- 285 -
ГО́РЬКИЙ, Максим [псевд.; наст. имя — Алексей Максимович Пешков; 16(28).III.1868, Н. Новгород (ныне г. Горький), — 18.VI.1936, Горки, под Москвой] — рус. сов. писатель, основоположник лит-ры социалистич. реализма, родоначальник сов. лит-ры. Отец Г. — столяр-краснодеревец М. С. Пешков, мать — В. В. Каширина, дочь владельца красильного заведения. Рано потеряв отца, Г. провел детство в доме деда — В. Каширина. 11-летним подростком начал тяжкую жизнь «в людях», служил «мальчиком» при магазине, посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской и т. д. В 1884 безуспешно пытался поступить в Казанский ун-т. Бедствуя, работал грузчиком, пекарем и т. п. Участвовал в нелегальных «кружках саморазвития», где господствовало народнич. направление. Казанский период для Г. — годы напряженных идейно-обществ. исканий, самообразования, первого знакомства с марксистской лит-рой. Критически относясь к народничеству, он, однако, не сразу утвердился на позициях марксизма. В этот же период Г. начал вести просветительно-пропагандист. работу среди рабочих (в Казани) и крестьян (в с. Красновидове). Вскоре он предпринял длительные странствования, желая ближе узнать жизнь народа. В 1888 работал на рыбных промыслах Каспия, затем — на станциях Грязе-Царицынской ж. д. Живя с 1889 в Н. Новгороде, встречался с писателями Н. Е. Карониным-Петропавловским и В. Г. Короленко, к-рый в дальнейшем помог ему войти в лит-ру. Арестованный в 1889 за связи с революц. народниками, Г. с тех пор находился под надзором полиции. Весной 1891 он вновь отправился странствовать «по Руси» — по Волге, через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда — через Крым, Сев. Кавказ — в Тифлис. Здесь Г. провел год, работал молотобойцем, конторщиком в ж.-д. мастерских, общался с передовыми рабочими, революц. деятелями, участвовал в нелегальном кружке. В это время написаны рассказ «Макар Чудра», с к-рым Г. впервые выступил в печати (в тифлисской газ. «Кавказ», 12.IX.1892), поэма «Девушка и Смерть» (опубл. в 1917).
Вернувшись в конце 1892 в Н. Новгород, Г. стал систематически заниматься лит. трудом, печатаясь гл. обр. в поволжских газетах. Переехав в 1895 в Самару, вел в «Самарской газете» обозрение печати «Очерки и наброски» и фельетоны «Между прочим», в к-рых поднимал политич. вопросы, обличал хозяев города, предпринимателей, защищал интересы рабочих, крестьян, служащих. Фельетоны в «Нижегородском листке» о Всероссийской промышл. и худож. выставке, открытой в Н. Новгороде (куда Г. вернулся в сер. 1896), обличали односторонний показ достижений капиталистич. техники, прикрывавших нещадную эксплуатацию трудящихся. В фельетонах о выставке, в статье «Поль Верлен и декаденты» Г. боролся против декадентства
- 286 -
и натурализма. С 1895 рассказы Г. печатались в столичных журналах. В 1898 вышло первое собр. его «Очерков и рассказов» (т. 1—2), вызвавшее небывалый отклик в России, а затем и во всем мире.
Отразив уже в раннем творчестве начало революц. подъема рабочего класса, Г. не сразу выступил как художник социалистич. реализма. Молодой Г. развивал, творчески перерабатывал лучшие традиции реализма (а также прогрессивного романтизма) 19 в. Но уже в 90-е гг. он был новатором, прокладывавшим пути нового иск-ва. Особенно значительны реалистич. рассказы Г. о людях из народа, нашедших у него иное худож. воплощение, чем у его предшественников («Коновалов», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.). Ростки нового социально-политич. сознания, накоплявшийся протест нар. массы, разгорающаяся мечта о лучшей жизни определяли особенности реализма молодого Г. Но стихийный протест против невыносимых условий жизни выливался у его героев 90-х гг. в бунтарство одиночек. Идеалы их еще смутны, судьбы нередко трагичны. Тем не менее у этих героев нет пассивности, подавленности, их драмы возникают в процессе мучительно трудного пробуждения обществ. сознания. Революц. устремления молодой писатель наиболее полно выразил в легендарно-фольклорных и аллегорич. образах своих романтич. рассказов, звавших к борьбе за освобождение («Старуха Изергиль»). Героич. оптимизм, готовность к самопожертвованию, вера в творч. силы человека, активный гуманизм наполняют эти произв. Осуждая индивидуалистов, противопоставляющих себя народу, Г. тем самым выступал против декадентов с их культом одинокой гордой личности. Героико-романтич. соч. Г., в т. ч. «Песня о Соколе» (1895) и «Песня о Буревестнике» (1901), отражали предреволюц. подъем в стране, помогали развертыванию освободительного движения, приобретали подчас значение революц. прокламаций.
