621

«DÉUS EX MÁCHINA» (лат.; букв. — «бог из машины») — обозначение драматургич. приема древнегреч. трагиков, в пьесах к-рых развязка нередко осуществлялась с помощью божества; его вмешательство вносило справедливость или кару, разъясняло смысл запутавшегося действия, определяло судьбу героев, причем божество спускалось на сцену при помощи особой подъемной машины — эоремы (греч.). Этот прием встречается у Софокла (напр., в трагедии «Филоктет»), чаще у Еврипида (напр., в «Елене», «Ифигении в Тавриде», «Йоне», «Электре»), в рим. комедии у Плавта (в «Амфитрионе»).

В переносном смысле выражение «D. е. m.» применяют к механич. разрешению конфликта через посредство персонажа, немотивированно появляющегося в конце действия, или в развязке повествования. Такое лицо фигурировало в драматургии нового времени, чаще в комедиях, чем в трагедиях и драмах. Так, в «Тартюфе» Мольера развязка внесена офицером, к-рый от имени короля арестует лицемера. В просветительской драматургии 18 в. торжество добродетели устанавливается с помощью резонера, проповедника рациональных взглядов на жизнь. В 19 в. прием «D. e. m.» встречается в жанре водевиля, мелодрамах, в плоских романах, написанных с целью внушить бурж. читателю впечатление полного благополучия капиталистич. общества, где все коллизии вовремя преодолеваются благодаря филантропу или мудрому законнику.

В. Е. Ефимов.