350
ГРЕ́ЧЕСКАЯ НО́ВАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра греч. народа, восходящая своими корнями к позднему периоду Византии, когда появляются произв. на новогреч. яз. как в устном, так и в письменном худож. творчестве (см. Византийская литература).
Период турецкого ига (15 — нач. 19 вв.). Тур. завоевание затормозило историч. развитие балк. народов
351
и в т. ч. греч. народа. Тем не менее в условиях многовековой борьбы против поработителей формировались самобытные черты новогреч. культуры, проявившиеся гл. обр. в устном поэтич. творчестве. В традициях богатырских песен о подвигах Дигениса Акрита, сложившихся в 9—11 вв., и баллад («паралоге») возникают историч. песни, воспевающие борьбу народа против угнетателей, и в 17—18 вв. — «клефтские» песни, посвященные подвигам «клефтов» (бойцов вооруж. отрядов, ведущих войну против тур. угнетателей). С 18 в. в нар. творчестве усиливаются социальные мотивы, развивается лирич. и бытовая нар. поэзия, обогащаются ее выразительные средства, возникает реалистич. и разностороннее изображение нац. жизни. Традиции нар. поэзии сыграли большую роль в дальнейшем развитии Г. н. л. «Ученая» лит-ра послевизантийского периода (15—16 вв.) не оставила значит. оригинальных памятников. Типич. образцы осн. жанров стихотв. творчества представляют переделки зап.-европ. произв., стихи дидактич. характера, историко-повествоват. хроники. Наиболее интересные произв. созданы в 16—17 вв. на территориях, дли. время не подвергавшихся тур. завоеванию (о-в Кипр до 1571, о-в Крит до 1669). Развитие лирики происходит под влиянием поэтов итал. Ренессанса (кипрские любовные сонеты и т. д.). Близки к традициям греч. нар. поэзии стихи неизв. авторов («Баллада девушки и парня» и др.), любовная лирика Додеканеса. Самые значит. произв. этого периода созданы на Крите: трагедия «Эрофили» Г. Хортациса (ок. 1600, изд. 1635), приписываемая В. Корнаросу драма на библейскую тему «Жертвоприношение Авраама» (ок. 1635) и др. В них элементы ср.-век. поэтики сочетаются с ренессансными гуманистич. мотивами. Вершина критской лит-ры — эпич. поэма «Эротокритос» В. Корнароса, написанная по мотивам франц. ср.-век. романа «Парис и Вьена»; она сохраняет элементы рыцарской лит-ры, но является самобытным нац. произв., наполненным образностью нар. поэзии. В числе памятников этой лит-ры следует назвать пасторальную поэму «Пастушка» неизв. автора (изд. 1627 в Венеции). Во времена тур. ига имели распространение в народе т. н. филлады (нар. лубок), где публиковались переделки басен сатирич. характера, связанные со ср.-век. византийским «животным» эпосом («Прелестная повесть об осле, волке и лисице» и др.), обработки ср.-век. романов, повествования религ.-дидактич. и историко-легендарного характера («Повесть об Александре Македонском»). В 17—18 вв. проза представлена гл. обр. нравоучит. риторикой и полемич. памфлетами, часто преследующими цель защиты православной веры. В 18 в. в лит. жизни тон задают «фанариоты», представители находящейся на тур. службе греч. чиновничьей аристократии, к-рые стали проводниками консерватив. взглядов в обществ. мысли. Фанариоты создавали труды дидактич. характера, любовно-лирич. и назидат. стихи в духе эпигонского франц. классицизма нач. 18 в. К этому направлению близки стихи К. Дапонтеса (1714—84). На этом фоне выделяется сб. стихов «Цветы благочестия» (изд. в Венеции, 1708), где заметно влияние позднего итал. Возрождения.