«Песня о Буревестнике» (Минск,
1940). Илл. А. Шахрай.Новый период творч. развития Г. наступил в конце 90-х — нач. 900-х гг. Писатель солидаризировался с направлением ленинской «Искры», принимал деятельное участие в революц. движении, общался с передовыми рабочими. Он сотрудничал в журн. «Новое слово» (1897), «Жизнь» (1899—1901), где печатались статьи В. И. Ленина и Г. В. Плеханова; привлек к журналу демократически настроенных беллетристов. Весной 1901, в связи с разгоном студенч. демонстрации в Петербурге, Г. написал прокламацию, призывавшую к свержению самодержавия. За соучастие в организации подпольной типографии в 1901 Г. был выслан в Арзамас. В. И. Ленин в «Искре» протестовал против того, что «европейски знаменитого писателя... самодержавное правительство высылает без суда и следствия из его родного города» (Соч., т. 5, с. 295). В 1902 Г. был избран почетным академиком, но выборы — по распоряжению Николая II — были объявлены недействительными.
На рубеже двух столетий, в первых романах и пьесах Г., начинается формирование социалистич. реализма.
- 287 -
В романах «Фома Гордеев» (1899), «Трое» (1900) прослежены пути рус. капитализма, дана история развития типич. характеров рус. буржуазии. В лице Якова Маякина Г. разоблачает буржуазию, осознавшую свою экономич. силу и рвущуюся к политич. власти. В образе Фомы Гордеева создан характер бунтаря-отщепенца, обличающего свой класс. В романе «Фома Гордеев» впервые у Г. из общей массы трудящихся выделен пролетариат. В романе «Трое» нарисован мир гор. бедноты, где борются мелко-бурж. и пролет. тенденции. Собственнику Луневу противопоставлен рабочий Грачев, находящий верную жизненную дорогу в сближении с социалистич. кружком.
«Фома Гордеев» (Москва, 1956).
Илл. В. Серова.К 1899—1900 относится личное знакомство Г. с А. П. Чеховым и Л. Н. Толстым, высоко ценившими его талант. В это же время завязываются тесные связи Г. с Моск. Худож. театром, к-рый ставит его первые пьесы («Мещане» и «На дне»). В нач. 900-х гг. Г. возглавил изд-во «Знание» и объединил вокруг него писателей-реалистов демократич. направления (А. П. Чехов, А. Серафимович, А. И. Куприн, Скиталец, В. В. Вересаев и др.).
Созданные в обстановке революц. подъема нач. 900-х гг. и направленные против бурж. идеологии, пьесы Г. имели огромное обществ. и худож. значение. Их исполнение на сцене вызывало демонстрации против царского пр-ва, манифестации демократич. аудитории. В «Мещанах» (1901) автор обличал не только патриархально-консервативных «отцов», но и либеральничающих «детей» — индивидуалистов. Новаторским является образ Нила; в его лице впервые получил худож. воплощение характер рус. рабочего-борца, преобразователя жизни, нового героя истории. В пьесе «На дне» (1902) автор показал людей, сброшенных на «дно» жизни; в их судьбе он увидел «вещественное доказательство преступления», каждодневно совершаемого капиталистич. обществом. В тоже время Г. развенчал христ. гуманизм странника Луки, его болеутоляющую ложь, старание примирить с бесчеловечной жизнью измученных, угнетенных людей. Устами Сатина, а затем в философско-лирич. поэме «Человек» (1903) Г. утверждал достоинство человека, веру в его разум, творч. силы.
В 1904—05 Г. написал неск. пьес об интеллигенции, ее отношении к народу, к революции. В противовес народнич. представлениям об интеллигенции как единой «сверхклассовой» демократич. группе Г. вскрывал резкое расслоение и борьбу в этой среде. В «Дачниках» (1904) ренегатствующим либералам противопоставлена подлинно демократич. интеллигенция, к-рая принимает участие в освободит. движении. В «Детях солнца» (1905) показано, как разрушаются представления аполитичных интеллигентов о возможности свободной науки в бурж. обществе, их претензии на независимость; автор звал мастеров культуры творить для народа. В пьесе «Варвары» (1905) Г. утверждал мысль о моральном варварстве буржуа, о том, что действительное обновление отсталой «деревянной» Руси может принести не капиталистич. цивилизация, а социальное
- 288 -
освобождение, подготовляемое революц. борьбой.
В событиях 1905 Г. принимал непосредств. участие. После расстрела демонстрации 9 янв. 1905, к-рый Г. тщетно пытался предотвратить, он написал прокламацию с призывом к свержению самодержавия, за что был заключен в Петропавловскую крепость. В результате обществ. протеста, охватившего Россию и интеллигенцию Зап. Европы, пр-во освободило Г. Летом 1905 он вступил в партию большевиков. В окт. 1905 при содействии Г. была организована первая большевистская легальная газ. «Новая жизнь», к-рой с начала ноября этого же года руководил Ленин; 27.XI.1905 в Петербурге состоялась первая встреча Г. и Ленина. В дни Московского декабрьского вооруж. восстания 1905 Г. снабжал рабочие боевые дружины оружием и деньгами; в Москве у него была конспиративная квартира, где встречались революционеры. За участие в восстании Г. угрожали репрессии. Партия решила направить его в заграничную поездку. В нач. 1906 он нелегально выехал из России и вскоре прибыл в Америку. За границей Г. написал неск. воззваний к пролетариату и интеллигенции в защиту рус. революции, с протестом против предоставления иностр. займов царю. В своих выступлениях Г. рассказывал правду о ходе рус. революции, призывал оказывать ей помощь. Амер. пресса начала травлю Г., добиваясь, чтобы он покинул США. Однако писатель пробыл в Америке до осени. Здесь написаны сатирич. памфлеты «Мои интервью» (1906) и очерки «В Америке» (1906), в к-рых Г. указывал на перерождение бурж. культуры в США и во Франции, утрату бурж.-демократич. свобод, на зависимость их пр-в от власти крупного капитала. Своими очерками и памфлетами Г. доказывал, что капитализм стал препятствием на пути историч. прогресса и развития демократии. В «интервью» с Вильгельмом II («Король, который высоко держит свое знамя») Г. создал образ одного из столпов герм. империализма, образ, предвосхищающий зловещие фигуры фашистских вожаков.
