377
ГРИГО́РЬЕВ, Аполлон Александрович [ок. 20.VII(1.VIII).1822, Москва, — 25.IX(7.Х).1864, Петербург] — рус. лит. критик и поэт. Род. в семье мелкого чиновника, окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1838—42). Нек-рое время служил, затем был учителем законоведения. Г. постоянно нуждался, жизненная неустроенность доводила его до полной нищеты. Начал публиковать критич. статьи в «Репертуаре и пантеоне» (1845—46), «Финском вестнике» (1846), «Моск. гор. листке» (1847), «Отечеств. записках» (1849—50). В 40-х гг. увлекался утопич. идеями Ш. Фурье, христ. социализмом Ж. Санд, масонством, Ф. Шеллингом. Лит. суждения Г. этих лет были противоречивы: похвалы реалистич. направлению и критика романтич. индивидуализма сочетаются с религ. настроениями (защита «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя) и проповедью «свободы воли», к-рую он противопоставлял тому, что ошибочно называл «фатализмом» натуральной школы. Более определенное (хотя по-прежнему противоречивое) мировоззрение вырабатывается после 1848, в т. н. «„молодой редакции“ „Москвитянина“», где Г. стал ведущим критиком (1850—56). Взглядам Г. были свойственны одновременно прогрессивные и консервативные тенденции. Г. ненавидел офиц. церковь, но в православии находил «истинный демократизм», считая христианство религией братства и взаимопомощи. С ужасом смотрел он на бурж. развитие Зап. Европы и России, но противопоставлял ему романтич. утопию: мечту о патриарх. народе, свободном, щедром, талантливом (элементы такого идеала Г. видел в рус. купечестве). Всякую систему взглядов Г. воспринимал как догматическую, насильственную, стремящуюся нарушить естественный ход событий, разъять органическое целое жизни; «теоретиками» он называл и «гегелистов», и славянофилов, и защитников «чистого искусства», и революц. демократов. Исключение составляли воззрения Шеллинга и Т. Карлейля, к-рые были особенно близки ему: идея вечной неизменной жизни; преклонение перед стихией; стремление к «высокому», к идеалу, к тождеству и «синтезу»; таинственная сложность души, постигаемая
378
иск-вом интуитивно и целостно; превосходство иск-ва над наукой. Свой метод Г. назвал органической критикой («Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства», 1858; «Несколько слов о законах и терминах органической критики», 1859). Осн. пафос ее — защита «мысли сердечной» и борьба с «мыслью головной». Г. считал художественными те произв., к-рые представляют синтез мысли и души художника, охватывают значит. явления совр. жизни во всей глубине и целостности (наряду с «вечными» проблемами Г. искал в иск-ве и отражение «цвета и запаха эпохи»). В «органичности», «живорожденности» Г. видел силу громадного обществ. воздействия иск-ва на массы. Отсюда его увлечение театром. С конца 40-х по 60-е гг. Г. был ведущим рус. театр. критиком; здесь он наиболее последовательно поверял иск-во действительностью. Кумиром его был Шекспир, из рус. репертуара он выделял «Горе от ума», пьесы А. Н. Островского, «Горькую судьбину» А. Ф. Писемского; ему принадлежат глубокие и тонкие разборы актерской игры М. С. Щепкина, А. Е. Мартынова, П. М. Садовского. Видя в художнике проповедника высоких истин и открывателя тайн и глубин совр. жизни, Г. боролся с «искусством для искусства», пренебрегал анализом худож. формы, гл. внимание уделял злободневным вопросам эпохи, понимая под ними преим. нац. и нравств. проблемы нар. жизни. Поэтому, подобно Н. А. Добролюбову, Г. утверждал: «Критика пишется не о произведениях, а по поводу произведений...» (Соч., т. 1, СПБ, 1876, с. 193). Но, в отличие от революц. демократов, Г. в соответствии со своими идеалистич. воззрениями принципиально отказывался от социально-политич. выводов; интересовался не столько объективной обществ. сущностью худож. характеров, сколько их этич. поведением и переживаниями, отношением автора к образам, индивидуальностью, «натурой», интуицией писателя, отражением этич. облика автора в его героях. Статьи свои Г. писал без плана, вдохновенно, наполняя их необычными терминами («цветная истина», «растительная поэзия», «живорожденный» и т. п.).
