Ильинская О. И. Гюисманс // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. — Стб. 477—478.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-4771.htm

- 477 -

ГЮИСМА́НС (Huysmans), Жорис Карл (его имя на франц. яз. — Жорж Шарль Мари; 5.II.1848, Париж, — 12.V.1907, там же) — франц. писатель. Голландец по происхождению. 30 лет служил в Мин-ве внутр. дел, участвовал во франко-прусской войне 1870—71. В нач. 70-х гг. выступил как очеркист и худож. критик; в 1874 опубл. сб. эпигонски романтич. новелл «Ваза с пряностями» («Le drageoir aux épices»), в 1876 — свой первый роман «Марта. История проститутки» («Marthe, histoire d’une fille», рус. пер. — «Марта. История погибшей», 1880), в к-ром следовал принципам натурализма, провозглашенным Э. Золя, как и в последующих романах «Сестры Ватар» («Les sœurs Vatard», 1879), «Семейный очаг» («En ménage», 1881), «По течению» («A vau-l’eau», 1882); рассказах «С мешком за плечами» («Sac au dos», опубл. в сб. «Меданские вечера», 1880), «Парижские наброски» («Croquis parisiens», 1880). Подробное описание среды сочеталось у Г. со столь же тщательным анализом ощущений его безвольных, неврастенич. героев, ведущих будничное, бесцветное существование. Антибурж. направленность в творчестве Г. постепенно подменялась антигуманистич. изображением человеч. бытия вообще как уродливого, бесцельного прозябания. В романе «Наоборот» («A rebours», 1884, рус. пер. 1906) натурализм перерастает в декадентство. Герой этого романа аристократ Дез Эссент, ставший идеалом декадентов, бежит от прозы жизни в мир изощренной и извращенной чувственности. Декадентские тенденции усилились в романе «Там, внизу» («Là-bas», 1891, рус. пер. 1907), герой к-рого в поисках необычных ощущений посещает оргии секты сатанистов. В предисл. к этому роману Г. заявил, что перед совр. лит-рой стоит задача создания «спиритуалистического натурализма», свободного от «грубой реальности», обращенного к таинственному и потустороннему. В нач. 90-х гг. Г. увлекся католицизмом. Восхвалению, религии как единств. спасения от уродства жизни и страстей посвящены романы: «В пути» («En route», 1895), «Собор» («La cathédrale», 1898), «Святая Лидвина...» («Sainte Lydwine de Schiedam», 1901) и др. Как худож. критик Г. выступал с поддержкой импрессионистов

- 478 -

(«Современное искусство», 1883), позднее противопоставлял всем видам реализма субъективную и мистич. интерпретацию реальности, провозглашая худож. нормой ср.-век. религ. иск-во. Произв. Г. переводились на рус. яз. в 1906—14.

Соч.: Œuvres complètes, v. 1—18, P., 1928—34; Lettres inédites à E. Zola, Gen. — Lille, 1953; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—3, М., 1911—12; Полн. собр. соч., т. 1—3, М., 1912; У пристани, П., 1923; Марта, П., 1923.

Лит.: История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Martino P., Le naturalisme français, P., 1923; Thérive A., J. K. Huysmans, P., 1924; Deffoux L., J. K. Huysmans sous divers aspects, P., 1927 (имеется библ.); Gallott H. M., Explication de J. K. Huysmans, P., 1954; Chastel G., J. K. Huysmans et ses amis. Documents inédits, P., [1957].

О. И. Ильинская.