- 565 -
ДЕКАДЕ́НТСТВО (от франц. decadence — упадок) — общее наименование кризисных явлений бурж. гуманитарной культуры конца 19 — нач. 20 вв., отмеченных настроениями упадочничества, безнадежности, отвращения к жизни, индивидуализмом. Многие черты декадентского умонастроения отличают и те направления бурж. лит-ры, к-рые объединяются термином «модернизм»; но с этим термином связан новый круг проблем, требующих специального освещения (см. Модернизм).
В наиболее отчетливом виде Д. в лит-ре возникло во Франции после поражения Парижской Коммуны. Оно сильно сказалось в таком направлении, как символизм, во главе к-рого стояли т. н. «про́клятые поэты» — П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме. К символистам примкнули П. Валери, А. Жид, П. Клодель, П. Фор и др. Эстетич. взгляды символистов вели к субъективизму, к культивированию поэтич. неясности, к отрыву идеи от смысла слов. Худож. проза не играла значит. роли во франц. декадентской лит-ре, однако произв. М. Швоба, П. Луиса, Ж. Гюисманса проложили путь роману, где человек изображался аморальным существом, находящимся во власти иррациональных сил.
В Англии чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов (Д. Россети, Х. Россети и др.), отрицавших социальный прогресс и пытавшихся примирить мистику и эротику, а также творчество близких к прерафаэлитам У. Патера и А. Суинбёрна с его эстетством и гедонизмом и наряду с этим жаждой забвения и склонностью к теме смерти. Вслед за франц. писателями, англ. декаденты 80—90-х гг. ищут спасения от мучительных социальных вопросов в эстетизированном индивидуализме. Декадентские черты имеются в творчестве О. Уайльда, поэтизировавшего ложь и считавшего, что иск-во не имеет ничего общего с истиной и моралью и должно нести наслаждения избранным.
В Италии декадентское умонастроение проявилось в лирике поэта Дж. Пасколи, часто окрашенной в мистич. тона и приближающейся к символизму; в творчестве А. Ориани, представляющем переход от веризма к Д.; в стихах и романах Г. Д’Аннунцио конца 19 в., проникнутых эстетским гедонизмом. В конце 900-х гг. в Италии возникло течение т. н. сумеречной поэзии, отразившей страх интеллигенции перед культом насилия и войны, тяготевшей к меланхолии, утверждавшей бесцельность жизни (Г. Гоццано, М. Моретти, Ф. Мартини и др.).
Влияние Д. проникло и в лит-ры др. стран. Им отмечены символич. драмы бельг. писателя М. Метерлинка. В Германии складывается кружок поэта С. Георге, в к-ром культивируются «пессимизм силы» и мифотворчество в духе идей Ницше. В Австрии декадентское умонастроение захватывает поэта Р. М. Рильке, неоромантика и символиста Г. фон Гофмансталя, главу «венской группы» декадентов, а также А. Шницлера, импрессиониста по своей лит. манере. В Польше наиболее сильно мотивы Д. выразились в творчестве С. Пшибышевского.