Г.-критик в 50—60-х гг. существенно менял свои взгляды. В период «Москвитянина» он активно защищает идею патриарх. самобытности, возводя в культ творчество Островского тех лет («О комедиях Островского», 1855). После 1855 Г. признал в рус. нац. характере не только «смирение», но и бунтарство, поэтому стал положительно отзываться о М. Ю. Лермонтове, А. И. Герцене, И. С. Тургеневе («Взгляд на рус. литературу со смерти Пушкина», «И. С. Тургенев и его деятельность...», 1859; «После „Грозы“ Островского», 1860), однако идеалом считал образ Лаврецкого в «Дворянском гнезде», сочетавшего патриарх. черты с индивидуальностью совр. человека. В 1856—61 Г., не имея своего журнала, печатался в «Рус. беседе», «Библиотеке для чтения», «Рус. слове», «Отечеств. записках» и др. В 1861 г. сближается с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым, близок к «почвенничеству», участвует в журн. «Время» (1861—63), «Эпоха» (1864). В эти годы усиливаются историзм его критич. метода, социальный пафос, растет интерес к правам личности, ее протесту («О развитии идеи народности в нашей литературе», 1861—62; «Стихотворения Н. Некрасова», 1862). Г. признал народность и историч. значение революц. демократов, но, считая их деятельность односторонне-критической, выступал против них, пытался сочетать передовые идеалы эпохи с христианством. Романтич. мемуары Г. о юности «Мои литературные и нравственные скитальчества» (1862—64) написаны под влиянием и в полемике с «Былым и думами» Герцена. В 1863—1864 Г. — редактор журн. «Якорь»; в его статьях усилились реакц. и субъективные элементы, он снова переживал кризис мировоззрения. Н. Г. Чернышевский
379
писал о Г.-критике: «...почти постоянно поддается странным обольщениям, но в самых странных тирадах которого виден ум живой, энергический и искреннее, горячее увлечение тем, что представляется ему истиною» (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 44).
Г. известен и как поэт. Первые стихи опубл. в журн. «Москвитянин» в 1843. Настроения 40-х гг. отразились в его лирике той поры: от увлечения масонством («Гимны») до нелегальных революц. стихов («Нет, не рожден я биться лбом...», «Когда колокола торжественно звучат...»). Но главным являлось внимание к романтической страдающей личности лермонтовского типа, однако лишь частично мотивированной социально (драма «Два эгоизма», 1845, — вариация на тему «Маскарада»; поэма «Олимпий Радин», 1845). Г. романтически подчеркивал «стихийность» и роковую таинственность характера и чувств (стих. «Комета», «К Лавинии»); страсть героя возвышенна и разрушительна одновременно. В кн. Г. «Стихотворения» (1846) В. Г. Белинский увидел «блестки дельной поэзии», отметил его гражд. лирику («Город», «Нет, не тебе идти со мной...»), но осудил мистицизм «Гимнов». Идеологич. кризис Г. после 1855 и страстное увлечение Л. Я. Визард отразились в лирич. сюжетном цикле «Борьба» (1857), куда входят лучшие стихотв. Г.: «О, говори хоть ты со мной...» и «Цыганская венгерка»; в ней в форме «цыганского» романса ярко передана трагич. безысходность большой и неразделенной любви. История любви Г. к М. Ф. Дубровской, закончившаяся разрывом и совпавшая с идейными метаниями Г., отражена в поэме «Вверх по Волге» (1862). Г. много переводил (Софокл, Шекспир, Байрон, Гёте, Шиллер, Гейне, Мольер, Беранже и др.). Поэзия Г. была высоко оценена А. А. Блоком и оказала влияние на его творчество.
Соч.: Соч., т. 1, СПБ, 1876; Собр. соч., под ред. В. Саводника, в. 1—14, М., 1915—16; Стихотворения, собрал и прим. снабдил А. Блок, М., 1916 (с библиографией худож. прозы и переводов Г.); Полн. собр. соч. и писем, под ред., с биогр. очерком и прим. В. Спиридонова, т. 1, П., 1918; Воспоминания, М. — Л., 1930; Стихотворения, вступ. ст. и прим. Н. Л. Степанова, [Л.], 1937; Избр. произведения, вступ. ст. П. П. Громова, прим. Б. О. Костелянца, Л., 1959.
Лит.: Аполлон Александрович Григорьев. Материалы для биографии, под ред. В. Княжнина, П., 1917; Белинский В. Г., Стихотворения Аполлона Григорьева..., Полн. собр. соч., т. 9, М., 1959; Гуральник У. А., Ап. Григорьев — критик. в кн.: История рус. критики, т. 1, М. — Л., 1958; Егоров Б. Ф., Аполлон Григорьев — критик, «Уч. зап. гос. Тартуского ун-та», 1960, в. 98 (с библиографией критич. статей Г.) и 1961, в. 104; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.
Б. Ф. Егоров.