307
ГО́ФМАН (Hoffmann), Эрнст Теодор Амадей (24.I.1776, Кёнигсберг, — 25.VI.1822, Берлин) — нем. писатель и композитор. Сын чиновника, воспитывался в бюргерской чиновничьей среде. Изучал юридич. науки в Кёнигсбергском ун-те. Уже в юности Г. занимался музыкой, живописью и лит-рой. С 1805 решил посвятить себя иск-ву. В Бамберге, Дрездене, Лейпциге Г. сочинял муз. произв., был дирижером, режиссером, художником-декоратором в театрах. В 1814 переехал в Берлин, в 1816 поступил на гос. службу. Г. — выдающийся муз. критик, композитор, автор первой в Германии романтич. оперы «Ундина». Первые лит. произв. Г., связанные с его занятиями музыкой, печатались в лейпцигской «Всеобщей музыкальной газете» («Allgemeine musikalische Zeitung»): рассказы «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809), «Музыкальные страдания Иоаганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Kreisler’s, des Kapellmeisters musikalische Leiden», 1810), «Дон Жуан» («Don Juan», 1813). Позднее рассказы Г. были объединены в сб. «Фантазии в духе Калло» («Fantasiestücke in Callot’s Manier», Bd. 1—4, 1814—15).
«Житейские воззрения кота
Мурра» (Берлин, 1958). Илл.
А. Лескошека.
С первых шагов Г. показал себя выдающимся представителем нем. романтич. школы. В Германии, где феод. пережитки были особенно прочны, бурж. развитие принимало болезненно уродливые формы. Центр. тема первого сб. Г. — судьба художника и место иск-ва в совр. обществе. Сатирически рисуя дворянское и бурж. общество, погрязшее в корыстных и обыденно ничтожных делах, Г. показывает, что люди иск-ва в этом мире обречены на одиночество и страдания. Так, судьба Крейслера, самого значит. из героев Г., складывается трагически. В повести «Золотой горшок» («Der goldene Topf», 1814) впервые у Г. ярко выступает борьба светлых и темных сил за душу героя, при этом мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом, а худож. эффект достигается сочетанием этих двух планов. В романе «Элексир дьявола» («Die Elexiere des Teufels», 1815—16) действительность предстает как стихия темных, сверхъестеств. сил. Г. рисует трагич. распад человеч. связей под влиянием жестоких индивидуалистич. инстинктов. В «Удивительных страданиях одного директора театра» («Seltsame Leiden eines Theater-Direktors», 1819) сатирически изображены театр. нравы, индивидуализм актеров, безвластие режиссера, невозможность связать театр с
308
большими задачами иск-ва. Г. отрицательно относился к сентиментально-мещанской драме А. Коцебу; величайшим драматургом для него, как и для большинства романтиков, является У. Шекспир. Повесть-сказка Г. «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» («Klein Zaches genannt Zinnober», 1819) — одно из лучших гротескно-сатирич. изображений нем. общества нач. 19 в. В символико-фантастич. форме здесь выступают реальные черты бурж. отношений — награды выпадают на долю тех, кто присваивает себе плоды чужих трудов. К этой сатире проявил интерес К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 2, 1957, с. 602).
«Повелитель блох» (Берлин, 1822).
Обложка.
«Житейские воззрения кота Мурра» (Берлин, 1958). Илл. А. Лескошека.