Период нац.-освободит. движения (конец 18 — нач. 19 вв.). Рост буржуазии, возрастающие антифеод. настроения крестьянства, усиливающаяся на Балканах роль России, с к-рой греч. народ задолго до этого связывал свои надежды на освобождение от тур. господства, а также распространение идей Просвещения вызвали на рубеже 18—19 вв. подъем нац.-освободит. движения, сыгравшего решающую роль в формировании греч. лит-ры нового времени. Этот процесс происходит в условиях острой идейной борьбы вокруг вопроса о путях историч. развития греч. нации. Выражением этих столкновений является вопрос о языке, различное отношение
352
к антич. наследию и к нар. новогреч. традициям. Филологи И. Мисиодакас (1730—1800) и Д. Катардзис (или Фотиадис, ок. 1725—1807) под влиянием франц. энциклопедистов развернули широкую просветит. деятельность. К концу 18 в. возникают культурные очаги в Триесте, Вене, Бухаресте, Одессе и др. местах, где были греч. колонии; издаются первые греч. журналы; в противовес церковно-фанариотскому направлению, имеющему свой центр в Константинополе, в этих городах объединилась бурж. прогрессивная интеллигенция. Решающую роль в формировании патриотич. и демократич. традиций Г. н. л. имела деятельность выдающегося греч. мыслителя и революционера Ригаса Фереоса (или Велестинлиса) (1757—98), автора «Военного гимна» и др. стихов, призывавших к свержению тур. ига. Произв. Ригаса, написанные на нар. яз., и его агитация положили начало революц.-демократич. направлению в новогреч. обществ. мысли. Идеи Ригаса, вызвавшие резкую реакцию со стороны церк. кругов и фанариотов, нашли отражение и в публицистич. произв. неизв. автора «Эллиники Номархия» (1806) и в анонимных сатирич. стихах («Россоанглогалл» и др.). Просвещение нации ради подготовки ее освобождения — осн. содержание деятельности филолога и публициста А. Кораиса (1748—1833). Бурж.-просветит. понимание антич. наследия определило борьбу Кораиса против архаизма и против мракобесия церк. идеологии; вместе с тем он ратовал за внедрение т. н. «чистого» языка (кафаревуса), в чем сказалось его неверие в жизнеспособность нар. традиций. На рубеже двух веков определились три направления по вопросу о языке: архаисты (П. Кодрикас, Н. Дукас, С. Коммитас и др.), выражавшие реакц. взгляды церк. кругов и фанариотов, школа Кораиса и, наконец, сторонники нар. яз. (димотики), продолжавшие идеи Д. Катардзиса и Ригаса (поэты И. Виларас, А. Христопулос, филологи Д. Филиппидис, Г. Костандас, А. Псалидас и др.). Прогрессивные тенденции развивались под флагом борьбы против архаизма и схоластики за утверждение в лит-ре нар. яз. и традиций.
В первые два десятилетия 19 в. появляются анакреонтич. стихи и драма «Ахилл» А. Христопулоса (1772—1847), лирич. и сатирич. стихи И. Вилараса (1771—1823), сыгравшие значит. роль в формировании новогреч. лит-ры. Лит. деятельность все больше связывается с задачами подготовки нац.-освободит. восстания, чему содействовало созданное в Одессе революц. тайное об-во «Филики Этерия». В Одессе и Бухаресте в 1817—21 создаются любительские театр. труппы, ставятся первые пьесы новогреч. драматургов Г. Лассаниса, Н. Пикколоса, пьеса И. Замбелиоса «Тимолеон»; эти пьесы, хотя и посвящены древней тематике, проникнуты актуальными антитиранич. мотивами в духе трагедий Вольтера и Альфьери. Подражат. характер имело обращение к античности в поэзии и драматургии авторов, связанных с фанариотским направлением (Я. Р. Рангавис, Я. Р. Нерулос и др.).
Накануне восстания 1821 получают распространение патриотич. песни по образцу «Военного гимна» Ригаса. На о-ве Закинфе большой популярностью пользуются революц. стихи Д. Мартелаоса (1754—1817) и др. Нац.-освободит. пафос, охвативший греч. народ в годы войны за независимость, нашел худож. выражение в творчестве поэтов А. Калвоса, Д. Соломоса. А. Калвос (1792—1869) — последователь революц. классицизма, воспел в своих одах («Лира», 1824, и «Лирика», 1826) идею патриотич. долга, гражд. добродетели в суровом и возвышенном стиле и на неск. архаич. языке. Наиболее яркое воплощение нар. традиций и нац.-освободит. идей осуществляется в творчестве Д. Соломоса (1798—1857), автора «Гимна к свободе» (1823), «Оды на смерть Байрона», лирич. и патриотич. стихов, памфлета в защиту нар. языка «Диалог», неоконч.
353
поэтич. произв. «Свободные осажденные» и др. Творчество Соломоса, содержавшее элементы революц. классицизма и романтизма, обогатило новогреч. поэзию применением новых стихотв. размеров, постановкой нравственно-философ. проблем. Друг и единомышленник Соломоса драматург и поэт А. Матесис (1794—1875) был автором первой в Г. н. л. реалистич. драмы «Базилик» (1829), где нашли воплощение идеи равенства и свободы. Однако после 1830 направление, начатое Соломосом, надолго ослабевает.