Революция 1905—07 вызвала необычайный подъем творчества Г., создавшего в этот период замечат. образцы лит-ры социалистич. реализма. В пьесе «Враги» (1906) он показал, как забастовочное движение пролетариата поднимается до политич. борьбы против буржуазии, как растет социалистич. идейность у рабочих, усиливается влияние большевиков. В образах Скроботовых Г. заклеймил контрреволюц. буржуазию, стремящуюся к открытой диктатуре, в образах Захара и Полины Бардиных — либеральную буржуазию, к-рая пыталась путем обмана народа и соглашения с самодержавием пробраться к власти. В финале пьесы раскрывается перспектива грядущей победы пролетариата. В том же 1906 Г. написал роман «Мать», материал для к-рого дали события Сормовской первомайской демонстрации 1902 и суд над ее участниками. Впервые в лит-ре Г. изобразил борьбу революц. пролетариата против бурж. строя за социализм, создал яркий образ проф. революционера, сознат. борца за дело рабочего класса. В романе изображено объединение крестьянства и передовой интеллигенции вокруг пролетариата и его революц. партии. Одна из гл. тем романа «Мать» — рождение нового человека в процессе коллективной освободит. борьбы. В мае 1907 Г. присутствовал в Лондоне на V съезде партии, где с восхищением следил за борьбой В. И. Ленина и торжеством его идей. Прочитав «Мать» в рукописи, Ленин в беседе с Г. отметил своевременность появления книги, важность ее темы — темы перерастания стихийного рабочего движения в организованную пролет. борьбу. Проникнутый верой в будущее, в победу революции, в силу творч. труда, в безграничные возможности освобожденного народа, роман Г. художественно
- 289 -
воплощал идеи социалистич. гуманизма. Роман «Мать» и пьеса «Враги» явились классич. образцами нового иск-ва социалистич. реализма. Вскоре «Мать» была переведена на мн. языки и сделалась настольной книгой миллионов.
Осенью 1906 Г. прибыл в Италию и поселился на о. Капри. В период реакции он сблизился с группой А. А. Богданова и отступил в нек-рых положениях от большевистских теоретич. позиций. Это сказалось на курсе лекций по рус. лит-ре, читанных Г. в «каприйской школе» (1909). Серьезной ошибкой Г. было увлечение т. н. «богостроительством», к-рое наложило печать на повесть «Исповедь» (1908). Культ человека принимает у героев повести религ. окраску; народ становится богом новой религии и в то же время «богостроителем»; к делу революции автор примешивает религ. настроения и идеи. Ленин в письмах к Г. подверг резкой критике «богостроительство», помог писателю укрепиться на марксист. позициях. В пьесе «Последние» (1908) Г. обличал представителей полицейского гос-ва, предсказывал обреченность царского режима. В пьесе «Васса Железнова» (1-я редакция, 1910) изображался процесс разложения буржуазии. Повесть «Лето» (1909) рассказывала об успехах революц. пропаганды среди крестьянства, о растущем влиянии пролетариата, о нарождении нового типа крестьянина. Мещанский мир уездной России изображен в повестях «Городок Окуров» (1909) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910—11), где с большой глубиной обрисованы жизнь и быт «уездных гнезд российской косности», социальная психология и мировоззрение реакц. мещанства. В «Жизни Матвея Кожемякина» отразилось брожение, охватывающее под влиянием революции даже отсталые слои общества. В сатирич. «Русских сказках» (1912 и 1917) Г. осмеивал кладбищенскую лит-ру декадентов, черносотенство, шовинизм.
В конце 1913 Г. использовал амнистию и вернулся в Россию. В 1912—14 он сотрудничал в большевистских газ. «Звезда» и «Правда», в журн.«Просвещение»; под его ред. вышел «Первый сборник пролетарских писателей» (1914). Г. осудил начавшуюся мировую войну, выступал против милитаристов.
В 1915 он основал журн. «Летопись», стремясь придать ему интернац. и антивоен. характер. Лит. отдел журнала, непосредственно руководимый Г., объединил демократически настроенных писателей-реалистов (В. Шишков, М. Пришвин, К. Тренев, Ф. Гладков и др.). Политич. линия философско-публицистич. отдела журнала была противоречивой, на ней сказывалось влияние группы махистов и меньшевиков-интернационалистов (В. Базаров, Н. Суханов, Б. Авилов и др.), на что указывал В. И. Ленин. Борясь с шовинизмом, Г. пропагандировал идею культурного сближения народов России, организовал серию сб-ков, посвященных лит-рам «малых» народов (в 1916—17 вышли сб-ки арм., латыш., фин. лит-р).
