177

ГИЛЬЕ́Н (полное имя — Гильен Батиста; Guillén Batista), Николас (р. 10.VII.1902, г. Камагуэй) — кубин. поэт и обществ. деятель. Отец Г., прогрессивный журналист, был убит в 1917. Первые стихи Г. опубл. в 1919, но известность приобрели поэтич. циклы «Мотивы сона» («Motivos del son», 1930) и «Сонгоро Косонго» («Sóngoro Cosongo», 1931), в к-рых,

178

используя ритмику нар. танца-песни «сона», поэт воссоздает образы простых людей Кубы, гл. обр. негров, рассказывает об их радостях и печалях. Сб. стихов «Вест-Индская компания» («West-Indies Ltd», 1934), где центр. место занимает поэма того же назв., свидетельствует об обращении поэта к политич. лирике; ее герой — народ, не только страдающий, но и поднимающийся на борьбу. В сб. «Песни для солдат и соны для туристов» («Cantos para soldados y sones para turistas», 1937) Г. включил созданный в 1935—36 цикл антимилитарист. стихов и поэму «Хосе Рамон Канталисо», где выведен образ нар. певца. В 1937 Г. вступил в компартию и приехал в Испанию. Он участвовал в работе 2-го Междунар. конгресса писателей в защиту культуры, отстаивал в печати исп. Республику против фашизма, опубл. совм. с X. Маринельо серию репортажей «Люди республиканской Испании» («Hombres de España leal», 1938) и поэму «Испания. Поэма в четырех печалях и одной надежде» («España. Poema en cuatro angustias y una esperanza», 1937). В годы 2-й мировой войны, продолжая антифашист. деятельность, сотрудничая в прогрессивной печати Лат. Америки, поэт создал цикл стихов, позднее объединенных под назв. «Все песни» («El son entero», 1947), развивающий темы прежних циклов.

После 2-й мировой войны Г. стал одним из руководителей движения сторонников мира; он — чл. бюро Всемирного Совета Мира. Неоднократно посещал СССР и страны нар. демократии. За прогрессивную деятельность Г. неск. раз подвергался аресту пр-вом диктатора Батисты, в 1954—59 находился в изгнании. В эти годы он создал сб. стихов «Всенародный голубь» («La paloma del vuelo popular», 1958), лирич. рассказ о простых людях и их борьбе за мир, и цикл лирико-эпич. элегий, в т. ч. «Элегию о Жаке Румене в небесах Гаити» (1948), «Элегию памяти Хесуса Менендеса» (1951), «Кубинскую элегию» (1953—54) и «Элегию на смерть Эммета Тилла» (1956); рисуя трагич. гибель своих героев, поэт утверждает веру в торжество справедливости и неиссякаемые силы народа. Г. удостоен Междунар. Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1954). В 1959, после победы нар. революции, вернулся на Кубу, где развернул кипучую лит. и обществ.-политич. деятельность. В стихах и статьях, публикуемых в газетах и журналах Кубы, прославляет победу народа и строительство нового общества. В газ. «Noticias de hoy» («Ежедневные новости») Г. систематически помещает короткие публицистич. заметки на важнейшие темы дня. В 1961 избран пред. Союза писателей и художников Кубы. Г. — поэт глубоко народный; его творчество тесно связано с кубин. муз. и песенным фольклором. Мн. его произв. положены на музыку и стали нар. песнями.

Соч.: Chansons cubaines et autres poèmes, P., [1955]; Sus mejores poemas, Lima, [196...]; Prosa de prisa. Crónica, La Habana, 1962; в рус. пер. — Стихи, М., 1957; [стихи], в сб.: Заря над Кубой, М., 1962.

Лит.: Дашкевич Ю., Певец Кубы, «Ин. лит-ра», 1960, № 1; Кутейщикова В., Нар. поэт Кубы, «Звезда», 1951, № 4; Осповат Л. С., Николас Гильен и нар. песня, в кн.: Куба. Историко-этнографич. очерки, М., 1961, с. 498—533; Плавскин З. И., Николас Гильен — поэт кубин. народа, «Вестник ЛГУ», 1953, № 9; Портуондо Х. А., Историч. очерк кубин. лит-ры, М., 1961; Николас Гильен. Биобиблиографич. указатель, [сост. И. М. Левидова], М., 1956; Marinello J., Poética, Madrid, 1933; Varela J. L., Ensayos de poesía indígena en Cuba, [Madrid, 1951]; Vitier С., Lo cubano en la poesía, La Habana, 1958.

З. И. Плавскин.