В России Д. сказалось в творчестве поэтов-символистов, в ряде произв. близкого к экспрессионизму Л. Н. Андреева, в стихах импрессиониста И. Ф. Анненского и особенно в натуралистич. прозе М. П. Арцыбашева,
- 566 -
А. П. Каменского и др. «Старшие» символисты — Н. Минский, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус и др., с их лозунгом «самообожествления», означавшим крайнюю степень индивидуализма, с их поисками «мистич. содержания», испытали сильное воздействие зап. Д. Стремясь к виртуозной инструментовке стиха, они критиковали якобы беззаботное отношение к форме у гражд. поэтов 80-х гг. «Младшие» символисты — А. Белый, Вяч. И. Иванов, С. М. Соловьев, проявляя интерес к рус. истории, интерпретировали ее в религиозно-мистич. духе философии В. С. Соловьева. Декадентские настроения в бурж. лит-ре особенно усиливаются после поражения революции 1905—07, с наступлением политич. и обществ. реакции. Беспросветным пессимизмом отмечены нек-рые произв. Л. Андреева («Тьма» и др.). Каменский под видом борьбы с лицемерной бурж. моралью воспевал эротику («Леда» и др.). Арцыбашев выступил с проповедью доморощенного ницшеанства («Санин»), карикатурно изображал революционеров («У последней черты»). Появляется тип «декадента из кухни», у к-рого склонность к темам распада и эротики сочетается с критикой бурж. культуры и религии. Так, В. В. Розанов выступал против христианства и в особенности православия, разоблачал деградирующую бурж. культуру, но не отграничивал от нее культуру прогрессивную и демократическую. Ф. Сологуб, ранее создавший реалистич. сатирич. роман «Мелкий бес», оклеветал революционеров в романе «Навьи чары». Осн. проводниками эстетики Д. в России были лит. журналы «Новый путь» (1903—04), «Весы» (1904—09), «Золотое руно» (1906—09), «Аполлон» (1909—17), альманахи «Шиповник» и «Земля».
Сложное и противоречивое явление, Д. имеет источником кризис бурж. сознания, растерянность художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед технич. прогрессом, перед революцией, в к-рой они видели лишь разрушительную силу истории. Сказанное В. В. Воровским о рус. декадентах с неменьшим основанием относится и ко многим зап.-европейским: «...Они видели, как назревают элементы какой-то титанической борьбы, и, колеблясь между надеждой и недоверием, они, бессильные, сами не способные на борьбу, испытывали какой-то внутренний ужас... Ужас к той пробуждающейся массе, которая крыла в себе нечто неведомое, быть может, стихию дикого разрушения; ужас к той грубой господствующей силе, которая, ощетинясь миллионами стальных игл, готовила своим слепым упорством какую-то страшную катастрофу; ужас к самим себе — безвольным и беспомощным, способным охватить мыслью такие бездны и неспособным своей волей отклонить течение даже жалкого ручейка; ужас, наконец, ко всей жизни, где все так неведомо и дико, где разум меркнет перед разгулом темных страстей, где царит произвол бессмысленного случая» («Литературно-критические статьи», 1956, с. 162).
С точки зрения декадентов, любая концепция обществ. прогресса, любая форма социальной борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. «Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко „мещанскими“ по своей природе» (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). «В противовес общественности эта литература выдвинула на первый план личность. В противовес благу всех — индивидуальное счастье. В противовес идейности — плотские наслаждения» (Воровский В. В., Литературно-критические статьи, 1956, с. 175). Отказ искусства от политич. интересов, от гражд. тем декаденты рассматривали как свободу творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а к культу красоты всегда примешиваются эротика, аморализм; постоянно
- 567 -
звучат мотивы небытия и смерти. Многие из декадентов были захвачены религиозной манией, другие призывали «„мудрецов и поэтов“ удалиться от действительности в „катакомбы, пустыни, пещеры“» (см. «Лит. наследство», т. 70, 1963, с. 193). По своей осн. тенденции Д. глубоко аполитично, но порой откровенно реакционно. Пользуясь разными творч. приемами, декаденты сходились в одном пункте — это культ индивидуального, крайний субъективизм. Их эстетич. взгляды исходят во многом из иррационалистич. учений А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, А. Бергсона, а в России — также из идеалистич. философии В. С. Соловьева.
