- 112 -
ГЕ́ЙНЕ (Heine), Генрих (13.XII.1797, Дюссельдорф, — 17.II.1856, Париж) — нем. поэт, публицист, критик. Род. в небогатой евр. семье. Город Дюссельдорф, где Г. провел детство, испытал прямое влияние франц. бурж. революции конца 18 в., а затем и наполеоновской Франции. Политич. и социальные завоевания революции коснулись Г. непосредственно, они были впечатлением его ранней юности, они же поддерживали в нем оппозиц. настроения в период Реставрации. С 1819 по 1825 тянется университетское учение Г. — в Бонне, Гёттингене, Берлине и опять в Гёттингене. Он числился по юридич. ф-ту, охотнее же всего посещал лекции и занятия по филологии и философии. В 1821—23 слушал лекции Гегеля, познакомился с ним самим. Учился Г. на средства своего дяди Соломона Г., гамбургского банкира; материальная зависимость от гамбургских родственников тяготела над Г. и позднее.
С 20-х гг. Г. выступает в печати. Кризис Реставрации, восстания в Испании, Греции, Италии вдохновляют Г., начавшего свой путь вместе с возрождением революц. традиции в Европе. Лучшее из написанного Г. в этот период входит в «Книгу песен» («Buch der Lieder», 1 полн. изд. 1827) и в прозаич. произв. «Путевые картины» («Reisebilder»), печатавшееся часть за частью начиная с 1826 и завершенное в 1831. «Книга песен» — сб. лирич. стихов, среди к-рых преобладают написанные в нар. песенном стиле. Г. тонко уловил склад и певучую интонацию нем. нар. лирики, избавив ее от архаизмов и длиннот. Песня у него почти эпиграмматична, отличается особой сосредоточенностью, простотой и силой эмоций, что не исключает богатства их оттенков. Уже Гёте дал высокие примеры в обращении с нем. песенной традицией; Г. отчасти следовал лирике Гёте. Он противостоял тем нем. романтикам, к-рые хотели подчинить нар. песню своей консервативной идеологии. У Г. нар. песня прочно соединилась с идеями демократии, политич. и социального освобождения. Стихи «Книги песен» и последующие лирич. сб-ки Г. оказались неким единым произв. с единым сюжетом, с целостной композицией. «Книга песен» — история скромного современника, просвещенного плебея, политически и общественно обездоленного. Он ищет спасения в любви, в семье, но и здесь страдает от социального неравенства. Несчастная любовь того, кто в одной только любви вынужден искать осуществления своих
- 113 -
человеч. прав, — таков сюжет лирич. романа в «Книге песен». Но здесь ощутима и историч. эпоха, появляются воспоминания о революции, предвосхищается будущая свобода европ. народов. Книга Г. в целом и отд. ее стихотв. («Они любили друг друга», «Сосна и Пальма», «Лорелея» и др.) издавна популярны в Германии и в Европе. Музыку к стихам «Книги песен» писали выдающиеся композиторы.
Поэма «Германия». Шмуцтитул
Г. А. Ечеисова (1934).В «Путевых картинах» (ч. 1—4, 1826—31) с большей полнотой и отчетливостью, чем в «Книге песен», ведется борьба против Реставрации. «Путевые картины» — остроумнейший обзор Германии и Европы в их тогдашнем состоянии. Здесь вполне вырабатывается лит. манера Г. Проза его лирична, прихотлива, ассоциативна, изобилует неожиданными импровизациями и отступлениями. Вместе с тем Г. — подлинный реалист, способный к крупнейшим обобщениям политич. и социального характера. Перед нами тогдашняя Германия, в ее неподвижности и отсталости, с ее бесплодной ученостью, бесправием и филистерством. В «Книге Легран» («Ideen. Buch Legrand») возникают воспоминания о франц. революции, о Наполеоне, в к-ром Г. хочет видеть только продолжателя ее, перевернувшего старый порядок и завоеванных им нем. землях (позднее о Наполеоне Г. будет судить холоднее, объективнее, оценивая его историч. роль). Рассказ о барабанщике Легране, о красных маршах гильотины звучит революц. призывом, предвестием конца Реставрации и владычества Священного союза. С сочувствием изображена Италия, где тайно действуют карбонарии, — революц. пример для немцев, принявших нац. унижение, политич. раздробленность. В путевых картинах особо важны главы, посвященные Англии. В англ. капитализме Г. усматривает новый вид человеческой неволи. Нужно покончить с феодальным гнетом, но в этом лишь начало освободительной задачи человечества.