Литература после образования греческого государства (30—80-е гг. 19 в.). После нац.-освободит. восстания 1821—29 в Греции с 1832 установился монархич. режим, подчиненный иностр. державам и означавший отказ от решения бурж.-демократич. задач этого восстания. Эти условия породили, с одной стороны, «культ античности» — академич. понимание древнегреч. классич. наследия, насаждение архаич. языка и стилизаций под античность в поэзии и в драме, а с др. стороны — направление консервативного романтизма поэтов и драматургов т. н. афинской школы, писавших на архаич. яз. вялые стихи, пессимистич. по настроению, подражающие аналогич. течению западноевроп. романтизма: П. Суцос (1806—68), А. Рангавис (1809—92), И. Карасуцас (1822—73), Д. Папаригопулос (1843—73), автор драм на мифологич. и историч. сюжеты С. Василиадис (1845—74), отчасти А. Парасхос (1838—95). К ним примыкал А. Суцос (1803—63), но его популярность вызвана гл. обр. сатирич. стихами, обличавшими антидемократич. режим 30—40-х гг. Направлению «афинской школы» противостояли поэты т. н. ионической школы, отчасти продолжавшие традиции Д. Соломоса: Г. Терцетис (1800—74), И. Типалдос (1814—83), Г. Маркорас (1826—1911) и др., писавшие стихи на патриотич. и историч. темы. Творчество поэта Г. Залокостаса (1805—58) занимает промежуточное место между двумя направлениями. Видным поэтом сер. 19 в. был А. Валаоритис (1824—79), автор романтич. стихов, посвященных эпизодам борьбы греч. народа против тур. ига, близких по манере к героико-историч. нар. песне, но не свободных от риторики. Драматургия этого периода находится под сильным влиянием «культа античности». Патриотич. трагедии И. Замбелиоса (1787—1856), посвященные героям нац.-освободит. войны, написаны на архаич. яз. и по законам нормативной эстетики классицизма 17—18 вв. Историч. драмы Д. Вернардакиса (1833—1907), отдавшего дань и классицизму, и романтизму, отличались стремлением к созданию правдивых драматич. характеров. Менее жизнеспособными оказались историч. драмы поэтов «афинской школы» П. Суцоса, А. Рангависа, С. Василиадиса. Совр. греч. действительность отразилась только в нек-рых комедиях того периода («Вавилония», 1836, Д. Визандиоса, «Афинское общество», 1868, С. Каридиса, и др.). Проза 30—70-х гг., за редкими исключениями (повесть П. Каллигаса «Танос Влекас», 1855, рисующая совр. нравы), посвящена историч. тематике. Написанные на кафаревусе, в романтич. духе, произв. С. Ксеноса, К. Рамфоса, А. Рангависа лишены реалистич. характеров и отличаются запутанностью интриги. Мало интересны три первых романа А. Пападиамандиса, но в его повести «Христос Миленис» (1885), как и в повести Д. Викеласа «Лукис Ларас» (1879), заметен поворот к реализму, к-рый получит дальнейшее развитие в рассказах Пападиамандиса 90-х гг. Большое распространение получает в сер. 19 в. мемуарный жанр, воспоминания участников освободит. войны. Особое место в лит-ре 2-й пол. 19 в. занимает творчество писателей сатирико-обличит. направления, в первую очередь — А. Ласкаратоса (1811—1901), поэта и прозаика, бичевавшего предрассудки, невежество и отсталость. Широкий отклик вызвал сатирич. роман
354
«Папесса Иоанна» (1866) Э. Роидиса (1835—1904), писавшего также бытовые рассказы, выступавшего против консервативного романтизма и архаизма (сб. статей «Кумиры», 1893, и др.). Подобную роль в процессе пробуждения обществ. мысли в 70—80-х гг. сыграла и демократич. поэзия К. Триандафиллоса (ок. 1849—89).
Литература кон. 19 — нач. 20 вв. Большое значение для развития Г. н. л. имело бурж.-демократич. движение, завершившееся установлением власти торг.-пром. буржуазии в 1910; при всей своей ограниченности оно сыграло положит. роль в развитии обществ. мысли на рубеже 19 и 20 вв. Передовая интеллигенция осознала, что путь к возрождению нац. лит-ры лежит не в стилизациях под антич. образцы, а в обращении к совр. действительности, в использовании нар. языка и нар. элементов новогреч. культуры. Начиная с 80-х годов 19 в., права нар. языка защищал в своих филологич. работах и худож. произв. И. Психарис (1854—1929), положивший начало т. н. движению «димотикизма» — за внедрение нар. языка в Г. н. л. Работы исследователя новогреч. фольклора Н. Политиса (1852—1921) оживили интерес к нар. поэзии. Отказ от риторики и напыщенности стиля наблюдается в лирике Г. Визииноса (1849—1896), зачинателя психологич. рассказа («Грех моей матери», 1884, и др.). Элегич. настроениями окрашены сонеты Л. Мавилиса (1860—1912) — продолжателя традиции ионич. школы. Изображение повседневного быта и переживаний простого человека, жизни деревни, тематика, связанная с фольклором, характерны для стихов и рассказов Г. Дросиниса, А. Эфталиотиса, А. Паллиса и др. Творчество поэта-самородка К. Кристаллиса (1868—94), целиком связанное с нар. поэзией, рисует идиллич. картину деревенской жизни. Представителем поэзии сентиментализма был И. Полемис (1862—1925). Стремлением к всестороннему отражению судеб и путей историч. развития нации отмечено творчество поэта К. Паламаса (1859—1943). После Соломоса поэзия Паламаса на рубеже 19—20 вв. представляет новый этап в развитии новогреч. лит-ры. Вслед за первым сб. «Песни моей родины» (1886) зрелые произв. поэта наполняются широкой обществ. и философ. проблематикой. Изобличение косности и застоя, призыв к возрождению нац. культуры, к пробуждению созидат. сил народа нашли яркое выражение в поэме «Двенадцать песен цыгана» (1907), в «Сатирических этюдах» (1907—09). Паламас внес значит. вклад в развитие новогреч. драмы, прозы и критики. Более узки по содержанию стихи И. Грипариса, М. Малакасиса, З. Папандониу, Л. Порфираса, К. Хадзопулоса и др., проникнутые лирич. раздумьями. Творчество этих поэтов сохраняет нац. самобытность, несмотря на влияние парнасцев, символизма и неоромантизма.
