- 268 -
ГОРА́ЦИЙ [полное имя — Квинт Гораций Флакк (Quintus Horatius Flaccus)] (65 до н. э., г. Венузий, — 8 до н. э., Рим) — рим. поэт. Сын вольноотпущенника,
- 269 -
Г. переехал в Рим, где учился у грамматика Орбилия. Ок. 45 до н. э. отправился в Афины для завершения философ. образования. После убийства Цезаря Г. стал на сторону республиканцев и получил в их войске звание военного трибуна. В неудачной для республики битве при Филиппах (42 до н. э.) Г. бежал с поля сражения, «кинув щит». После объявления амнистии Г. снова в Риме. Там он покупает должность квесторского писца и вскоре начинает лит. деятельность. В 38 до н. э. Г. был представлен Вергилием и Барием Меценату и вскоре вошел в его кружок, объединявший поэтов — сторонников нового режима. В 33 до н. э. Г. получил от Мецената в подарок небольшое поместье близ Тибура.
Гораций. С древнеримской монеты.
Первыми произв. Г. были две кн. сатир, или «бесед» («sermones»), составленных по образцу греч. диатриб. В 1-й кн. (ок. 35—34 до н. э.) — 10 сатир, во 2-й (ок. 30 до н. э.) — 8. Тогда же им созданы и 17 эподов, ямбических стихотворений (см. Ямб). Содержание сатир, утративших в эпоху принципата свойственную сатирам Луциллия политич. остроту, — человек, его мораль и заблуждения. Произв. Г. обратили на себя внимание Октавиана Августа, предложившего ему стать личным секретарем, от чего Г. отказался. В 30—20-х гг. до н. э. Г. создал три кн. од (в 1-й кн. — 38, во 2-й — 20, в 3-й — 30), опубл. в 23 до н. э. В них поэт применил много стихотв. размеров, новых для римской лирич. поэзии. Содержание од разнообразно: обращения к друзьям, любовь, мысли о быстротечности жизни, призывы к гражд. примирению, восхваление Августа. В 13 до н. э. поэт выпустил 4-ю кн. из 15 од. Наряду с лирич. темами первых трех книг здесь содержится воспевание пасынков Августа — Тиберия и Друза. В 17 до н. э., исполняя почетное поручение Августа, он создает «Юбилейный гимн» («Carmen saeculare») для трехдневных празднеств.
Заставка к собранию стихов
Горация (1573).Творчество Г. противоречиво: восхваляя Августа и Мецената, он пытается остаться в кругу тем частной жизни. Предпочитая «малые формы», Г. на склоне лет много внимания уделяет и критике, создает жанр посланий. Первая книга содержит философские размышления в духе эпикурейства и отчасти стоицизма. Вторая посвящена вопросам поэзии. Особое место занимает письмо к Пизонам об иск-ве поэзии, названное еще в древности «Наукой поэзии» («Ars poëtica»). Г. подчеркивает огромную общественно-культурную роль поэзии, считая своей гл. заслугой перенесение эолийской лирики (см. Греческая древняя литература) на рим. почву (Оды, кн. 3, знаменитый «Памятник»). Крылатыми стали выражения Г.: «золотая середина»
- 270 -
(«aurea mediocritas») и «лови день» («carpe diem»). Творчество Г., замечат. мастера стиха, создателя поэзии ума, блистательной и гармоничной, одна из вершин рим. поэзии. Г. обогатил ее новыми для нее размерами греч. лирики. Его называли «numerosus» («богатый стихотворными размерами»).
«Оды» (Москва, 1935). Титульный
лист Ф. Константинова.Произв. Г. полностью сохранились (250 рукописей). Уже в эпоху ранней Империи он стал школьным поэтом. В 3 в. н. э. Порфирий написал к его соч. комментарий. В эпоху поздней Империи известность Г. идет на убыль. Интерес к нему вновь появился в ср. века в период т. н. Каролингского Возрождения, а гуманисты эпохи Возрождения считали Г. вместе с Вергилием одним из своих любимых поэтов. Первое изд. соч. Г. вышло ок. 1469—70 в Венеции. Если в ср. века ценились сатиры и послания Г., то Возрождение оценило его как лирика. Значит. было влияние Г. и на М. Монтеня. В век классицизма Г. стал образцом поэта и теоретика. Его «Наука поэзии» послужила основой для «Поэтического искусства» Н. Буало (1674).
В России ода Г. «Памятник» была переведена многими поэтами, начиная с М. В. Ломоносова; ее переложили Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, В. Я. Брюсов. Стих. Пушкина «Кто из богов мне возвратил...» — вольный перевод 7-й оды из 2-й книги од Г.
Соч.: Quintus Horatius Flaccus ex fide atque auctoritate decem librorum manuscriptorum, opera Dionysii Lambini emendatus, Lugduni, 1561; Opera..., ex rec. R. Bentley, Camb., 1711; Werke, erklärt v. A. Kiessling und R. Heinze, 5 Ausg., B., 1921; Opera, ed. Fr. Klingner, Lipsiae, 1959; в рус. пер. — Оды, сатиры, послания, пер. А. Фета, М., 1883; Полн. собр. соч., под ред. и с прим. Ф. А. Петровского, М. — Л., 1936.
Лит.: Благовещенский Н. М., Гораций и его время, СПБ, 1864, 2 изд., Варшава, 1878; Миллер Л., Жизнь и сочинения Горация, СПБ, 1880; История рим. лит-ры, т. 1, М., 1959; Masson J., Vita Horatii Flacci, Leiden, 1708; Sellar W. J., The Roman poets of the Augustian age. Horace and elegiacs poets, Oxf., 1892; Boissier G., Nouvelles promenades archeologiques. Horace et Virgile, 8 éd., P., 1913; Smiley Ch. N., Horace. His poetry and philosophy, N. Y., 1945; Noyes A., Portrait of Horace, L.., 1947; Fraenkel E., Horace, Oxf., 1957; Stegen G., Les épitres littéraires d’Horace, Namur, 1958; Perret J., Horace, P., 1960; Commager S., The odes of Horace, New Haven — L., 1962.
Ю. Ф. Шульц.