Революц. подъем накануне 1-й мировой войны вдохновил Г. на создание выдающихся худож. произв., в т. ч. «Сказок об Италии» (1911—13), где нарисованы картины забастовочного движения, растущего сплочения масс; Г. прославлял человека и народ, творч. труд, междунар. солидарность пролетариата, его борьбу за свободу. Ленин высоко оценил «Сказки» (см. Соч., т. 35, с. 1, 2). В рассказах сб. «По Руси» (1912—16), проникнутых любовью к родине, Г. отразил жестокую правду жизни народа, раскрыл огромные возможности «маленьких великих людей», к-рые своим трудом животворят и украшают родную землю. В 1913—16 опубл. повести «Детство» и «В людях». В них с большой худож. силой запечатлена автобиография человека из низов, поднявшегося к вершинам культуры, творчества, к борьбе за свободу.
- 290 -
Пепе (Берлин, 1960). Илл. Г. Госмана.
В 1917, в период подготовки и проведения Октябрьской революции, Г. недооценил организующую силу партии, революц. пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистич. мелкособственнич. стихии, что отразилось в цикле публицистич. статей «Несвоевременные мысли», опубл. в 1917—18 в полуменьшевистской газ. «Новая жизнь». Позиция, занятая Г. в период Октября, вызвала решительную критику со стороны Ленина, к-рый помогал писателю найти пути преодоления ошибок в самой революц. действительности. Впоследствии Г. не раз признавал полную правоту Ленина (см. Собр. соч., т. 17, 1952, с. 24—27; т. 24, 1953, с. 343; т. 30, 1956, с. 45, 301—02, а также «Ленин и Горький», 1958, с. 262, 270—71, 288, 295). Вскоре Г. стал активно участвовать в строительстве социалистич. культуры. В 1918—19 он помогал организации 1-го Рабоче-крест. ун-та, Большого драматич. театра в Петрограде, выступал инициатором мн. изданий, изд-ва «Всемирная литература». В годы гражд. войны, разрухи и голода Г. проявлял особую заботу о рус. интеллигенции (деятельность в Комиссии по улучшению быта ученых), заботился об охране худож.-историч. ценностей и т. д. В 1919—20 Г. выступал с публицистич. статьями против иностр. интервенции, призывал к сплочению прогрессивных сил Сов. страны и всего мира для защиты революции. 23 апр. 1920 на юбилейном заседании в честь 50-летия Ленина Г. в своей речи говорил о грандиозной работе Ленина для всего человечества. В июле 1920 Г. присутствовал на II конгрессе Коминтерна.
Летом 1921 у Г. возобновился туберкулезный процесс, и по настоянию Ленина он уехал лечиться за границу. С осени 1921 до весны 1924 жил на курортах Германии и Чехословакии, в апр. 1924 переехал в Италию и поселился в Сорренто.
Находясь за рубежом, Г. продолжал борьбу с бурж. идеологией, осуждал деятельность белоэмигрантов, выступал в защиту завоеваний Октябрьской революции; по поручению Ленина участвовал в организации междунар. помощи голодающим Поволжья. Однако нек-рые заблуждения Г. предшествовавших лет давали о себе знать и позднее (особенно в 1922): преувеличение опасности крест. анархизма (ст. «О русском крестьянстве»), отвлеченный гуманизм (выступление против приговора по делу эсеров в 1922).
В 1922 Г. написал повесть «Мои университеты», продолжающую его худож. автобиографию и рассказывающую о казанском периоде жизни писателя, о формировании его революц. сознания. К «Моим университетам» примыкает цикл автобиографич. рассказов («Время Короленко», 1923, «О первой любви», 1923, и др.), к-рые являются фрагментами неосуществленного замысла 4-й части худож. автобиографии.
В творчестве Г. лит. портрет выступает как самостоят. худож. жанр. Замечат. его образцом, до к-рого прежде
- 291 -
не поднималась рус. лит-ра, явился мемуарный очерк о Л. Н. Толстом (1919), запечатлевший образ гениального писателя в его неповторимой сложности и противоречиях. Г. принадлежат также лит. портреты А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Н. Г. Гарина-Михайловского, революц. деятелей И. И. Скворцова, Л. Б. Красина, Камо и др. В очерке «В. И. Ленин» (1924—31) с большой худож. силой воссоздан полнокровный образ «Человека с большой буквы», великого вождя трудовых масс, сохранено живое обаяние личности Ленина, глубоко демократичного человека, к-рый «прост как правда». В сер. 20-х гг. Г. приступил к созданию социально-историч. эпоса, монумент. романов о предоктябрьских десятилетиях рус. жизни. Осн. конфликт в них связан с борьбой двух миров: мира революции и мира буржуазии. В романе «Дело Артамоновых» (1925), где картины жизни семьи Артамоновых даны на фоне истории страны от реформ 1861 до Окт. революции, на первом плане — история трех поколений бурж. семьи; им противопоставлены три поколения ткачей Морозовых.