Характерные особенности становления реализма в Г. н. л. нагляднее всего выявляются в области прозы. Поворот от историч. тематики, связанной с романтизмом сер. 19 в., к изображению деревенской жизни, гор. быта определяет эволюцию А. Пападиамандиса (1851—1911), рисующего в своих рассказах беспросветную участь крест. и гор. бедноты, реалистич. картины греч. деревни. В творчестве греч. прозаиков постепенно утверждается нар. язык, к-рый к нач. 20 в. становится единств. языком Г. л. Рассказы Г. Дросиниса, А. Эфталиотиса, отчасти М. Мицакиса и др. рисуют деревенский и гор. быт. А. Каркавицас (1866—1922) был одним из зачинателей маринистики в новогреч. лит-ре («Морские рассказы», 1899); в повести «Попрошайка» он представил картину тяжелой жизни греч. деревни. Произв. прозаика и драматурга Г. Ксенопулоса (1867—1951), повести «Замок Акропотамоса», «Любовь в деревне», «Во мгле» К. Хадзопулоса (1868—1920) и особенно произв. К. Теотокиса (1872—1923), испытавшего влияние Л. Н. Толстого,
355
отличаются разнообразием и типичностью характеров. В нач. 20 в. в прозе выступают И. Психарис, И. Кондилакис (1861—1920), автор бытовых, сатирич. рассказов и повести «Патухас», Я. Влахояннис, Д. Тангопулос, З. Папандониу, П. Нирванас, А. Травландонис, К. Христоманос, П. Родоканакис, С. Пасаяннис, писательницы П. Делта, Э. Дафни и др.
Аналогичное развитие происходит в новогреч. драме. Историч. драма классицистского и романтич. стиля (последний ее представитель — К. Рангавис) отживает свой век. Архаичную драму в 80—90-е гг. 19 в. начинают вытеснять легкие комедии и лирич. драмы с песнями, получившие назв. комидиллии (Д. Коромилас, Д. Коккос, С. Пересиадис и др.). Комедии на совр. темы И. Капетанакиса и Б. Анниноса включают элементы бытовой и социальной сатиры, но еще тесно связаны с условностями водевиля и фарса. Становление собственно реалистич. драмы ознаменовано пьесой Я. Камбисиса (1872—1901) «Курды» (1897), комедией Г. Ксенопулоса «Опекун» (1895) и его же пьесами «Тайна графини Валерены», «Стелла Виоланди», «Плебей» (пост. 1933). Совр. социальную тематику содержат психологич. драмы П. Нирванаса, памфлетно-публицистич. пьесы Д. Тангопулоса, направленные против культа античности и консерватизма, драма «Перед людьми» (пост. 1904) М. Авгериса, пьесы «Петрохаридес», «Росток» П. Хорна (1881—1941). Вместе с тем новогреч. драма испытывает влияния зап.-европ. натурализма (ранние пьесы Я. Камбисиса, пьесы С. Меласа «Разрушенный дом» и др.), символизма («Сын тени» Меласа и др.). Эти влияния испытала частично и проза.
Притупление социально-критич. направленности в реалистич. произв. этого периода отражает ограниченность бурж.-демократич. движения. В годы бурж. режима, принимавшего все более реакц. характер, передовая роль этого движения исчерпана. На лит-ре сказались односторонность «димотикизма», выдвинувшего применение нар. языка в качестве единств. средства обновления Г. н. л. В то же время борьба против архаизма и отсталости пробудила созидат. силы в области культуры. Благодаря обращению к совр. реальности и нац. традициям лит. течение «димотикизма» в общем обогатило лит-ру. Важную роль в борьбе за нее сыграл журн. «Νουμα̃ς» («Нума», с 1903). В области критики значит. вклад внесли К. Паламас и Г. Ксенопулос.
