Ульрих Л. Н. Гладков Ф. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. — Стб. 192—195.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-1922.htm

- 192 -

ГЛАДКО́В, Федор Васильевич [9(21).VI.1883, с. Чернавка Саратовской губ., — 20.XII.1958, Москва] — рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Род. в семье крестьян-старообрядцев. Учился в сел. школе, был «мальчиком» в лавке, учеником в аптекарском магазине, наборщиком в типографии. Окончил в Екатеринодаре гор. училище со званием учителя нач. школы. С 1902 учительствовал в Забайкалье. В 1905 поехал в Тифлис для поступления в учит. ин-т. Сблизился с с.-д. кружками. По заданию партии уехал в Ейск, где в 1906 вступил в члены РСДРП. Вскоре был арестован, сослан на три года в Верхоленский уезд. Отбыв ссылку, поселился в Новороссийске. В 1914—17 учительствовал в прогимназии станицы Павловской на Кубани. В период белогвардейской оккупации был в большевистском подполье. Добровольцем ушел в Красную Армию. В 1920 назначен редактором новороссийской газ. «Красное Черноморье». В 1921 переведен на работу в Москву. В 1923 вошел в лит. группу «Кузница». С 1932 — чл. редколлегии «Нового мира». В годы Великой Отечеств. войны — корр. «Правды» и «Известий» на Урале (Свердловск). В 1945—1948 — директор Лит. ин-та им. М. Горького.

В 1900 в «Кубанских областных ведомостях» напечатан первый рассказ Г. «К свету». Ранние произв. Г., публиковавшиеся также в провинц. газетах, посвящены жизни рабочего люда, крест. бедноты, каторжников, босяков. Произв. эти изобиловали натуралистич. подробностями. Попытки раскрыть психологию героев, дать более сложные характеры содержит повесть о политич. ссыльных «Изгои» (1908—09, опубл. 1922). В 1917 М. Горький, с к-рым Г. переписывался с 1902, поместил в «Летописи» рассказ «Единородный сын» («Пучина»). После Октябрьской революции Г. обращается

- 193 -

к острым совр. темам. Стремление не только к тематическому, но и к формальному новаторству приводит Г. к несвойственной ему ранее «рубленой прозе», что сказалось, напр., в рассказе «Огненный конь» (1923). Искусственная композиция, стилизованный язык, натуралистичность речи персонажей характерны и для пьес «Бурелом» (1921), «Ватага» (1923).

«Цемент» (Москва, 1932). Илл. Б. А. Дехтерева

«Цемент» (Москва, 1932). Илл.
Б. А. Дехтерева.

Широкую известность приобрел роман Г. «Цемент» (1925). Осн. тема романа, рассказывающего о восстановлении цементного завода после гражд. войны, — цементирование трудом новых обществ. отношений и связей, возникновение новой социалистич. дисциплины, новой семьи. Взявшись за острые социальные и психологич. проблемы, Г. передал героику трудовых подвигов рабочего класса, силу вдохновляющих идей Коммунистич. партии, создал яркие образы положит. героев. Организатором и вожаком коллектива выступает в романе вернувшийся с фронта и выбранный секретарем заводской парт. ячейки Глеб Чумалов. Его жена Даша — активный работник женотдела. Писатель смело вторгался в действительность, не боялся показывать правду жизненных столкновений, увлекал читателя величием тех дел, к-рые позволяли его героям чувствовать себя свободными хозяевами страны. В числе первых сов. писателей Г. показал преобразующий, созидат. характер труда народа. Для «Цемента» характерны героизация событий, приподнятость стиля, широкий поток метафор, обилие неологизмов. Первым оценил «Цемент» М. Горький. Он писал: «...Это — очень значительная, очень хорошая книга. В ней впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности — труд... весьма удались и характеры. Глеб вырезан четко и хотя он романтизирован, но это так и надо... Даша — тоже удалась» (Собр. соч., т. 29, 1955, с. 438—39). Однако язык «Цемента» страдал обилием диалектизмов, вычурностью, что было также отмечено Горьким. В последующие годы Г. вносил исправления в каждое новое издание романа. «Цемент» стоит в ряду классич. произв. сов. лит-ры.

«Вольница» (Москва, 1957). Илл. Н. Пономарева

«Вольница» (Москва, 1957). Илл.
Н. Пономарева.