«Дело Артамоновых» (Москва,
1951). Илл. Д. Шмаринова.В 1928 и 1929 Г. приезжал в СССР и совершал поездки по стране, впечатления от к-рых изложил в очерках «По Союзу Советов» (1929). В 1931 писатель навсегда вернулся на родину, где развернул лит.-обществ. деятельность. В 1935 избран чл. Союзного Совета ЦИК СССР. По инициативе Г. и при его редакторском участии с конца 20-х и в 30-е гг. начали выходить журналы «Наши достижения», «СССР на стройке», «Литературная учеба», «За рубежом», «Колхозник»; серии книг «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия»; капитальный труд «История гражданской войны», серия «История фабрик и заводов» и др. Выдающееся значение приобрели выступления Г. по вопросам сов. строительства, в защиту мира, демократии и социализма, против империалистов, готовящих новую войну. Г. был организатором и пред. Первого всесоюзного съезда сов. писателей (1934). Он содействовал развитию и единению лит-р народов СССР, лично общаясь с писателями, способствуя организации переводов, изданию антологий.
30-е гг. — период нового расцвета драматургии Г. Пьесы «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933) — первые две части драматургич. цикла, где развернута тема неизбежной гибели буржуазии и победы социалистич. революции. На сцену выведены разнообразные представители предреволюц. бурж. общества. Автор рисует поведение этих людей в дни крушения бурж.-дворянской России. Переработка «Вассы Железновой» привела к созданию новой драмы под тем же заглавием (1935). Появление образа революционерки Рашели определило гл. конфликт пьесы, отразивший борьбу двух миров — обреченного на гибель царства Железновых и новых революц. сил, готовых взорвать старый порядок.
Завершением худож. творчества Г. и новым достижением лит-ры социалистич. реализма явилось грандиозное эпич. полотно — роман «Жизнь Клима Самгина», над к-рым автор работал с 1925 до конца своих дней. Сорок лет рус. жизни, предшествующих социалистич. революции, нашли отражение в этом горьковском романе,
- 292 -
«...движущейся панораме... эпохи» (см. А. Луначарский, Статьи о Горьком, 1957, с. 61). Мн. историч. события (9 января, Февр. революция, приезд В. И. Ленина в Петроград) получили худож. воплощение на страницах романа. В центре книги — острая идейно-обществ. борьба эпохи. Г. осуждает вырождающееся народничество и поднимающее голову декадентство, подвергает резкой критике деятельность «легальных марксистов», либеральных интеллигентов, ренегатов революции, разоблачает хищнич. идеологию империалистов. Образы интеллигенции выступают на широком фоне жизни и действий нар. масс, пробуждающихся для историч. творчества. Гл. тема романа — разоблачение бурж. идеологии и прежде всего — бурж. индивидуализма — идеологии самгиных. «Самгинщина» характеризует поведение той бурж. интеллигенции, к-рая то рядилась в одежды беспартийности, то на подъемах революции «примыкала» к ней, а по существу предавала ее. В лице Самгина Г. разоблачил мнимых героев, претендующих на командные места, сорвал маски с якобы надпартийных «мыслителей» и вскрыл зависимость их идеологии и практики от классовых интересов буржуа. В романе обнаруживается и бесплодность усилий капиталистов — Варавки, Бердникова, Зотовой и др. — любыми средствами спасти буржуазный порядок. Большевик Степан Кутузов, товарищ Яков и все люди, составляющие лагерь революции, в ходе идейной борьбы побеждают Самгина, его духовных учителей и единомышленников. На Кутузовых работает сама история. «Жизнь Клима Самгина» характеризуется полнотой эпического изображения, историзмом, духом всепроникающей диалектики, глубиной раскрытия противоречий действительности, показанной в ее революц. развитии. Создавая роман, Г. опирался на то понимание истории предоктябрьских десятилетий, классовой борьбы эпохи рус. революций 1905 и 1917, к-рое было выработано Лениным.
«Жизнь Клима Самгина» (изд.
1935). Илл. Кукрыниксов.Великий художник слова, Г. в то же время был выдающимся лит. критиком и публицистом. В статьях Г. органически сочетаются философские, социально-этич., политич. и историко-лит. проблемы. Иск-во для Г. — верное отражение объективной действительности, имеющее огромную познават. ценность. Большое значение для сов. фольклористики приобрели мысли Г. об устном нар. творчестве и народности иск-ва. Г. признавал величайшее значение труда в развитии эстетич. чувства и худож. творчества, подчеркивал особо важное значение нар. творчества, оплодотворяющего нац. культуру. Силу и своеобразие рус. лит-ры, к-рую он считал самой демократич. и свободолюбивой в мире, Г. усматривал в ее глубокой народности. Г. всегда подчеркивал действенный характер сов. иск-ва, присущий ему активный гуманизм, пафос преобразования жизни. Исключит. важность придавал Г. теме раскрепощенного труда, к-рый в социалистич. обществе обретает свою творч. природу и ведет к расцвету культуры. Эти размышления Г. вливались в общее русло исканий сов. эстетики конца 20-х — нач. 30-х гг., завершившихся созданием
- 293 -
теории социалистического реализма. Определяя этот качественно новый худож. метод сов. иск-ва как «реализм людей, переделывающих мир», Г. подчеркивал гл. признак этого метода: его способность отражать действительность в революц. перспективе, умение смотреть на прошлое «с высоты высоких целей будущего» (см. «Год XXVI», с. 12). Г. неустанно защищал права романтич. начала в сов. иск-ве, в лит-ре социалистич. реализма и связывал это начало с героич. пафосом борьбы и строительства, утверждения действительности, с задачей создания положит. образов. Образ будущего постоянно присутствует в высказываниях Г. о социалистич. реализме. В ст. «О кочке и точке» (1933), «О социалистическом реализме» (1933) и др. Г. выдвигал перед сов. писателями требование передового мировоззрения, народности и партийности, сообщающих подлинную высоту точке зрения художника на жизнь. Важнейшей задачей сов. писателей Г. считал воспитание социалистич. человека, перестраивающего мир.