В лит-ре нач. 20 в. намечается размежевание течений, отражающее обострение классовых антагонизмов, в связи с ростом капитализма. Отражение социалистич. идей заметно в ранних стихах Р. Голфиса и его одноактной пьесе «Гитаврос» (1908), в прозе К. Хадзопулоса, в романе К. Теотокиса «Рабы в своих оковах» (1922). Прозаик Д. Вутирас (1871—1958) показывает жизнь мелкобурж. и рабочего гор. люда при капитализме, рисует образы неуверенных в завтрашнем дне людей. Той же темы касается К. Пароритис (1878—1931) в повести «На мачте» (1910), в рассказах; в дальнейшем он изображает классовые коллизии (повести «Красный козел», 1924, «Два пути», 1927). Встречающиеся в его рассказах элементы натурализма имеют место и у других писателей, рисующих жизнь люмпен-пролетариев, людей «дна» (П. Пикрос и др.). Новогреч. проза этого направления частично испытывает влияние сканд. прозы, а также М. Горького, но не достигает его идейно-худож. обобщений. Одновременно в бурж. лит-ре возникают противоречивые явления. Символич. образами, заимствованными из времен упадка антич. мира, поэт К. Кавафис (1863—1933) выразил скептицизм, разочарование в идеалах бурж. цивилизации, отразил распад ее моральных устоев. Пессимистич. мотивы отличают творчество поэта Н. Лапатиотиса. Бегство от действительности, тоска и одиночество или эротика —
356
мотивы лирики К. Ураниса, стихов Р. Филлираса. Иная направленность отличает поэзию А. Сикелианоса (1884—1951), к-рый стремится к широким философ. и нац.-историч. обобщениям в духе жизнеутверждающего гуманизма, но в сочетании с идеализмом. Богато и разнообразно творчество поэтов, выступивших в предвоен. десятилетие, — С. Скиписа, испытавшего различные идейные влияния, Т. Аграса, Л. Кукуласа и др., в стихах к-рых позднее прозвучало и сочувствие к простым людям. Интимной лирич. теме посвящено творчество поэтесс Миртиотисса (наст. имя — Теони Дракопулу), Марии Полидури и др. Реалистич. тенденции утверждаются в стихах Г. Кодзюласа, сблизившегося позднее с передовым обществ. движением.
Литература между двумя мировыми войнами (1918—1939). В войне 1914—18 Греция участвовала на стороне Антанты. В связи с поражением Греции в греко-тур. войне 1919—22 политика господств. бурж.-помещичьей верхушки потерпела банкротство. Надвигался экономич. кризис, росла безработица. Под воздействием Октябрьской революции развивается революц. рабочее движение. В 1918 была создана Социалистич. рабочая (впоследствии Коммунистическая) партия Греции. Со 2-й пол. 20-х гг. коммунистич. движение играет все более важную роль в политич. жизни страны. Этими процессами обусловлено возникновение лит. направления, связанного с идеями социализма. Начало этой лит-ре положил выдающийся греч. писатель К. Варналис (р. 1884), автор сборников стихов «Свет, который жжет» (1922), «Осажденные рабы» (1927), сатирич. повести «Подлинная апология Сократа» (1931), критич. и эстетич. очерков, написанных с позиций марксизма. Протест против капиталистич. действительности, беспощадная критика бурж. морали, идеалы социалистич. гуманизма, воплощенные в творчестве Варналиса, положили начало совр. прогрессивной лит-ре — новому этапу в развитии Г. н. л. Значит. вклад в пропаганду марксистских взглядов внесли филолог, философ и публицист Д. Глинос, историк Я. Кордатос, писатели и критики Н. Карвунис, М. Авгерис и др.
Разочарование в бурж. действительности выражено в творчестве поэта К. Кариотакиса (1896—1928), стихи к-рого окрашены настроениями трагич. раздумий вместе с едкой иронией и сарказмом по отношению к бурж. морали. В прозе 20—30-х гг. демократич. и гуманистич. тенденции характерны для писательниц Галатеи Казандзаки, Элли Алексиу, а также для Н. Катифориса, Х. Левандаса, посвящающих свои повести и рассказы изображению тружеников, обездоленных людей. Стихи, рассказы и драматич. произв. В. Ротаса (р. 1889) глубоко народны. В 20-х гг. возникает антивоен. лит-ра. Видное место занимает повесть С. Дукаса «История одного пленника» (1929). Большую известность получили антивоен. повесть «Жизнь в могиле» (1924) и роман «Учительница с золотыми глазами» С. Миривилиса (р. 1892), однако индивидуализм писателя, впоследствии усилившийся, отдалял его от обществ. проблематики. Повесть «№ 31328» (1931) принесла известность И. Венезису (р. 1904), пацифизм к-рого в дальнейшем становится все более отвлеченным, а лит. манера — искусственной. В 30—40-х гг. выступают прозаик и драматург автор романа «Арго» Г. Теотокас (р. 1905), автор историч. романа-трилогии «Критикос» П. Превелакис, выражающие бурж.-либеральные взгляды. К разным жанрам прозы обращаются Т. Петсалис, писатели и критики И. Панаётопулос и П. Харис. Умение ярко воссоздать широкий историч. и обществ. фон отличает романиста и драматурга А. Терзакиса (р. 1907), несмотря на противоречивость его историч. концепции (роман «Принцесса Изабо») и обществ. взглядов (роман «Без бога» и др.). Ранние произв. М. Карагациса (1908—60) содержат элементы
357
критики жизни крупной буржуазии; романы его написаны под влиянием натурализма. Критико-реалистич. тенденции проявляются в социальных романах писательницы Лилики Наку. Тонкостью психологич. анализа и обществ. проблематикой отличаются повести К. Политиса (р. 1900) — «Эроика», «Геката» и др. В 30-е гг. начали лит. деятельность писатели Т. Корнарос, М. Лудемис, Я. Рицос, Д. Фотиадис; пройдя суровую школу борьбы против фашизма, они заняли видное место в прогрессивной лит-ре после 2-й мировой войны.
