307

ГО́ФМАН (Hoffmann), Эрнст Теодор Амадей (24.I.1776, Кёнигсберг, — 25.VI.1822, Берлин) — нем. писатель и композитор. Сын чиновника, воспитывался в бюргерской чиновничьей среде. Изучал юридич. науки в Кёнигсбергском ун-те. Уже в юности Г. занимался музыкой, живописью и лит-рой. С 1805 решил посвятить себя иск-ву. В Бамберге, Дрездене, Лейпциге Г. сочинял муз. произв., был дирижером, режиссером, художником-декоратором в театрах. В 1814 переехал в Берлин, в 1816 поступил на гос. службу. Г. — выдающийся муз. критик, композитор, автор первой в Германии романтич. оперы «Ундина». Первые лит. произв. Г., связанные с его занятиями музыкой, печатались в лейпцигской «Всеобщей музыкальной газете» («Allgemeine musikalische Zeitung»): рассказы «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809), «Музыкальные страдания Иоаганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Kreisler’s, des Kapellmeisters musikalische Leiden», 1810), «Дон Жуан» («Don Juan», 1813). Позднее рассказы Г. были объединены в сб. «Фантазии в духе Калло» («Fantasiestücke in Callot’s Manier», Bd. 1—4, 1814—15).

«Житейские воззрения кота Мурра» (Берлин, 1958)

«Житейские воззрения кота
Мурра» (Берлин, 1958). Илл.
А. Лескошека.

С первых шагов Г. показал себя выдающимся представителем нем. романтич. школы. В Германии, где феод. пережитки были особенно прочны, бурж. развитие принимало болезненно уродливые формы. Центр. тема первого сб. Г. — судьба художника и место иск-ва в совр. обществе. Сатирически рисуя дворянское и бурж. общество, погрязшее в корыстных и обыденно ничтожных делах, Г. показывает, что люди иск-ва в этом мире обречены на одиночество и страдания. Так, судьба Крейслера, самого значит. из героев Г., складывается трагически. В повести «Золотой горшок» («Der goldene Topf», 1814) впервые у Г. ярко выступает борьба светлых и темных сил за душу героя, при этом мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом, а худож. эффект достигается сочетанием этих двух планов. В романе «Элексир дьявола» («Die Elexiere des Teufels», 1815—16) действительность предстает как стихия темных, сверхъестеств. сил. Г. рисует трагич. распад человеч. связей под влиянием жестоких индивидуалистич. инстинктов. В «Удивительных страданиях одного директора театра» («Seltsame Leiden eines Theater-Direktors», 1819) сатирически изображены театр. нравы, индивидуализм актеров, безвластие режиссера, невозможность связать театр с

308

большими задачами иск-ва. Г. отрицательно относился к сентиментально-мещанской драме А. Коцебу; величайшим драматургом для него, как и для большинства романтиков, является У. Шекспир. Повесть-сказка Г. «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» («Klein Zaches genannt Zinnober», 1819) — одно из лучших гротескно-сатирич. изображений нем. общества нач. 19 в. В символико-фантастич. форме здесь выступают реальные черты бурж. отношений — награды выпадают на долю тех, кто присваивает себе плоды чужих трудов. К этой сатире проявил интерес К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 2, 1957, с. 602).

«Повелитель блох» (Берлин, 1822). Обложка

«Повелитель блох» (Берлин, 1822).
Обложка.

«Житейские воззрения кота Мурра» (Берлин, 1958). Илл. А. Лескошека.

«Житейские воззрения кота Мурра» (Берлин, 1958). Илл. А. Лескошека.