Стихотворение «Снова на родине». Заставка А. Гончарова
(1952).Нем. самодержавие, полицейщина, цензура связывали Г. как писателя. Германия закрывала перед ним и всякую иную деятельность. В 1828 он безуспешно добивался для себя профессуры в Мюнхене. Июльская революция 1830 изменила личную судьбу Г. В мае 1831 он выезжает во Францию и становится политич. эмигрантом до конца дней. Его рассматривают как главу нем. оппозиц. лит-ры. В 1835 общенем. Союзный сейм выносит постановление, запрещающее все соч. Г., а также литераторов из группы «Молодая Германия» (позднее у Г. с большинством этой группы произошел разрыв). В 30-е гг. Г. публикует новые соч. на нем. и франц. яз., вступает в дружеские
- 114 -
отношения с крупнейшими франц. писателями. Своей особой миссией он считает идейное посредничество между Францией и Германией. Немцам он проповедует франц. политич. опыт, посвящает их в социальные, лит. идеи Франции, увлекает их примером активной политич. борьбы. Так возникают его соч. «Французские дела» («Französische Zustände», 1832) и «Лютеция» («Lutetia», 1840—47, отд. изд. 1854) — хроника и анализ франц. политич. жизни. Политич. окраску носят и очерки «Французские художники» («Französische Maler», 1831), письма «О французской сцене» («Über die französische Bühne», 1837), в к-рых Г. проявляет себя как первоклассный худож. критик. Обратной цели, ознакомлению французов с жизнью и культурой Германии, служили соч. Г. «Романтическая школа» («Die romantische Schule», нем. изд. 1833 и более полн. 1836), «К истории религии и философии в Германии» («Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland», нем. изд. 1834; франц. изд. 1835). В первом из них Г. вершил суд над нем. романтиками, жестоко порицая их за тяготение к союзу с феод. силами, с католич. церковью и одновременно отмечая их заслуги в качестве знатоков и пропагандистов нар. худож. культуры. Более суров Г. к старшим романтикам (А. и Ф. Шлегелям, Ф. Новалису). Младшие романтики (Брентано, Арним, Эйхендорф, Уланд), носители своеобразного народничества, пользуются его симпатией, то прямой, то проявляющейся скрытно. Однако величайшим представителем нем. лит-ры был для Г. убежденный враг романтизма В. Гёте. В нем Г. видит великого реалиста, «язычника», поклонника природы, умеющего взирать на мир плотским, остро видящим оком. С др. стороны, Г. осуждает гражд. пассивность Гёте, его примирительное отношение к нем. политич. убожеству. Рядом с Гёте Г. выдвигает классиков нем. философии; в них он ценит универсализм, пафос интеллектуального исследования. Сопоставления между нем. философией и франц. революцией у Гёте только полусерьезны, в них немало иронии; он исходит из высокой оценки революц. практики. В Германии же философия пыталась заменить ее собой. Г. недоволен философ. идеализмом, хорошо понимая, какую опору находят в нем филистерские настроения. Вместе с тем Г. сумел усмотреть революц. характер диалектики Гегеля, что было мало доступно его современникам. Ф. Энгельс высоко оценил эту философскую проницательность Г. Однако собственное философское кредо Г. — пантеизм, через к-рый он и хотел примирить идеалистич. философию с материалистической.
Стихотворение «Два гренадера»
Рисунок И. Грота (1893).В Париже Г. изучает доктрины франц. социалистов. Он решительно настроен против уравнительных мелкобурж. теорий. Его увлекают идеи Фурье и особенно Сен-Симона. Особо отзывчив был Г. к идеям грядущего материального счастья и процветания человечества, к учению об «эмансипации плоти» у сен-симонистов. «Эмансипацию плоти» Г. постоянно пропагандировал в стихах и в прозе. Примечательно, что Г. не верил в мирное идиллич. водворение социализма, в признание его «сверху» со стороны господств. классов. Утописты
- 115 -
исключали политич. борьбу, Г. же был убежденным ее сторонником. В 1840 Г. публикует памфлет «Людвиг Бёрне» («Ludwig Börne. Eine Denkschrift»). Здесь Г. подверг критике нем. мелкобурж. радикалов, группу «Молодая Германия», с к-рой Г. обычно отождествляли, и прежде всего Л. Бёрне, обличая ограниченность его политич. взглядов, его уравнительские идеи. Тогда же у Г. окончательно выработалась характерная для него антитеза «эллинов» и «назареян». Это худож. обобщения, в свете к-рых Г. рассматривал ход всемирной истории. И в прошлом, и в настоящем происходила и происходит борьба этих сил, победа будет за «эллинами». По Г., «назареяне» — сторонники формальных прав и свобод, лицемерно забывающие об их материальном содержании, или же это сторонники грубого уравнительного идеала, для к-рых вопрос о пае, приходящемся на долю каждого, стоит впереди вопроса о богатстве, принадлежащем всему человечеству. «Эллины» — ревнители реальных прав человека, интересов обществ. богатства, сил внутреннего роста. Себя Г. причисляет к «эллинам», а Бёрне, нем. радикалы, мелкобурж. оппозиция — все это для него «назареяне» новейшего типа; «назарейство» — это и программа политич. сектантов, именующих себя социалистами, при всех своих радикальных декларациях не освободившихся от влияния бурж. общества, его двуличия и ханжества.