В 20—30-х гг. интерес представляли бытовые реалистич. драмы Д. Богриса («Обручение» и др.), Т. Синадиноса («Карагиозис» и др.).
Литература Сопротивления и послевоенного периода. С установлением фашистской диктатуры в Греции (авг. 1936) демократич. идеи защищал журн. «Νεοελληνικά γράμματα» («Новогреческая лит-ра», 1936—41). Протест против фашизма отразился в сатирич. стихах М. Циримокоса, в историч. драме В. Ротаса «Ригас» (1938). Общенар. сопротивление итало-нем. захватчикам, демократич. движение против реакц. послевоенного режима, установленного с помощью англ. и амер. империалистов, определили новый этап в развитии Г. н. л. Национальная независимость, защита демократических прав составляют коренные проблемы идеологической борьбы в годы оккупации страны и в послевоенный период. Поэт старшего поколения А. Сикелианос отразил столкновение духа свободы с тиранией в своей трагедии «Сивилла» (1940). Он выразил героич. дух нар. Сопротивления в стихах, несколько отвлеченно — в трагедиях «Дедал на Крите» (1943), «Христос в Риме» (1946), «Смерть Дигениса» (1950). Передовые идеалы антифашист. движения 30-х гг., борьбы за демократию в послевоен. годы нашли воплощение в творчестве поэта Я. Рицоса (р. 1909); отражение тяжелых испытаний этих лет (сб. «Бдение», 1954, и др.) сопровождается в стихах Рицоса поисками новых форм выражения, углублением проблематики («Лунная соната», 1956, и др.). Н. Вреттакос (р. 1911) посвящает свои насыщенные лирич. и драматич. красками стихи защите идеалов дружбы между людьми. В годы оккупации большую популярность приобрели стихи С. Мавроиди-Пападаки, Н. Карвуниса и др. Идеи прогрессивного движения отражены в творчестве поэтов Н. Папаса, Ф. Ангулеса, Т. Ливадитиса, поэтессы Р. Буми-Папа, поэтов А. Спилиоса, Д. Рендиса, П. Антеоса, поэтессы Мелпо Аксиоти и др. Совр. проблематика занимает также большое место в творчестве поэтов М. Анагностакиса, Т. Патрикиоса, К. Кулуфакоса, С. Павлеаса, Д. Дукариса, Х. Кулуриса, Г. Сарандиса и др.
Более сложен путь авторов, стоящих в стороне от передового обществ. движения. Под знаком сюрреализма развивалось творчество поэтов Н. Энгонопулоса, А. Эмпирикоса, отчасти Н. Гацоса, Г. Темелиса и др. Среди поэтов поколения 30-х гг. видное место занимают Г. Сеферис (р. 1900) и О. Элитис (р. 1912) — авторы значит. произв., испытавшие влияние модернист. направлений; в стихах Сефериса восприятие природы порождает смутные ассоциации, тревожные раздумья о судьбах человека и культуры. В поэзии Элитиса жизнеутверждающие настроения ранних стихов сменились трагич. мотивами в произв., посвященных войне против фашист. Италии («Песнь героическая и траурная...», 1945), тяжелым испытаниям, выпавшим на долю греч. народа в последние годы («Аксион Эсти», 1960). В 30-е гг. выступил поэт Н. Кавадиас (р. 1910), автор лирич. стихов на морские темы, проникнутых человечностью, настроениями тоски и печали. В бурж. поэзии последних десятилетий усилились пессимистич. настроения. Религ.-мистич. мотивы звучат в поэзии Т. Папацониса; для стихов поэтессы Зои Карелли
358
характерна камерность. Размышления о судьбах индивида в совр. обществе находят противоречивое отражение в стихах А. Диктеоса, Г. Вафопулоса, М. Димакиса и др.