Г. похоронен 20 июня 1936 на Красной площади в Москве. Его именем названы г. Н. Новгород, Моск. Худож. и Ленингр. Большой драматич. театры, Ин-т мировой литературы АН СССР, Лит. ин-т СП и мн. культурные учреждения. Созданы музеи Г. в Москве, г. Горьком, Казани, Куйбышеве, с. Мануйловке УССР.
Памятники Г. установлены в Москве (проект И. Шадра), в г. Горьком (скульптор В. Мухина).
Памятник М. Горькому (Москва,
1951). Скульпторы В. И. Мухина,
Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова.
Проект И. Д. Шадра.Величие и мировое значение творчества Г. коренятся в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, художник выразил в своем иск-ве идеи, чувства и стремления рус. революц. пролетариата, отразил его обществ. практику, отдал свои силы подготовке первой в мире социалистич. революции, а после ее победы — созиданию коммунистич. общества и новой сов. культуры. Творчество Г. уже с нач. 20 в., а особенно после Октябрьской революции, оказывает огромное влияние на культуру и обществ. жизнь, на развитие сов. лит-ры и мировую прогрессивную лит-ру. Традиции Г. продолжили сов. писатели, обогатившие новыми достижениями иск-во социалистич. общества. Горьковские заветы и традиции живо ощутимы в творчестве мн. сов. писателей. Г. стал вдохновителем лит-ры братских народов СССР.
Прочные творч. и духовные связи объединяли Г. с прогрессивными писателями Зап. Европы и Америки: Р. Ролланом, А. Франсом, А. Барбюсом — во Франции; Т. Драйзером, Дж. Лондоном — в Америке; М. Андерсеном-Нексё — в Дании, и др. Р. Роллан подчеркивал, что «...никогда и никому, кроме Горького, не удавалось столь великолепно связать века мировой
- 294 -
культуры с революцией...» («Год двадцать первый», альм. 13, 1938, с. 46). Б. Шоу отмечал, что «...герои Горького несли в себе революцию...» («Иностр. книга», 1932, № 9, с. 43). В глазах заруб. писателей Г. являлся гл. представителем иск-ва нового мира, созидаемого в СССР. Влияние Г. распространилось на лит-ру и обществ. жизнь не только Запада, но и Востока. Худож. опыт Г. в изображении нового человека, характер к-рого формируется в ходе революц. борьбы, оплодотворил творчество мн. передовых художников мира. Один из основателей новой реалистич. лит-ры Китая Лу Синь писал: «Он — учитель литературы новой эпохи, имя Горького является олицетворением нового периода в истории мировой литературы» (цит. по кн.: «Горьковские чтения», 1951, с. 471). Творчество Г. служит великим примером для передовых писателей всего мира, воодушевленных идеями демократии и социализма.
Отклики критики на произв. Г. в России и др. странах были весьма многочисленны уже с конца 90-х гг. — нач. 900-х гг.; появлялись не только статьи и рецензии, но и отд. брошюры — В. Боцяновского, М. Вогюэ (на франц. яз.), Диллона (на англ. яз.) и др. Вокруг творчества Г. завязалась лит. борьба. Острую полемику открыли представители народнич. лагеря — Н. К. Михайловский, А. М. Скабичевский, М. А. Протопопов и др.; здесь сложилась легенда о Г. — «певце босяков», анархисте, индивидуалисте, даже ницшеанце, легенда, проникшая в бурж. зап.-европ. лит-ведение, к-рое и доныне часто довольствуется подобными ложными представлениями. Консервативная критика (М. О. Меньшиков и др.) обрушивалась на Г. за изображение «грязи» жизни и объявляла его вредным бунтарем. Либеральная наука (С. А. Венгеров и др.) пыталась ввести произв. Г. в рамки бурж. лит-ры, сближая его романтику с романтикой декадентов. Восприятие молодого Г. преим. как романтика надолго оставило след в рус. и заруб. «горьковиане». После появления «Дачников», «Матери», «Врагов» декаденты (Д. В. Философов, З. Н. Гиппиус и др.) повели кампанию против него, объявили «конец» Г. как художника. Вульгарно-социологич. критика (В. М. Шулятиков и др.) пыталась принизить Г., характеризуя его как мелкобурж. попутчика революции. Положительно оценивая Г., Г. В. Плеханов, однако, полемизировал (в статье о «Врагах») с большевистской настроенностью писателя.