В «Ночных рассказах» («Nachtstücke», Tl 1—2, 1817), в сб. «Серапионовы братья» «Die Serapions-Brüder», Bd 1—4, 1819—21, рус. пер. 1836), в «Последних рассказах» («Die letzten Erzählungen», изд. 1825) Г. то в сатирич., то в трагич. плане рисует конфликты совр. жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и темных сил. Темные силы, в понимании Г., — это в конечном итоге эгоизм собственнич. мира, его поклонение мертвой фетишизированной вещи. Светлые силы — это бескорыстные чувства, прежде всего любовь, фантазия и мечта — внутр. мир человека. В этих сб-ках обнаруживается мастерство Г.- рассказчика — богатство тем, ситуаций, сюжетных ходов. В неоконч. романе «Житейские воззрения кота Мурра» («Lebensansichten des Katers Murr», 1820—22) Г. сочетает разные эмоциональные и сюжетные планы, элементы трагедии и комедии, сатиры и лиризма, гротеска и шутки. Роман Г. — сатира на нем. филистера, на феод.-абсолютистские порядки; здесь изображен мир индивидуалистич. страстей — от самых примитивных до самых изощренных и страшных. В романе «Повелитель блох» («Meister Floh», 1822) содержатся смелые выпады против полицейского режима в Пруссии. Из-за этого романа Г. оказался под судом; до конца жизни он считался политически неблагонадежным. В своих эстетич. взглядах (очерк «Жак Калло», вступление к «Серапионовым братьям», рассказ «Угловое окно») Г. исходит из двух, метафизически

309

противопоставленных друг другу начал — духовного и материального. Действительность — необходимый элемент творчества, но она лишь исходный пункт и средство выражения духовного, «внутреннего». В прозе Г. намечены существ. черты реализма 19 в. Мн. темы и проблемы реалистич. лит-ры бурж. общества затрагиваются у Г. еще в мистифицированной форме. В нек-рых отношениях он — предшественник О. Бальзака, Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского.

Произв. Г. становятся популярны за пределами Германии в 1-й пол. 19 в. (особенно во Франции). Знакомство с Г. в России начинается с 20-х гг. Период наибольшего интереса к его творчеству в России — 2-я пол. 30-х гг. 19 в. В. Г. Белинский ценил реалистич. и сатирич. тенденции у Г., утверждая, что его фантазия противостоит «пошлой рассудочности». В то же время критик порицал в Г. отрыв от «живой и полной действительности». П. И. Чайковский создал музыку к балету на мотивы сказки Г. «Щелкунчик» (1892). Символистов и модернистов Г. привлекал фантастич. и мистич. сторонами своего творчества. В то время как многие совр. бурж. литературоведы занимаются проблемой иррационализма у Г., в работах сов. ученых раскрываются реалистич. тенденции его творчества.

Соч.: Werke, Bd 1—15, [2 Aufl.], B., [1927]; Dichtungen und Schriften, Bd 1—15, Lichtenstein — Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1—6, B., 1958; Werke, W., 1958; E. T. A. Hoffmann im persönlichen und brieflichen Verkehr. Gesammelt und erläutert von Hans von Müller, Bd 1—2, B., 1912; Tagebücher und literarische Entwürfe, Bd 1, B., 1915; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1896—99; Собр. соч., предисл. П. С. Когана, т. 1—7, М., 1929—30 (не законч.); Новеллы и повести. Вступ. ст. Н. Я. Берковского, Л., 1936; Избр. произв. в трех томах. [Вступ. ст. и прим. И. Миримского], М., 1962; Библиография рус. переводов и критич. лит-ры, сост. З. В. Житомирская, М., 1964.

Лит.: Герцен А. И., Гофман, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Игнатов С. С., Э. Т. А. Гофман. Личность и творчество, М., 1914; Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, СПБ, 1922; Миримский И., Романтизм Э. Т. А. Гофмана, «Уч. зап. МГПИ. Каф. истории всеобщей лит-ры», 1937, в. 3; Ellinger G., E. T. A. Hoffmann, Hamb. — Lpz., 1894; Sucher P., Les sources du merveilleux chez E. T. A. Hoffmann, P., 1912; Harich W., E. T. A. Hoffmann, Bd 1—2, B., [1920]; Salomon G., E. T. A. Hoffmann. Bibliographie, 2 Aufl., B., 1927; Piana T., E. T. A. Hoffmann. Ein Lebensbild, [B., 1953]; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Olten — Köln, [1954]; Bergengruen W., E. T. A. Hoffmann, Z., 1960; Werner H. G., E. T. A. Hoffmann, Weimar, 1962.

С. П. Гиждеу.