526

ДАРИ́О (Darío), Рубен [псевд.; наст. имя — Феликс Рубен Гарсиа Сармьенто (Sarmiento); 18.I.1867, г. Метапа, ныне Сьюдад-Дарио, — 6.II.1916, г. Леон]— никарагуанский поэт. Нач. образование получил в школе иезуитов. В 1879 опубл. стихи в газ. «El Termómetro» («Термометр») и журн. «El Ensayo» («Эссе»); в 14 лет Д. сотрудничал в либеральной газ. «La Verdad» («Истина») в г. Леоне и готовил к печати сб. стихов и статей, не увидевший света. В 1885 закончил кн. «Эпистолы и стихи. Первые ноты» («Epístolas y poemas. Primeras notas»), выдержанную в традициях романтизма (опубл. 1888). В 1886 Д. отправился в Чили, где в 1887 выпустил книги «Рифы» («Abrojos») и «Рифмы» («Rimas»). В 1888 в г. Вальпараисо вышел сб. стихов «Лазурь» («Azul»), отразивший влияние франц. парнасцев, проникнутый стремлением к обновлению поэтич. языка. С выходом «Лазури» поэзия Д. завоевала известность во всех испаноязычных странах. Он совершал поездки в США, жил в Париже, в Испании, где находил горячий прием у поэтов — А. Мачадо, Х. Р. Хименеса и др., признавших его своим учителем. В Аргентине, где Д. провел неск. лет, вышли его книга

527

эссе о совр. писателях «Выдающиеся» («Los raros», 1893) и сб. стихов «Языческая проза» («Prosas profanas», 1896), упрочившие за Д. репутацию вождя исп.-амер. модернизма. Это — крайне противоречивое и разнородное течение, в к-ром выразились разочарование поэтов в бурж. цивилизации, их тяга к естественности и нац. самобытности, насущная потребность в реформе исп. стихосложения и в то же время сказалось воздействие европ., гл. обр. франц., символизма. Эта противоречивость присуща и творчеству Д., но лирич. талант, чувство природы, обществ. темперамент и близость к живой речи позволяли ему в лучших произв. преодолевать упадочные тенденции, отделяли его от многочисл. эпигонов — «рубендаристов» («los rubendaristas»).

В нач. 20 в. тревога за судьбу молодых наций Лат. Америки, страстное утверждение их права на самостоят. развитие становятся центр. темой сб. Д. «Песни жизни и надежды» («Cantos de la vida y esperanza», 1905), нашедшей наиболее полное выражение в стихотв. послании президенту США Т. Рузвельту («A Roosevelt»). Реальных путей борьбы за независимость Д. не видел; бездушной сев.-амер. цивилизации в его стихах противопоставлен лишь Дон Кихот — олицетворение гуманистич. идеалов, и все же мн. стихи этой книги, как и сб. «Бродячая песнь» («El canto errante», 1907), проникнуты жизнеутверждающим чувством. В последние годы жизни в творчестве Д. усиливаются мотивы разочарования и скорби (кн. «Стихи об осени и другие стихи» — «Poemas de otoño y otros poemas», 1910, сб. «Посмертная лира» — «Lira póstuma», 1921). Нач. 1-й мировой войны наполнило Д. ужасом; в одном из последних стих. — «Мир» («Paz», 1915) он заклинает народы Америки остаться в стороне от всеобщей бойни.

В развитии исп.-амер. поэзии Д. сыграл важную роль как выдающийся лирик, передавший мучит. духовные искания современников, как поэт-гражданин, заговоривший от имени пробуждавшегося континента, наконец, как реформатор стиха, обогативший поэзию новыми формами (нек-рые из них — фольклорного происхождения), вернувший поэтич. речи гибкость и певучесть. «Без Рубена Дарио мы не заговорили бы на нашем собственном языке, — писал П. Неруда, — без него мы все еще говорили бы языком жестким, зачерствевшим и пресным» (Neruda Р., Viajes, 1955, р. 13).

Соч.: Obras completas, t. 1—5, Madrid, 1950—55; Autobiografía, Guatemala — Méx., 1960; в рус. пер. — Стихи, М., 1958 (предисл. Ф. Кельина).

Лит.: Осповат Л., Рубен Дарио на рус. языке, «Ин. лит-ра», 1959, № 1; Henríquez Ureña M., Breve historia del modernismo, B. Aires, 1954; Borghini V., Rubén Darío e il modernismo, Genova, 1955; Díaz Plaja G., Rubén Darío, Méx., 1957; Salinas P., La poesía de Rubén Darío, B. Aires, 1957; Torres E., La dramática vida de Rubén Darío, Méx., 1958; Garciasol R. de, Lección de R. Darío, Madrid, 1961; Doyle H. G., A bibliography of Rubén Darío, Camb., 1935.

Л. С. Осповат.