Поэма «Германия». Илл. М. Швиммера. Лейпциг, 1952.
Г. чрезвычайно страдал от разлуки с родиной. Мотивы изгнания, тоски по родине, по родной речи все чаще звучат в его стихах и публицистике. Известной компенсацией для него служило только вмешательство через лит-ру в нем. дела, все возраставшее с 40-х гг. В Германии складывается сильное оппозиц. движение, возникает т. н. политич. поэзия. Наступает пора расцвета такой поэзии и в творчестве самого Г. В 1843—44 написаны «Современные стихотворения» («Zeitgedichte»). В 1842 создается политич. поэма «Атта Тролль» («Atta Troll. Ein Sommernachtstraum», 1843), в 1844 — «Германия, зимняя сказка» («Deutschland. Ein Wintermärchen»). Г. придает нем. политич. поэзии новый для нее идейный размах; дальней целью революц. движения указан социализм, содержание к-рого формулируется в терминах сен-симонистов как «эмансипация плоти» или как торжество «эллинов» над «назареянами». Новые соч. Г. отличаются злободневностью, точностью в оценке политич. момента, остротой характеристик событий и лиц, представленных в его стихах портретно, с общеизвестными деталями их поведения, обычаев и нравов. Политич. стихи Г. — образец реализма в поэзии,
- 116 -
в к-ром острый интерес к злобе дня сочетается с далекими идейными перспективами. Г. проповедует переход от философ. умозрений к революц. действию — от Гегеля к «барабану»; стих. «Доктрина» стало уже в 40-е гг. популярным в России, особенно среди петрашевцев. Первую строку этого стихотворения («Бей в барабан и не бойся...») Н. А. Добролюбов поставил эпиграфом к ст. «Когда же придет настоящий день?» (1860). Поэма «Атта Тролль», написанная в духе комич. «животного эпоса», направлена против лжереволюционеров, против нем. мещан, тупиц и невежд, выдающих свою ненависть к цивилизации, уравнительство, зависть к уму и таланту, за социализм в его нац.-нем. виде. В лице героя поэмы — пиренейского медведя Атта Тролль (он же нем. филистер и националист, поклонник лжесоциализма в духе Прудона) Г. покарал своей сатирой те слои общества, к-рые взирают корыстно на предстоящие великие историч. перевороты, надеясь подчинить их своим узким, эгоистич. целям. Поэма «Германия», еще более значительная по замыслу, — смотр силам, к-рые могли бы совершить нем. революцию, призыв к тому, чтобы эта революция прошла в наиболее радикальных формах. Г. наносит удары пруссачеству, предостерегая против него немцев. Национализм, милитаризм обличаются у Г. как злейшие враги демократии. Он агитирует в пользу плебейской революц. расправы с силами старого режима в Германии, изображаемого как дурной сон, как злое наваждение. Поэма «Германия» писалась в промежутке между двумя путешествиями, предпринятыми Г. в Гамбург (в 1843 и в 1844). Воспринятое здесь внесло в его поэму особую живость.
Памятник на Монмартрском
кладбище в Париже.Важное значение для творчества Г. в этот период имела завязавшаяся в дек. 1843 в Париже дружба с молодым К. Марксом, беседы с к-рым укрепили в Г. революц. идеологию и решимость; отношения с ним не прерывались и после высылки Маркса из Парижа. Отд. главы «Германии» печатались в париж. газете нем. эмигрантов «Vorwärts» («Вперед», 1844), к к-рой Маркс стоял очень близко.
С 1846 Г. становится жертвой тяжелой болезни — прогрессивного паралича. С сер. 1848 и до смерти он не покидал своего жилища и ложа, к-рое назвал «матрацной могилой». Революция 1848 протекала в стороне от больного Г., стихи к-рого лишь изредка появлялись на страницах печати. Между тем Г. был писателем, к-рый более других подготовил Германию к пониманию революции. В 1851 выходит «Романсеро» («Romancero») — кн. стихов Г., знаменующая особый этап на пути его творчества. Скорбь и ирония этой книги подсказаны и личными мотивами и неудачами недавней революции, похоронившей вековые иллюзии бурж. демократии в Европе. В 1853—54 публикуются «Признания» («Ge ständnisse»). И в «Романсеро» и в «Признаниях» снова появляются образы «эллинов» и «назареян», не всегда названные по имени, столь долго сопутствовавшие Г. На этот раз в «Признаниях» Г. пытается отменить свою
- 117 -
борьбу за «эллинство» и объявляет о своем обращении к «назарейству», а заодно и к религии. Но мотивы отречения звучат здесь неубедительно, перемешанные с насмешкой по собств. адресу; Г. и в последние годы жизни возвращался к политич. поэзии, бичуя ошибки революц. движения, с энергией, присущей тому, кто надеется, что движение может возродиться в новом, более высоком виде. «Эллинство» по-прежнему вызывает его поэтич. восторги, а новообретенное «назарейство» он воспринимает сатирически или же как мрачную трагедию.
