Михайлов Г. И. «Гэсэриада» // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. — Стб. 469—470.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-4694.htm

- 469 -

«ГЭСЭРИА́ДА» — эпич. цикл устных и письменных сказаний о Гэсэр-хане, имевших широкое распространение

- 470 -

в Центр. и Вост. Азии. «Г.» иногда называют «Илиадой» Центр. Азии. Калмыки принесли эпос на Волгу. Тибетская «Г.» состоит из 16 томов, монгольская — из 2 томов, разные версии бурятской «Г.» насчитывают от 20 до 30 тыс. стихов. «Г.», как и героич. эпос монголов вообще, отражает мечты народа об идеальном царстве и справедливом правителе. В первых семи песнях «Г.» легко обнаруживаются антиламаистские мотивы. В Бурятии ламаизм имел сильных соперников (шаманизм и христианство), позиции лам там были слабее. Поэтому антиламаистские мотивы в бурятской «Г.» звучат слабо. Гэсэр во всех версиях изображается подлинным нар. героем. На первых порах земной жизни он подвергается гонениям со стороны князя Цотона. Еще младенцем Гэсэр уничтожает ворона, выклевывавшего глаза новорожденным, и святого ламу (монаха), лишавшего младенцев языка. Позже он противостоит козням Цотона, сражается с чудовищами, шарайгольскими ханами и др. В лице Гэсэр-хана тибетцы и монголы видели не только справедливого правителя, борца с враждебными людям силами, но и своего небесного защитника. Герой «Г.» Гэсэр-хан в нек-рых версиях именуется «искоренителем десяти зол в десяти странах света». Он послан своим отцом Хурмаст-ханом (глава небожителей) на землю для избавления людей от смуты, выражающейся в пожирании сильными слабых. Наряду с литературно обработанной «Г.» в Монголии бытуют отд. произв. гэсэровского цикла в устной традиции. Во Внутренней Монголии (Китай) рапсоды придали «Г.» стихотв. форму и исполняли перед микрофоном. Лит. «Г.» в отд. частях известна и бурятам. Но среди бурят бытуют самобытные сказания о Гэсэр-хане. Роднит бурят. «Г.» с монгольской общность героев и миссия Гэсэра, с к-рой он отправляется на землю. Бурят. «Г.» содержит обширные данные по шаманистской космогонии. Нек-рые версии бурят. «Г.» отличаются большим своеобразием (напр., эхиритская). В рукописных фондах Ин-та народов Азии АН СССР есть большое количество молитв Гэсэру. Наряду с эпич. «Г.» существовал культ Гэсэра, противостоявший господств. религии буддизма. В 1948—53 нек-рые бурят. писатели и фольклористы пытались оспаривать народность «Г.», считая этот памятник творением феодалов; Гэсэра отождествляли с Чингисом, а войны Гэсэра против сил зла — с завоевательными походами Чингиса. Подобные концепции были отвергнуты научной общественностью.

«Гэсэриада» (Москва, 1935). Илл. Б. А. Филистинского.

«Гэсэриада» (Москва, 1935). Илл. Б. А. Филистинского.

Лит.: Козин С. А., Гесериада, М. — Л., 1935; Дамдинсурэн Ц., Историч. корни Гэсэриады, М., 1957; Михайлов Г., Гэсэриада, «Сов. этнография», 1955, № 1; его же, Новое изд. Гэсэриады в Китае, «Свет над Байкалом», 1956, № 6.

Г. И. Михайлов.