Как характерное явление времени Д. не поддается закреплению за одним к.-л. направлением или художником. Можно сказать, что никто и ничто не укладывается в него целиком, но многие крупные мастера лит-ры и иск-ва к нему причастны. Творчество наиболее выдающихся писателей, связанных с Д., далеко выходит за пределы декадентского восприятия действительности. Так, А. А. Блок, хотя и сохранил верность поэтике символизма, разочаровался в мистике Д. и наполнил многие свои стихи социальными мотивами, «революционными предчувствиями». В. Я. Брюсов, фактич. руководитель символистского журн. «Весы», вступившего в полемику со статьей В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», не разделял, однако, декадентского иррационализма и посвятил свою лирику раздумьям о судьбах культуры, человечества, о труде, о воссоединении поэзии и науки. А. Белый мечтал о слиянии поэзии, философии, мифа и музыки как о синтезе, способном выразить всю сложность чреватой потрясениями эпохи; наряду с мистич. стихами он пишет полную скорби о народе кн. стихов «Пепел» и роман «Петербург», где гротескно-сатирически изображает дворянскую бюрократию. Если Мережковский и Гиппиус (после революции 1905—07 близкие к «веховству») оказались после 1917 в лагере контрреволюции, то Блок и Брюсов увидели в Октябрьской революции великую бурю, осуществление своих мечтаний о гибели старого мира и рождении нового.
Пессимистич. взгляды не исключали в среде декадентов отдельных порывов к участию в революц. борьбе (напр., франц. поэты Верлен и Рембо не остались в стороне от деятельности парижских коммунаров), хотя порывы эти чаще всего бывали кратковременными. Декадентские тенденции Суинбёрна противоречиво сочетаются с идеями борьбы за свободу в духе Шелли и Байрона. Англ. декаденты бросают вызов т. н. респектабельному обществу, идеологам «викторианского» благополучия. Проповедуя утонченный аморализм («Портрет Дориана Грея»), О. Уайльд в то же время остро критикует нравственную деградацию светского общества («Веер леди Уиндермиер» и др.), выступает как несомненный моралист в своих «Сказках». В творчестве Рильке звучат трагич. мотивы, выражающие страдания человеч. личности в отчужденном от нее мире. Бунт декадентов против пошлости бурж. образа жизни вызывал отпор со стороны тех бурж. идеологов, к-рые, не видя оснований подвергать сомнению перспективы капиталистич. мира, сводили всю проблематику Д. к «тяжкому переутомлению» целого поколения писателей и художников «конца века»; это сделал, напр., М. Нордау, пытавшийся объяснить Д. с помощью психиатрии, умалчивая о его социальных, историч. корнях. Подобные «исследования» дали возможность бурж. издателям юмористич. журналов сделать декадентов мишенью для насмешек, развлекавших мещанскую публику.
Острое неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, принимавшие художественно выразительные
- 568 -
формы у наиболее крупных писателей, захваченных духом Д., вызывали интерес и сочувствие со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности бурж. гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер); писатели же, связанные с социалистич. движением, при общей отрицательной оценке декадентского мироощущения понимали его сложность и противоречивость. Так, М. Горький, подчеркивая, что «декадентство явление вредное, — явление, с которым необходимо бороться», в то же время писал в 1934: «За эти 30 лет [1880—1910 — Ред.] Европа создала наиболее „рафинированную“ литературу, выработала наиболее тонкое мастерство слова: Уайльд, Рембо, Метерлинк, Верлен, Жамм, Вилье де Лиль Адан, Клодель, Гофмансталь, Рильке, Гриппенберг, Георге и десятки других — все это тончайшие мастера „ювелирного искусства“ в литературе. Из того, что они сияли так ярко, — следует сделать вывод в пользу силы слова, в доказательство необходимости изучать его, всецело обладать им» («Лит. наследство», т. 70, 1963, с. 193). Горький, А. В. Луначарский и Воровский показали пример дифференцированного подхода к творчеству декадентов. Называя Белого «чуждым» ему поэтом, Горький добавлял: «...хотя меня и восхищает напряженность и оригинальность творчества Белого» (там же, с. 311). Касаясь содержания произв. рус. декадентов М. Арцыбашева, А. Каменского, З. Гиппиус, М. Кузмина, Ф. Сологуба, Воровский писал: «Оно все проникнуто одним призывом: бегите от общественной деятельности, от политики, от догм, программ и всевозможных „пут“ — к индивидуальной жизни, к торжеству плоти, к свободе от всякой обязательной морали и даже логики» («Литературно-критические статьи», 1956, с. 181). Воровский подверг беспощадной критике реакц. устремленность и пессимизм Андреева, но всегда считал его крупным писателем. Он не соглашался с теоретич. установками франц. Д., но находил в нем «не мало крупных талантов», «оригинальную мысль и своеобразную силу» (см. там же, с. 403). Луначарский, характеризуя творческий путь Блока, отмечал в нем, с одной стороны, «томительную усталость, индивидуальную пляску чувств... моменты жуткой тревоги», с другой стороны — «...тягу к гражданственности, разбуженной 1905 годом, той самой, которая позднее выявила свое лицо полностью в своих благородных чертах и своих чертах расплывчатых, когда „революционная стихия“ вновь зазвучала как доминирующая музыкальная тема жизни» (Собр. соч., т. 1, 1963, с. 478, 485). Наряду с литераторами-марксистами идеологию и худож. практику Д. подвергали острой критике и виднейшие писатели-реалисты, в том числе Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Г. Манн, Т. Драйзер.