В области прозы в конце 30-х гг. выступил М. Лудемис (р. 1912), автор рассказов и повестей («Корабли не причалили», 1938; «Печальные дни», «Тучи сгущаются», «Мальчик считает звезды», 1956—57, и др.), где осн. тема — безрадостное детство, судьба бесправных, обездоленных людей. Суровые образы участников всенар. борьбы против фашизма запечатлены в публицистически острых произв. «Хайдари», «Пепел и фениксы», рассказе «Маро Батариа» Т. Корнароса (р. 1909). В повести «Огонь» и в рассказах Д. Хадзиса выступают жизненно правдивые герои, воплощающие изменения в самосознании широких обществ. слоев. Событиям периода оккупации и Сопротивления посвящен также сб. рассказов С. Патадзиса «Кровавые годы», рассказы Н. Папапериклиса, Н. Катифориса, А. Ненедакиса, рассказы и романы «Ночи и рассветы» (1961), «Горы» (1963) М. Александропулоса, произв. К. Босиса, писательниц М. Аксиоти, Э. Алексиу, Г. Казандзаки, Дидо Сотириу и др., роман К. Кодзиаса «Небо в копоти», очерки и хроника о событиях Сопротивления. События войны нашли воплощение в романе Л. Акритаса «Вооруженные» (1947). Одной из особенностей совр. прогрессивной Г. н. л. является обращение к историч. тематике периода войны за независимость 1821, освещение историч. материала в духе идеалов свободы, защиты нар., нац.-революц. традиций. В этом жанре написаны историч. хроники Д. Фотиадиса (р. 1898) — «Месолонги» (1953), «Караис-какис» (1958), «Канарис» (1959), роман-хроника о крест. движении З. Скароса «Корни реки» (1960), историч. драма В. Ротаса «Колокотронис» (1955). Н. Казандзакис (1883—1957), выступивший в лит-ре в 1906, написал философ. поэму «Одиссея» (1938), очерки, путевые заметки, романы («Алексис Зорбас», 1946, «Христа распинают снова», 1950, «Капитан Михалис», 1953, «Последнее искушение», 1955). Отрицание бурж. морали, протест против угнетения и эксплуатации сочетаются в творчестве Казандзакиса с проповедью идеалистич. взглядов. Правдиво рисуют жизнь трудового народа прозаики-маринисты Х. Левандас, К. Сукас, В. Лулис и Я. Манглис, автор повести «Контрабандисты Эгейского моря» и др. В разных жанрах прозы выступают Г. Григорис, П. Глезос, писательницы Т. Ставру, Е. Влами, К. Дипла-Маламу и др. Противоречиво восприятие совр. действительности в прозе 50-х гг. — С. Пласковитиса, А. Самаракиса, Костулы Митропулу. Критич. настроения, поиски новых средств выражения характерны для молодых прозаиков В. Василикоса, М. Кумандареаса и др. Значит. явлениями в лит. жизни последних лет были романы А. Франгиаса «Люди и дома» (1956) и «Железные ворота» (1962), роман К. Кодзиаса «Забой № 7» (1960), посвященные жизни и борьбе рабочего класса, судьбам участников Сопротивления в послевоен. Греции. Критич. изображение действительности с позиций крайнего пессимизма характерно для Н. Каздаглиса. К изображению событий периода оккупации и Сопротивления обращаются бурж. писатели и старшего и младшего поколений (Р. Провеленгиос, Т. Франгопулос, А. Кодзиас, Н. Каздаглис и др.). Однако и тем и другим не удается избежать искажения историч. правды. В 30—50-е гг. к историч. драме обращаются А. Терзакис, Д. Ромас, Г. Руссос, М. Скулудис и др. Философ. драмы писали Н. Казандзакис, П. Превелакис. К историч. пьесе, а также к жанрам комедии и драмы обращались Мелас, Г. Теотокас и др. Воплощение передовых обществ. идеалов определяет содержание пьес В. Ротаса, Д. Фотиадиса, Г. Севастикоглу, Н. Катифориса и др. драматургов. Совр. проблематику отражают
359
в своих пьесах драматурги, выступившие в конце 40-х — нач. 50-х гг., — А. Дамьянос, Н. Перьялис, И. Кампанеллис, Г. Ставру, и в 60-х гг. — В. Андреопулос, В. Гуфас и др. В послевоен. греч. драматургии значит. место занимает комедия, не лишенная элементов реалистич. бытовой и социальной сатиры (П. Кайас, М. Кунелакис, Д. Псафас, Г. Руссос, Н. Цекурас и др.).
Г. н. л. развивается также вне греч. территории — на о-ве Кипр (см. Кипрская литература) и в греч. колонии в Египте (прозаики С. Циркас, Г. Алитерсис и Е. Воиску, поэтесса Е. Палеологу-Петронда, критик Т. Маланос и др.).
В лит. критике с конца 20-х гг. субъективно-идеалистич. линии Я. Апостолакиса и Ф. Политиса противостоит марксист. критика в трудах К. Варналиса, Д. Глиноса и др., традиции к-рой продолжают М. Авгерис, Д. Фотиадис, а также выступившие в послевоен. время Т. Вурнас, К. Порфирис, Д. Рафтопулос, М. Папаиоану и др. Серьезный вклад в лит-ведение внесли работы И. Вутиеридиса, Г. Валетаса, историка Н. Вейса. Большой фактический материал по вопросам Г. н. л. собран в трудах буржуазных литературоведов К. Димараса, Г. Зораса, А. Кампаниса, Л. Политиса, Н. Томадакиса, критиков В. Варикаса, А. Карандониса и др.