Г. похоронен в Париже, на кладбище Монмартра. Уже при жизни Г. был окружен европ. славой. В России он стал одним из любимейших западноевроп. писателей. Классич. переводы стихов Г. на рус. яз. дали М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, М. Л. Михайлов, А. А. Блок. С большим сочувствием к Г. относились революц. демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, любовно переводивший его стихи. Статью о поэте написал Д. И. Писарев. В Сов. Союзе наследие Г. вызвало множество новых переводов и интерпретаций. Соч. Г. неоднократно переиздавались при участии лучших сов. переводчиков (Ю. Тынянов, В. Левик, В. Зоргенфрей и др.). В Сов. Союзе соч. Г. изучались, пропагандировались, в то время как в гитлеровской Германии они сжигались на кострах. Сов. Союз как бы предоставил великому поэту право политич. убежища. Нацисты стремились даже имя поэта вытравить из памяти нем. народа. Он оставался для них живым, опаснейшим врагом и обличителем. Демократич. Германия возродила Г. — издания его соч., академич. и предназначенные для широкой читательской массы, следуют одно за другим; для науки и для критики Г. и его лит. эпоха — постоянный предмет внимания, ему возвращено его законное место в истории нем. лит-ры.
<Илл. см. на вклейке между стр. 112—113.>
Соч.: Sämtliche Werke, hrsg. von E. Elster, Bd 1—4, Lpz., 1924; Sämtliche Werke, hrsg. von O. Walzel, Bd 1—10, Lpz., 1910—15; Werke, Bd 1—5, Weimar, 1957—60; Briefe, hrsg. von F. Hirth, Bd 1—6, Mainz, 1950—56; Gespräche mit Heine. Gesammelt und hrsg. von H. H. Houben, [2 Aufl.], Potsdam, [1948]; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—12, вступ. статьи Г. Лукача (т. 1), А. И. Дейча (т. 2), А. З. Лежнева (т. 4), Н. Я. Берковского (т. 8), М. — Л., 1935—49; Собр. соч., т. 1—10, вступ. ст. Д. И. Заславского, Л., 1956—59.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об иск-ве, т. 2, М., 1957; Писарев Д. И., Генрих Гейне, Соч., т. 4, М., 1956; Меринг Ф., Лит.-критич. статьи, т. 2, [М. — Л.], 1934; Луначарский А. В., Гейне — мыслитель, в его кн.: Статьи о лит-ре, М., 1957; Дейч А., Генрих Гейне, поэт, М., 1941; Хавтаси Г., Теория иск-ва Г. Гейне, Тб., 1956 (на груз. яз.); Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, М., 1959, гл. 7; Рейман П., Осн. течения в нем. лит-ре 1750—1848, М., 1959; Косаковская Э. А., Социально-философ. взгляды Г. Гейне и его борьба против пруссачества, 1945 (дисс.); Берковский Н. Я., Генрих Гейне, писатель нар. Германии, «Звезда», 1956, № 2; Шиллер Ф. П., Генрих Гейне, М., 1962; Дейч А. И., Поэтич. мир Гейне, М., 1963; Генрих Гейне. Библиография рус. переводов и критич. лит-ры на рус. языке, [сост. А. Г. Левинтон, ред. Я. М. Металлов], М., 1958; Strodtmann A., Heines Leben und Werke, 3 Aufl., Bd 1—2, Hamb., 1884; Hirth Fr., Heinrich Heine und seine französischen Freunde, Mainz, [1949]; его же, Heinrich Heine. Bausteine zu einer Biographie, Mainz, [1950]; Victor W., Marx und Heine, [3 Aufl.], B., 1953; Wadepuhl W., Heine-Studien, Weimar, 1956; Vallentin A., Henri Heine, P., [1956]; Kaufmann H., Politisches Gedicht und klassische Dichtung. Heinrich Heine, B., 1958; Wilhelm G., Heine Bibliographie, Tl 1—2, Weimar, 1960.
Н. Я. Берковский.