В «Ночных рассказах» («Nachtstücke», Tl 1—2, 1817), в сб. «Серапионовы братья» «Die Serapions-Brüder», Bd 1—4, 1819—21, рус. пер. 1836), в «Последних рассказах» («Die letzten Erzählungen», изд. 1825) Г. то в сатирич., то в трагич. плане рисует конфликты совр. жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и темных сил. Темные силы, в понимании Г., — это в конечном итоге эгоизм собственнич. мира, его поклонение мертвой фетишизированной вещи. Светлые силы — это бескорыстные чувства, прежде всего любовь, фантазия и мечта — внутр. мир человека. В этих сб-ках обнаруживается мастерство Г.- рассказчика — богатство тем, ситуаций, сюжетных ходов. В неоконч. романе «Житейские воззрения кота Мурра» («Lebensansichten des Katers Murr», 1820—22) Г. сочетает разные эмоциональные и сюжетные планы, элементы трагедии и комедии, сатиры и лиризма, гротеска и шутки. Роман Г. — сатира на нем. филистера, на феод.-абсолютистские порядки; здесь изображен мир индивидуалистич. страстей — от самых примитивных до самых изощренных и страшных. В романе «Повелитель блох» («Meister Floh», 1822) содержатся смелые выпады против полицейского режима в Пруссии. Из-за этого романа Г. оказался под судом; до конца жизни он считался политически неблагонадежным. В своих эстетич. взглядах (очерк «Жак Калло», вступление к «Серапионовым братьям», рассказ «Угловое окно») Г. исходит из двух, метафизически
309
противопоставленных друг другу начал — духовного и материального. Действительность — необходимый элемент творчества, но она лишь исходный пункт и средство выражения духовного, «внутреннего». В прозе Г. намечены существ. черты реализма 19 в. Мн. темы и проблемы реалистич. лит-ры бурж. общества затрагиваются у Г. еще в мистифицированной форме. В нек-рых отношениях он — предшественник О. Бальзака, Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского.
Произв. Г. становятся популярны за пределами Германии в 1-й пол. 19 в. (особенно во Франции). Знакомство с Г. в России начинается с 20-х гг. Период наибольшего интереса к его творчеству в России — 2-я пол. 30-х гг. 19 в. В. Г. Белинский ценил реалистич. и сатирич. тенденции у Г., утверждая, что его фантазия противостоит «пошлой рассудочности». В то же время критик порицал в Г. отрыв от «живой и полной действительности». П. И. Чайковский создал музыку к балету на мотивы сказки Г. «Щелкунчик» (1892). Символистов и модернистов Г. привлекал фантастич. и мистич. сторонами своего творчества. В то время как многие совр. бурж. литературоведы занимаются проблемой иррационализма у Г., в работах сов. ученых раскрываются реалистич. тенденции его творчества.
Соч.: Werke, Bd 1—15, [2 Aufl.], B., [1927]; Dichtungen und Schriften, Bd 1—15, Lichtenstein — Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1—6, B., 1958; Werke, W., 1958; E. T. A. Hoffmann im persönlichen und brieflichen Verkehr. Gesammelt und erläutert von Hans von Müller, Bd 1—2, B., 1912; Tagebücher und literarische Entwürfe, Bd 1, B., 1915; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1896—99; Собр. соч., предисл. П. С. Когана, т. 1—7, М., 1929—30 (не законч.); Новеллы и повести. Вступ. ст. Н. Я. Берковского, Л., 1936; Избр. произв. в трех томах. [Вступ. ст. и прим. И. Миримского], М., 1962; Библиография рус. переводов и критич. лит-ры, сост. З. В. Житомирская, М., 1964.
Лит.: Герцен А. И., Гофман, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Игнатов С. С., Э. Т. А. Гофман. Личность и творчество, М., 1914; Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, СПБ, 1922; Миримский И., Романтизм Э. Т. А. Гофмана, «Уч. зап. МГПИ. Каф. истории всеобщей лит-ры», 1937, в. 3; Ellinger G., E. T. A. Hoffmann, Hamb. — Lpz., 1894; Sucher P., Les sources du merveilleux chez E. T. A. Hoffmann, P., 1912; Harich W., E. T. A. Hoffmann, Bd 1—2, B., [1920]; Salomon G., E. T. A. Hoffmann. Bibliographie, 2 Aufl., B., 1927; Piana T., E. T. A. Hoffmann. Ein Lebensbild, [B., 1953]; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Olten — Köln, [1954]; Bergengruen W., E. T. A. Hoffmann, Z., 1960; Werner H. G., E. T. A. Hoffmann, Weimar, 1962.
С. П. Гиждеу.