Литературная периодика. Первая греч. газ. «’Εφημερίς» («Ежедневная газета», 1790—97) изд. в Вене; там же изд. двухнедельный журн. «Λόγιος ‘Ερμη̃ς» («Ученый Гермес», 1811—1821), ред. — А. Газис, с 1816 — Г. Фармакидис и К. Коккинакис; журнал способствовал распространению просветит. идей А. Кораиса в период подготовки освободит. восстания в Греции; был закрыт австр. властями. В освобожденной от турок Греции лит. произв. печатались в общих газетах. В «Γενικὴ ἐφημερίς τη̃ς ‘Ελλάδος» («Общегреческая газета», с 1825) был опубликован «Гимн к свободе» Д. Соломоса; произв. патриотич. содержания печатались в газ. «‘Ελληνικὰ χρονικά» («Греческая хроника», 1824—26) и в др. Первым лит. журн. был двухнедельный «‘Εστία» («Очаг», 1876—95), ред. — Г. Дросинис; журнал печатал худож. произв., критич. статьи К. Паламаса, Г. Ксенопулоса и др. Передовые демократич. взгляды отражены в сатирич. журнале «Ραμπαγα̃ς» («Рамбагас», 1878—85), ред. — К. Триандафиллос. Кратковременным было существование лит. журналов: «Τέχνη» («Искусство», 1898—99), ред. — К. Хадзопулос; «Διόνυσος» («Дионис», 1901—02), ред. — К. Хадзопулос и Я. Камбисис, а также «‘Ηγησώ» («Игисо», 1907—08), в к-ром участвовали молодые поэты эстетско-формалистич. взглядов. Крупным лит. изд. нач. 20 в. был двухнедельный журн. «Παναθήναια» («Панафинеа», 1900—15), опубл. произв. писателей разных направлений. Большую роль в развитии Г. н. л. сыграл лит. журн. «Νουμα̃ς» («Нума», 1903—31), ред. — Д. Тангопулос; журнал объединил передовых молодых литераторов 1-й четв. 20 в. (Р. Голфис и др.), стал осн. органом движения «димотикизма». Защиту передовых обществ. взглядов продолжали журн. «’Αναγέννηση» («Возрождение», 1926—28), ред. — Д. Глинос; «Πρωτοπόροι» («Авангард», 1931—32), «Νέοι πρωτοπόροι» («Новый авангард», 1932—36), объединившие левых молодых писателей. Бурж. лит. журн. «Νέα ‘Εστία» («Новый очаг», с 1927), ред. — Г. Ксенопулос, с 1933 — П. Харис, печатает произв. писателей разных направлений; в послевоен. время занимает реакц. позиции. Бурж. писатели объединялись также вокруг журн. «‘Ελληνικὴ Δημιουργία» («Греческое творчество», 1948—52), ред. — С. Мелас.
В лит. жизни 30-х гг. видное место занял журн. «Νεοελληνικὰ γράμματα» («Новогреческая литература», 1936—41), ред. — Д. Фотиадис; журнал защищал идеалы нац.-демократич. лит-ры в условиях фашист. диктатуры. После войны писатели — участники Движения Сопротивления — объединились вокруг журн. «’Ελεύθερα γράμματα» («Свободная литература», 1945—51), ред. — Д. Фотиадис; журнал вел активную борьбу в защиту демократич. лит-ры. Эти же идеалы ныне защищает журн. «’Επιθεώρηση τέχνης» («Обозрение искусства», с 1955), объединяющий прогрессивных писателей. Основанный в 1956 ежеквартальный альм. «Καινούργια ’Εποχή» («Новая эпоха»), ред. — Я. Гуделис, печатает произв. писателей разных направлений. Вокруг журнала «’Εποχές» («Времена», с 1963) группируются писатели бурж.-либерального направления. Вопросам лит-ры и худож. критики посвящают статьи газеты, в т. ч. прогрессивная газ. «Αὐγή» («Заря»).
Лит.: Греч. нар. песни, пер. В. Нейштадта, М., 1957; Рассказы греч. писателей. Сб., М., 1959; Lebesque Ph., La Grèce littéraire d’aujourd’hui, P., 1906; Pernot H., Etudes de littérature grecque moderne, P., 1916; Hesseling D., Histoire de la littérature grecque moderne, P., 1924; Mirambel A., Anthologie de la prose néohellénique (1884—1948), P., 1950; его же, La littérature grecque moderne, P., 1953; Lavagnini B., Storia della letteratura Neoellenica, Mil., 1955; Trypanis
360
C. A., Medieval and modern greek poetry, Oxf., 1951; Probleme der neugriechischen Literatur, Bd 1—4, Akademie-Verlag, B., 1959; Βουτιερίδης Η., ‘Ιστορία τη̃ς Νεοελληνικη̃ς λογοτεχνίας, τ. 1—2, ’Αθη̃ναι, 1924—27; Δημαρα̃ς Κ., ‘Ιστορία τη̃ς Νεοελληνικη̃ς λογοτεχνίας, ’Αθη̃ναι, 1954; Βάρναλης Κ., Αἰσθητικά — κριτικά, τ. Β′, ’Αθη̃ναι, 1958; Αὐγέρης Μ., Κριτικά — Αἰσθητικά — ’Ιδεολογικά. Πολ. καὶ Λογοτεχν. ἐκδ., 1959.
Димитрис Спатис.