372
ГРИГ (Grieg), Нурдаль (1.XI.1902, Берген, — 2.XII.1943, под Берлином) — норв. писатель. Окончив гимназию, отправился матросом в плавание. Впечатления этого времени отразились в первом сб. стихов Г. «Вокруг мыса Доброй Надежды» («Rundt Kap det Gode Håb», 1922), а также в романе «Корабль идет дальше» («Skibet går videre», 1924, рус. пер. 1926). В этих произв., как и в сб. стихов «Камни в потоке» («Stene i strømmen», 1925), сочетаются романтич. изображение моря, экзотич. стран с реалистич. зарисовками тяжелого быта моряков. Изучая филологию в ун-тах Осло и Оксфорда, Г. в 1925 написал диссертацию о Р. Киплинге, а в 1932 кн.
373
эссе «Рано умершие» («De unge døde»), посвященную Дж. Китсу, П. Б. Шелли, Дж. Г. Байрону и др. англ. поэтам. Посетив Китай в качестве корр., Г. опубл. «Китайские дневники» («Kinesiske dage», 1927) и экспрессионист. драму на библейский сюжет «Варрава» («Barrabas», 1927), в к-рой впервые прозвучала осн. тема творчества Г. — необходимость и оправданность революции. В конце 20 — нач. 30-х гг. мировоззренч. и эстетич. принципы Г. претерпевают сложную, мучительную, но благотворную эволюцию. Патриотич., жизнеутверждающие мотивы лирич. сб. «Норвегия в наших сердцах» («Norge i våre hjerter», 1929) уступают место пессимизму в драме «Атлантический океан» («Atlanterhavet», 1932, рус. пер. 1935), но одновременно в этой пьесе подвергнуты гневному обличению бурж. общество, его идеология и мораль. Выходом из идейного кризиса Г. обязан был двухлетнему (1933—34) пребыванию в СССР, изучению социалистич. действительности и сов. лит-ры; он стал убежденным марксистом-ленинцем, вдохновителем социалистич. реализма в норв. лит-ре. В драме «Наша слава и наше могущество» («Vår ære og vår makt», 1935, рус. пер. 1936) появляется новый герой — нар. масса, и этим грандиозным коллективным персонажем обусловлена эпич. композиция пьесы. В пьесе «Но завтра...» («Men imorgen...», 1936) аналогич. тема — антагонизм между капиталистами и нацией — раскрыта в традиц. форме психологич. драмы. Убежденный антифашист, Г. в 1936—37 издавал журн. «Veien frem» («Путь вперед»), на страницах к-рого боролся против угрозы новой войны. В 1937 Г. — участник нац.-революц. войны исп. народа (1936—39), мадридского конгресса прогрессивных писателей. Война в Испании нашла освещение в публицистич. сб. «Испанское лето» («Spansk sømmer», 1937, рус. пер. 1938) и в романе «Мир еще должен стать молодым» («Ung må verden ennu være», 1938), где действие развивается в Испании и СССР. Вершина творчества Г. — народно-героич. драма «Поражение» («Nederlaget», 1937), где изображены события Парижской Коммуны 1871 и в то же время выражен оптимистич. пафос современности. После захвата гитлеровцами Норвегии (1940) Г. принимал участие в воен. действиях против оккупантов. Его стихи распространялись в оккупированной Норвегии (вошли в сб. «Свобода» — «Friheten», 1945; в сб. «Надежда» — «Hapet», 1946). Призывая к борьбе с фашизмом, Г. предугадывал, что и после победы над ним необходима будет постоянная борьба за мир. Г. погиб на борту бомбардировщика во время воздушного налета на Берлин. Произв. Г. оказывают влияние на творчество совр. передовых писателей сканд. стран (К. Абелль, Ингер Хагерюп, И. Свинсос, В. Муберг, Э. Синерво и др.).
Соч.: Samlede verker, bd 1—7, Oslo, 1947; Samlede verker, 2 utg., bd 1—3, Oslo, 1952; в рус. пер. — Избранное, М., 1953; Избранное, М., 1956; Пьесы, М., 1959.
Лит.: Моричева Н. Д., Творч. путь Н. Грига, Л., 1954 (Автореферат дисс.); Нурдаль Григ. Биобиблиографич. указатель, М., 1958; Borgen J., Nordhal Grieg, Oslo, 1945; Engberg H., Nordhal Grieg og tidens drama, Kbh., 1946; Nerhus H., Nordahl Grieg og Nord-Norge, Oslo, 1948; Grieg G., Nordahl Grieg — slik jeg kjente ham, [2 oppl.], Oslo, 1958.
В. С. Матусевич.