После «Цемента», вокруг к-рого развернулась горячая лит. дискуссия, появился рассказ «Кровью сердца» (1928). В споре читателя, писателя и критика Г. защищал здесь свои творч. позиции, близкие складывающемуся методу социалистич. реализма. В 1932 выходит сб. «Маленькая трилогия», куда вошли сатирич. рассказы, написанные в 1926—30: «Головоногий

- 194 -

человек», «Непорочный черт» и «Вдохновенный гусь» — острые зарисовки подхалимов, приспособленцев, ловкачей, беспощадно и страстно разоблачаемых писателем. В последующие годы написаны «Новая земля» (1930) и «Пьяное солнце» (1932), в к-рых автор пытался изобразить новых людей, сов. деревню. Художественно гораздо менее убедительные, чем первый роман, они страдали излишней натуралистичностью.

Значит. этапом в творчестве Г. был роман «Энергия» (1932—38), созданный на материале строительства Днепрогэса и др. строек первых пятилеток. Г. стремился показать энергию масс, увлеченных идеей созидания, запечатлеть напряженный ход событий, контрастно представить судьбы людей. Однако роман не имел того успеха, какой выпал на долю «Цемента». Резкой критике подвергся язык первой кн. романа в ст. М. Горького «О прозе» (см. Собр. соч., т. 26, 1953, с. 401—02). Г. неоднократно перерабатывал роман (особенно в изд. 1939 и 1947) и все же не считал его завершенным. В 1941 опубл. повесть Г. «Березовая роща». «Это поэма о лесе и преобразовании природы — одно из самых дорогих мне произведений», — писал автор. В годы Великой Отечеств. войны написаны рассказы о людях уральских оборонных заводов, повесть «Клятва» (1944) о вдохновенном труде ленингр. рабочих, эвакуированных на Урал.

В послевоен. годы Г. создал давно задуманную автобиографич. трилогию — «Повесть о детстве» (1949, Гос. премия СССР, 1950), «Вольница» (1950, Гос. премия СССР, 1951), «Лихая година» (1954), в к-рой продолжил горьковские реалистич. традиции. В этом произв. большой худож. силы представлен мир малоземельной, обездоленной деревни, жизнь рабочих артелей на каспийских рыбных промыслах. Пробуждение революц. самосознания, начало борьбы за утверждение прав трудящегося человека — осн. тема автобиографич. повествования, к-рое ведется от имени Феди Гладкова. Глубокое знание нар. жизни позволило писателю ярко изобразить в трилогии жестокую эксплуатацию крестьян и рабочих дореволюц. России, утвердить величие их труда, показать пробуждение народа. Повествованию присущи поэтичность и гневная страстность. В трилогии искусно использован фольклор, большую роль играет пейзаж — неотъемлемая часть того мира, к-рый оптимистически утверждается автором. Язык автобиографических повестей отличается богатством словаря, синтаксической стройностью. Последние годы Г. работал над 4-й частью автобиографич. эпопеи — повестью «Мятежная юность» (незаконч.). Он создал также лит. портреты писателей и обществ. деятелей — М. И. Калинина, И. И. Скворцова-Степанова, А. С. Неверова, А. С. Серафимовича, А. Г. Малышкина, П. П. Бажова и др. Выступал со статьями, посвященными вопросам лит-ры, лит. языка (сб. «О литературе», 1955), с публицистич. статьями.

Соч.: Собр. соч., т. 1—3, М. — Л., 1926; Собр. соч., т. 1—3, М. — Л., 1929—30; Собр. соч., т. 1—5, М., 1950—51; Собр. соч., т. 1—8, М., 1958—59; Мятежная юность. Очерки. Статьи. Воспоминания, М., 1961; Автобиография, в кн.: Сов. писатели, автобиографии в двух томах, т. 1, М., 1959; М. Горький — Ф. В. Гладков. [Переписка], в кн.: Лит. наследство, т. 70, М., 1963, с. 63—125.

Лит.: Уханов И. П., Творч. путь Ф. Гладкова, М., 1953; Брайнина Б. Я., Федор Гладков. Очерк жизни и творчества, М., 1957; Архангельская В. К., Нар. творчество в «Повести о детстве» Ф. Гладкова, альм. «Новая Волга» (Саратов), кн. 19, 1953; Стахов В. П., Творч. история романа Ф. Гладкова «Цемент», «Рус. лит-ра», 1959, № 1; Воложенин А. П., Мастерство эпич. прозы (Об автобиографич. трилогии Ф. Гладкова), «Вопр. лит-ры», 1959, № 3; Пахомова М. Ф., Гладков и Горький (Из истории лит. отношений), «Тр. Карельского филиала АН СССР. Вопросы лит-ры и нар. творчества», 1959, в. 20; ее же, Горьковские традиции в автобиографич. жанре, «На рубеже», 1960, № 4; Ульрих Л. Н., Горький и Гладков, К вопросу о горьковких

- 195 -

традициях в сов. лит-ре, Таш., 1961; Рус. сов. писатели-прозаики. Библиографич. указатель, т. 1, Л., 1959.

Л. Н. Ульрих.