332

ГРАЦЦИ́НИ (Grazzini), Антон Франческо [наст. имя; прозвище — Ласка (Lasca); 22.III.1503, Флоренция, — 18.II.1584, там же] — итал. писатель. По профессии был аптекарем. Участвовал в учреждении лит. об-ва «Академия мокрых». Затем, разойдясь с членами этого об-ва, основал академию Круска (см. Круска академия делла). Г. считал, что писать надо на нар. языке, возражал против проникновения в лит-ру латыни. Он был противником изощренной поэзии петраркистов и сам писал стихи и поэмы в бурлескном стиле: «Война чудовищ» («Guerra dei mostri»), «Поэма о гигантах» («La gigantea»), «Поэма о карликах» («La nanea»), «Канцона в похвалу колбасе» («Canzone in lode della salsiccia»). Г. критиковал совр. комедиографов за то, что они изображали нравы не своей эпохи, а античной, но в собств. комедиях («Ревность» — «La gelosia», «Одержимая» — «La spiritata», «Ведьма» — «La strega», «Ханжа» — «La pinzochera», «Сивилла» — «La sibilla», «Родственники» — «I parentadi», «Обманщик» — «L’arzigogolo», написаны 1540—50) широко использовал не только драматургию своих предшественников, но и мотивы антич. комедии. Наиболее

333

известное соч. Г. — сб. комич. новелл, получивший назв. «Вечерние трапезы» («Le cene», написан между 1540 и 1547). Новеллы рассказываются от лица молодых людей, к-рые собираются во время карнавала в течение трех вечеров. Написанная живым разговорным языком и рисующая реальный быт Флоренции 16 в., вводная часть (обрамление) стоит выше самих новелл. Г. подражал Дж. Боккаччо, но его стиль грубоват и тяжеловесен.

Соч.: Teatro, a cura di G. Grazzini, Bari, 1953; в рус. пер. — Из «Вечерних трапез», в кн.: Итал. новелла Возрождения, М., 1957.

Лит.: Гаспари А., История итал. лит-ры, т. 2, М., 1897; Croce B., Poesia popolare e poesia d’arte, Bari, 1933; Rossi V., Storia della letteratura italiana, 16 ed., v. 2, Mil., 1956; Bonora E., Novelle e commedie del cinquecento, Torino, 1960.

Н. Г. Елина.