Основополагающее значение имели высказывания В. И. Ленина о Г. как пролет. писателе, к-рый отразил революц. подъем масс, связал свое творчество с делом партии. Марксист. критика еще до Октября — в лице В. В. Воровского, А. В. Луначарского, С. Г. Шаумяна, литераторов большевист. «Правды» — вела борьбу за Г., за правильное понимание его творчества. Так, Боровский показал, что уже ранняя революц. романтика Г. явилась отражением определ. этапа пролет. движения. Еще недостаточно уяснив новаторство Г. как основоположника социалистич. реализма, Боровский оценил, однако, значение романа «Мать». Луначарский раскрыл проблематику пьес Г. об интеллигенции, мастерство Г.-драматурга. Историко-лит. изучение наследия Г. зародилось с конца 20-х — нач. 30-х гг. и развернулось в послевоен. период. Начало науч. исследования наследия Г. в сов. эпоху положили работы А. В. Луначарского, С. Д. Балухатого, И. А. Груздева, В. А. Десницкого, Н. К. Пиксанова и др.
В 1923—24 было выпущено в Берлине собр. соч. Г. в 22 тт., в значит. части редактированное автором; в 1928—30 в Москве — текстологически выверенное под ред. И. А. Груздева (издание повторено в расшир. виде в 1933—34 и в 1939—49). Особое значение приобрело 30-томное собр. соч. (1949—55), включившее не только худож. произв., но и критич., публицистич. статьи, избр. письма.
- 295 -
Важной предпосылкой изучения Г. явились библиографич. работы под руководством Балухатого. Мн. произв. Г., не опубл. автором, а также его письма стали известны благодаря таким научным изданиям, как сб-ки лениигр. Ин-та рус. лит-ры АН СССР («Горький. Материалы и исследования»), сб-ки моск. Ин-та мировой лит-ры («Архив Горького», «Горьковские чтения» и др.). Появились мемуары современников Г. Все это давало документ. базу для изучения творч. истории произв. Г. Биография Г. восстановлена с особой полнотой — в 4-томной «Летописи жизни и творчества Г.» (1958—60, Ин-т мировой лит-ры). В этих изданиях широко освещена революц. деятельность Г., его связи с деятелями культуры.
Сов. литературоведы (С. Касторский, Б. Бялик, Б. Михайловский, К. Муратова, Ю. Юзовский, Е. Тагер, Н. Белкина, Б. Бурсов, А. Овчаренко, А. Волков, А. Мясников, В. Воробьев и др.) исследовали творчество Г. как основоположника нового худож. метода — социалистич. реализма. Немало сделано в области исследования стиля, мастерства, жанров, особенностей языка Г. Раскрыто своеобразие его драматургии. Объектом изучения стала и публицистика Г. Большое внимание уделено его лит.-критич. воззрениям, его эстетике. Все более конкретно определяются место и значение Г. в процессе развития рус. лит-ры, многонац. сов. лит-ры и мировой лит-ры. Изучение жизни и творчества Г. ведется во многих союзных республиках и культурных центрах СССР.
<Илл. см. на вклейке между стр. 288—289.>
Соч.: Собр. соч., т. 1—25, 2 изд., М. — Л., 1933—34; Собр. соч., т. 1—30, М., 1949—56; История рус. лит-ры, Архив А. М. Горького, [т. 1], М., 1939; Пьесы и сценарии, там же, [т. 2], М., 1941; Повести, воспоминания, публицистика, статьи о лит-ре, там же, [т. 3], М., 1951; Письма к К. П. Пятницкому, там же, [т. 4], М., 1954; Письма к Е. П. Пешковой. 1895—1906, там же, [т. 5], М., 1955; Худож. произв. Планы. Наброски. Заметки о лит-ре и языке, там же, [т. 6], М., 1957; Письма к писателям и И. П. Ладыжникову, там же, [т. 7], М., 1959; Переписка А. М. Горького с заруб. литераторами, там же, [т. 8], М., 1960; Забытые рассказы, Л., 1940; Несобр. лит.-критич. статьи, М., 1941; Между прочим (Мелочи, наброски и т. п.). Фельетоны в «Самарской газете» 1895—1896, Куйбышев, 1941; М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Высказывания, М., 1951; А. М. Горький и В. Г. Короленко. Переписка. Статьи. Высказывания, М., 1957; Лит. портреты, М., 1959; Забытые произв., (1895—1901), Г., 1959; Стихотворения, 3 изд., М. — Л., 1963; Горький и сов. писатели. Неизданная переписка в кн.: Лит. наследство, т. 70, М., 1963.
Лит.: Биография, документы, воспоминания. В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы, 2 изд., М., 1961; Летопись жизни и творчества А. М. Горького, т. 1—4, М., 1958—60; Груздев И. А., Горький и его время. 1868—1896, 3 изд., М., 1962; его же, Горький. Биография, М. — Л., 1948; его же, Горький, М., 1958; М. Горький в Н. Новгороде, Н. Новгород, 1928; Горький в Татарстане. Сб. ст., Каз., 1932; Революц. путь Горького, М. — Л., 1933; М. Горький на родине. Сб. воспоминаний, Г., 1937; Немирович-Данченко Вл. И., Из прошлого, М., 1938; Плещунов Н. С., М. Горький и Кавказ, Б., 1939; Чуковский К. И., Из воспоминаний, М., 1959; Станиславский К. С., Моя жизнь в иск-ве, Собр. соч., М., 1948; Кожевников С. Е. и Коптелов А. Л., М. Горький и сиб. писатели. Сб. воспоминаний, Новосиб., 1950; Федин К., Горький. Из воспоминаний, Соч., т. 6, М., 1954; М. Горький в воспоминаниях современников, М., 1955; М. Горький в эпоху революции 1905—1907 гг. Материалы, воспоминания, исследования, М., 1957; Pozner W., Souvenirs sur Gorki, P., 1957; Горький и Сибирь. Письма. Воспоминания. [Вступ. ст. С. Кожевникова], Новосиб., 1961.