После Октябрьской революции борьбу против Д. продолжает советская лит. критика. Избегая упрощения сложных лит. явлений, что в период культа личности приводило к подмене науч. критики поверхностными обличениями, к односторонней оценке противоречивого творчества ряда значит. писателей (напр., Верлена, Малларме, Андреева, Белого и др.), советские литературоведы опираются на традиции марксистско-ленинской эстетики, сочетающей партийность с глубокой объективностью и многогранностью подхода к любому худож. явлению.
Лит.: Ленин В. И., Партийная организация и партийная лит-ра, Соч., 4 изд., т. 10; Плеханов Г. В., Иск-во и обществ. жизнь, в его кн.: Лит-ра и эстетика, т. 1, М., 1958; его же, Пролетарское движение и буржуазное искусство, там же; его же, Евангелие от декаданса, там же, т. 2, М., 1958; Воровский В. В., Лит.-критич. статьи, М., 1956; Горький М., Поль Верлен и декаденты, Собр. соч. в 30 тт., т. 23, М., 1953; его же, Разрушение личности, там же, т. 24, М., 1953; Горький и сов. писатели. Неизданная переписка, «Лит. наследство», т. 70, М., 1963; Луначарский А. В., Морис Метерлинк, в его сб.: Этюды, М. — П., 1922; его же, Марсель Пруст, в его кн.: Статьи о лит-ре, М., 1957; его же, В. Я. Брюсов, Собр.
- 569 -
соч., т. 1, М., 1963; его же, Брюсов и революция, там же; его же, Александр Блок, там же; Искусство героической эпохи, «Коммунист», 1964, № 10; Лит. наследство, тт. 27—28, М., 1937; Михайловский Б. В., Рус. лит-ра XX века, М., 1938; История рус. лит-ры, т. 10, М. — Л., 1954; Рус. лит-ра XX века. Хрестоматия. Сост. Н. А. Трифонов, М., 1962; Перцов В., Реализм и модернистские течения в рус. лит-ре начала 20 в., в его кн.: Писатель и новая действительность, 2 изд., М., 1961; Современная зарубежная драма. [Сб. ст.], М., 1962; Дымшиц Ал., Модернизм — враг творчества, «Знамя», 1963, № 6; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, М., 1963, с. 132—97; Розанов В. В., Декаденты, СПБ, 1904; Бальмонт К. Д., Горные вершины, М., 1904; Мережковский Д. С., О причинах упадка и о новых течениях совр. рус. лит-ры, Полн. собр. соч., т. 18, М., 1914, с. 174—275; Блок А. А., Крушение гуманизма, Соч., т. 6, М. — Л., 1962; его же, Интеллигенция и революция, там же; Гурмон Р. де, Книга масок, пер. с франц., СПБ, 1913; Verlaine P., Les poétes maudits, nouv. ed., [P.], 1900; Kahn G., Symbolistes et décadents, [P.], 1902; Albéres R. M., Bilan littéraire du XX siècle, [P., 1956]; Ridge G., The hero in French decadent literature, Athens, 1961.
О. Н. Михайлов.