбе], 1961; Rypka J., Iranische Literaturgeschichte, Lpz., 1952 (имеется библ.).

И. С. Брагинский.