О творчестве. М. Горький. Материалы и исследования, т. 1—4, М. — Л., 1934—51; Горьковские чтения, [т. 1—8], М., 1940—64; Луначарский А. В., Статьи о Горьком, М., 1938; Пиксанов Н. К., Горький и фольклор, 2 изд., Л., 1938; его же, Горький-поэт, Л., 1940; его же, Горький и нац. лит-ры, М., 1946; Белкина Н. П., В творч. лаборатории М. Горького, М., 1940; Ермилов В. В., О гуманизме Горького, М., 1941; Касторский С. В., «Мать» Горького. Творч. история повести, Л., 1940; его же, Статьи о Горьком, 2 изд., Л., 1955; его же, Горький-художник. Очерки, М. — Л., 1963; Шаумян С. Г., Лит.-критич. статьи, М., 1952; Мясников А. С., М. Горький. Очерк творчества, М., 1953; История рус. лит-ры, т. 10, М. — Л., 1954; Михайловский Б. В. и Тагер Е. Б., Творчество М. Горького, 2 изд., М., 1954; Михайловский Б. В., Драматургия М. Горького эпохи
- 296 -
первой рус. революции, 2 изд., М., 1955; Панков В., Сов. действительность в изображении М. Горького, М., 1955; Волков А. А., М. Горький и лит. движение конца XIX и нач. XX вв., изд. испр. и доп., М., 1954; его же, М. Горький и литературное движение советской эпохи, М., 1958; Воровский В. В., Литературно-критич. статьи, М., 1956; Творчество М. Горького и вопросы соц. реализма, М., 1958; Муратова К. Д., М. Горький в борьбе за развитие сов. лит-ры, М. — Л., 1958; Наумов Е., М. Горький в борьбе за идейность и мастерство сов. писателей, М., 1958; Данилов С. С., Горький на сцене, Л. — М., 1958; Воробьев В. Ф., М. Горький о специфике лит-ры, Львов, 1958; его же, М. Горький о соц. реализме, Львов, 1959; Десницкий В., М. Горький, Очерки жизни и творчества, М., 1959; Юзовский Ю., М. Горький и его драматургия, М., 1959; О худож. мастерстве М. Горького, М., 1960; Бялик Б. А., М. Горький — лит. критик, М., 1960; его же, Горький драматург, М., 1962; Нович И., М. Горький в эпоху первой рус. революции, 2 изд., М., 1960; Новиков В., Как работал М. Горький над пьесой «Достигаев и другие», М., 1960; Горький и заруб. лит-ра, М., 1961; Овчаренко А. И., Публицистика Горького, М., 1961; Шумский А. М., Горький и сов. очерк, М., 1962; Бурсов В., Роман М. Горького «Мать» и вопросы социалистич. реализма, [3 изд.], М. — Л., 1962; Эвентов И. С., Сатира в творчестве М. Горького, М. — Л., 1962; Жак Л. П., От замысла к воплощению. В творческой мастерской М. Горького, М., 1963; Dillon E. J., M. Gorky, his life and writings, L., 1902; Vogüé E., Maxime Gorky. L’oeuvre et l’homme, P., 1905; Düsel F., Maxim Gorky und A. Tschechow, B., 1922; Nørgaard F., M. Gorki, Købh., 1931; Каракостов Ст., Максим Горки и българската литература, С. 1947; Holtzmann F., The young M. Gorky. 1868—1902, N. Y., 1948; Ямамура Фусадзи (Горький. Жизнь и творчество), Токио, 1948; Велчев В., «На дне» в ново осветление, С., 1948; Fredriksen N., Maxim Gorki, [Oslo], 1949; Běhoŭnek V., M. Gorkij. Klassik socialistckého pisemnictvi, Praha, 1951; Proost K. F., Maxim Gorki. Zijn leven en werken, Arnhem, 1952; Wolf Fr., M. Gorki. Revolutionärer Romantiker und sozialistischer Realist, B., 1953.
Библиография: Балухатый С. Д., Лит. работа М. Горького. Список первопечатных текстов и авторизованных изд. 1892—1934, М. — Л., 1936; Описание рукописей М. Горького, под ред. С. Д. Балухатого, в. 1, М. — Л., 1936; Описание рукописей М. Горького, под ред. И. П. Ладыжникова и Е. Ф. Розмирович, т. 1, М. — Л., 1948; Балухатый С. Д., Критика о М. Горьком. Библиография статей и книг. 1893—1932, Л., 1934; Балухатый С. Д. и Муратова К. Д., Лит., работа М. Горького. Дополнит. список. 1889—1937, М. — Л., 1941; Библиография М. Горького. Произв. Горького и лит-ра о Горьком (1936—37), М., 1940; Произв. М. Горького в переводах на иностр. яз., М., 1958 (Библиографич. указатель).
Б. В. Михайловский.